Анализ влияния факторов на развитие товарооборота и выпуска собственной продукции

Тема 5. Изучение хозяйственной деятельности объекта

Общественного питания

Анализ выполнения плана и динамики торгового объекта

Основной задачей анализа деятельности предприятий питания является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества и эффективности их работы, улучшения обслуживания потребителей путем изучения и использования передового опыта работы, устранения недостатков в хозяйствовании, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

Производственная торговая деятельность предприятий общественного питания характеризуется, прежде всего, показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот разделяется на розничный, оптовый и валовой. Анализ товарооборота и выпуска собственной продукции производят по данным производственно-торгового плана, бизнес-плана, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, контрольных проверок и других источников информации.

Розничный товарооборот предприятий общественного питания является составной частью товарооборота города и, в определенной мере, покрывает покупательские фонды населения. Анализ товарооборота проводят по общему его объему и составу.

Данные о товарообороте предприятия общественного питания сводим в таблицу 8.

Таблица 8 - Анализ выпуска продукции и товарооборота
Показатели Прошлый год Отчётный год В % к прошлому году
План Факт Отклонение Выполнение плана, %
Валовой товарооборот, млн. р.:            
а) в действующих ценах +311 102,6 127,2
б) в сопоставимых ценах - 10447,0 - - 108,7
Розничный товарооборот, млн. р.:            
а) в действующих ценах 6620,7 8563,5 8904,5 +341 104,0 134,5
б) в сопоставимых ценах 6620,7 - 7610,7 - - 115,0
Товарооборот по ПСП, млн. р.:            
Окончание таблицы 8
а) в действующих ценах 7745,7 9965,6 10224,6 +259 102,6 132,0
б) в сопоставимых ценах 7745,7 - 8739,0 - - 112,8
Товарооборот по ПТ, млн. р.:            
а) в действующих ценах 1866,3 1946,4 1998,4 +5,2 102,7 107,1
б) в сопоставимых ценах 1866,3 - 1708, - - 91,5
Оптовый товарооборот,млн. р.:            
а) в действующих ценах 2991,3 3348,5 3318,5 -30 99,1 110,9
б) в сопоставимых ценах 2991,3 - 2836,3 - - 94,8
Удельный вес ПСП, %            
а) в действующих ценах 80,56 83,66 83,65 -0,01 99,99 103,8
б) в сопоставимых ценах 80,56 - 83,65 - - 103,8
Удельный вес ПТ, %            
а) в действующих ценах 19,42 16,34 16,35 +0,01 100,1 84,2
б) в сопоставимых ценах 19,42 - 16,35 - - 84,2
Удельный вес оптового товарооборота, %            
а) в действующих ценах 31,12 28,11 27,15 -0,96 96,6 87,2
б) в сопоставимых ценах 31,12 - 27,15 - - 87,2

Вывод: как показали произведенные расчеты, план по валовому товарообороту перевыполнен на 2,6 % или на 311 млн. рублей. Положительно на выполнение плана товарооборота повлияло увеличение объема реализации собственной продукции вопреки плана на 2,6%, что составляет 259 млн. рублей. А вот уменьшение оптового товарооборота на 0,9% или 30 млн. рублей оказало отрицательное воздействие на выполнение плана ТО. Высокими темпами растет товарооборот в действующих ценах и в динамике. На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и полученные товары в отчетном году к прошлому составил 1,17 раза. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 10447,0 млн. рублей. Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот предприятия питания увеличился на 10447,0 млн. рублей. Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 8,7%. Увеличение удельного веса товарооборота собственной продукции положительно характеризует их хозяйственную деятельность. На предприятии общественного питания удельный вес продукции собственного производства в валовом товарообороте снизился по сравнению с планом и в динамике соответственно на 0,01 % или на 0,01 млн. рублей, что с отрицательной стороны характеризует его производственно-торговую деятельность. Положительно на повышение товарооборота повлиял розничный товарооборот 341 млн. руб. и увеличение товарооборота по покупным товарам на 5,2 млн. рублей.

Анализ выполнения плана и динамики товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот, как равномерно удовлетворяется спрос потребителей. Если план в отдельные периоды не выполнен, то выявляют причины и подсчитывают потери в товарообороте. Изучим ритмичность развития товарооборота предприятий общественного питания, составив таблицу 9.

Таблица 9 - Анализ равномерности развития товарооборота и выпуска продукции

Показатели Прошлый год Отчётный год В % к прошлому году
План Факт Откло-нение Выполнение плана, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В действующих ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
Валовый товарооборот, млн. р. +311 102,6 127,2 108,7
В том числе:                  
1 квартал 2382,4 2811,3 2402,8 +428,9 118,0 117,0
2 квартал 2883,6 2883,6 3573,6 1833,4 1567,1 -1740,2 51,3 63,6 54,3
3 квартал 1441,8 1441,8 4889,2 4178,8 +1902,2 164,2 339,1 289,8
4 квартал 2883,6 2883,6 2689,1 2298,3 -288,9 90,3 93,2 79,7
Розничный товарооборот, млн. р. 6620,7 6620,7 8563,5 8904,5 7610,7 +341 104,0 134,5 115,0
В том числе:                  
1 квартал 1589,0 1589,0 1884,0 2404,2 2054,9 +520,2 127,6 151,3 129,3
2 квартал 1986,2 1986,2 2997,2 1691,9 1446,0 -1305,3 56,4 85,2 72,8
3 квартал 1324,1 1324,1 942,0 1870,0 1598,2 +928 198,5 141,2 120,7
4 квартал 1721,4 1721,4 2740,3 2938,4 2511,5 +198,1 107,2 170,7 145,9
Товарооборот по ПСП, млн. р 7745,7 7745,7 9965,6 10224,6 8739,0 +259 102,6 132,0 112,8
Окончание таблицы 9
В том числе:                  
1 квартал 1626,6 1626,6 2192,4 2351,7 2010,0 +159,3 107,3 144,6 123,6
2 квартал 2633,5 2633,5 3488,0 3783,1 3233,4 +295,1 108,5 143,7 122,8
3 квартал 929,5 929,5 1096,2 1329,2 1136,0 +233 121,3 143,0 122,2
4 квартал 2556,1 2556,1 3189,0 2760,6 2360,0 -1428,4 86,6 108,0 92,3

Вывод: как показали произведенные расчеты, предприятие общественного питания перевыполнила план по валовому товарообороту во всех кварталах отчетного года на 2,6 % или на 311 млн. рублей, кроме второго и четвёртого кварталов. Потери в товарообороте в связи с этим составили 2029,1 млн. рублей к плановому объему товарооборота. А положительно на повышение товарооборота повлияло увеличение розничного товарооборота на 4,0 % или на 341 млн. рублей. Рост валового товарооборота в основном обусловлен увеличением товарооборота по продукции собственного производства на 2,6 % или на 259 млн. рублей.

Анализ влияния факторов на развитие товарооборота и выпуска собственной продукции

Одним из факторов успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ обычно начинают с изучения укомплектованности штатов поваров , официантов, барменов и других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность ниже плановой, то выявляют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда работников.

Следует также изучить качественный состав работников: обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возрастает и т. п.

Для оценки обеспеченности и использования трудовых ресурсов предприятиями общественного питания составляем следующую таблицу 10.

Таблица 10 – Анализ показателей плана по труду

Показатели Прошлый год Отчётный год В % к прошлому году
План Факт Отклонение Выполнение плана, %
Валовой товарооборот, млн. р. +311 102,6 127,2
Окончание таблицы 10
В том числе товарооборот по ПСП, млн. р.: 7745,7 9965,6 10224,6 +259 102,6 132,0
Численность работников предприятия, чел. -2 98,0 102,1
В том числе работников производства, чел. +3 105,6 105,6
Производительность труда работников предприятия, млн. р. 101,2 120,3 126,0 +5,7 104,7 124,5
Выработка работников производства, млн. р. 143,4 184,5 179,4 -5,1 97,2 125,1
Фонд заработной платы: а) сумма, млн. р. б) уровень, % 351,4 3,7 382,1 3,2 442,6 3,6 +60,5 +0,4 115,8 112,5 126,0 97,3
Средняя заработная плата работников, тыс. р. 542,3 589,7 647,1 +57,4 109,7 119,3
 
 
               

Вывод: как показали произведенные расчеты план по валовому товарообороту в действующих ценах перевыполнен на 2,6 % или на 311 млн. рублей, за счет роста товарооборота по продукции собственного производства на 2,6 % или на 259 млн. рублей. Отрицательно повлияло на рост товарооборота уменьшение численности работников предприятия на 2,0%. Положительно на рост товарооборота повлияло повышение производительности труда работников производства на 4,7 % или 5,7 млн. рублей. Все это привело к увеличению фонда заработной платы на 15,8 % или на 60,5 млн. рублей, что привело к повышению средней заработной платы работников на 9,7 % или 57,4 млн. рублей.

Наши рекомендации