Организационно-методические данные по изучению дисциплины
Жарская З.В., Давыдова М.В.
УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ
Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения
Специальностей 080503 (351000) и 080102 (060600)
Www.mgutm.ru
Москва – 2010
УДК – 65
ББК – 60.8
© Жарская З.В., Давыдова М.В. Управление фирмой. Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ. – М.,МГУТУ, 2010.
В рабочей программе и методических указаниях З.В. Жарской и М.В. Давыдовой представлены тематический план и рабочая программа по дисциплине «Управление фирмой». Кроме того, предлагаются задания для самостоятельных работ и вопросы для проверки остаточных знаний студентов. Для правильного оформления студентами контрольных работ приводятся темы и методика их выполнения.
Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ предназначены для студентов всех форм обучения специальностей 080503 (351000) и 080102 (060600)
Авторы: Жарская З.В.
Давыдова М.В.
Рецензент: Александрова М.В., к.э.н., доцент каф. «Экономики и предпринимательства»
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2010,
109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 4
1. Цель и задачи дисциплины 5
2. Организационно-методические данные по изучению
дисциплины 6
3. Рабочая программа курса 8
4. Вопросы для проверки знаний 11
1. 5. Задания и методические рекомендации по организации
самостоятельной работы 12
6. Методика выполнения контрольных работ по дисциплине 14
«Управление фирмой»
7. Темы контрольных работ по дисциплине 17
«Управление фирмой»
8. Список рекомендуемой литературы 18
Введение
Программа курса «Управление фирмой (предприятием)» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Министерства образования Российской Федерации. Данный курс входит в цикл обязательных дисциплин для студентов специальности 3510, 0606
Переход от плановой экономики и становление новых условий хозяйствования представляют совершенно новые требованиям к управлению фирмой (предприятием). Происходит расширение самостоятельности предприятий, их прав и обязанностей, что значительно повышает требования к уровню экономической подготовки руководящего звена персонала. Это определяет значительность дисциплины «Управление фирмой».
Дисциплина «Управление фирмой (предприятием)» тесно связана с другими ведущими дисциплинами – «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Маркетинг», «Ценообразование», «Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы» и другими.
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины
Проводимые в РФ экономические реформы существенно изменили положение основного звена народного хозяйства – фирмы (предприятия) и всей системы управления экономикой. Устанавливаются новые экономико-правовые регуляторы деятельности фирм (предприятий).
Вместо доминирующих ранее предприятий государственной собственности функционируют фирмы (предприятия), базирующиеся на частной, смешанной, коллективной формой собственности.
Все это ведет к изменения методов ведения управления механизмом функционирования фирмы.
Это, в свою очередь, значительно повышает требования к ровню экономической подготовки руководящего персонала и служб предприятия, и несомненно определяет значимость дисциплины.
Таким образом, цель изучения курса – вооружить студентов знаниями о новых условиях управления фирмой и механизмах функционирования в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде.
Задачи дисциплины
При изучении этой дисциплины преподавателем должны быть реализованы следующие задачи:
преподнесение студентам доступным для понимания языком теоретических основ управления фирмой; обучение студентов использованию полученного теоретического материала на практике, а именно: преподаватель должен не только научить студентов решать типовые задачи, но и сформировать у них способности для самостоятельного принятия решений в различных нестандартных ситуациях; выработка у студентов умения пользоваться экономической литературой и самостоятельно повышать свой уровень знаний.
Организационно-методические данные по изучению дисциплины
Объем в часах по плану очной формы обуч. | Количество часов по плану по формам обучения | Количество | |||||||||||
Всего | Аудит. зан. | Всего | Лекции | Прак. раб. | Сам. раб. | Экз. | Зач. | Конт. раб. | |||||
Для студентов 1 курса (ДФО) 0606 | |||||||||||||
- | - | ||||||||||||
Для студентов 1 курса (ПФО) 3510 | |||||||||||||
- | - | ||||||||||||
В качестве самостоятельной работы студентами выполняются следующие работы: сбор и изучение специальной литературы, подготовка контрольных работ, рефератов, курсовых работ, а также участие в специализированных учебно-практических конференциях.
Тематический план
Темы | Заочная полн. Ф.о. | Дневная ф.о. | ||
Лекц. | Практ. | Лекц. | Практ. | |
Тема 1 | ||||
Тема 2 | ||||
Тема 3 | ||||
Тема 4 | ||||
Тема 5 | ||||
Тема 6 | ||||
Тема 7 | ||||
Тема 8 | ||||
Тема 9 | ||||
Тема 10 | ||||
Тема 11 | ||||
Тема 12 | ||||
Тема 13 | ||||
Тема 14 | ||||
Тема 15 | ||||
Тема 16 | ||||
Тема 17 | ||||
Тема 18 | ||||
Тема 19 | ||||
Тема 20 | ||||
Тема 21 | ||||
Тема 22 | ||||
Тема 23 | ||||
Итого: |
Рабочая программа курса
Тема 1.
Понятие фирмы как объекта управления
Отличие фирмы от предприятия.
Внутренняя среда фирмы. Внешняя среда фирмы.
Тема 2.
Основные критерии классификации групп юридических лиц в зависимости от целей своей деятельности. Коммерческие, некоммерческие фирмы, общества, союзы и ассоциации.
Тема 3.
Структура фирмы. Виды структур фирмы. Основные направления в системе управления. Производственная и организационная структура.
Тема 4.
Управление фирмой: механизм, функции Сущность управления. Компоненты системы управления. Функциональные подсистемы управления фирмой. Особенности стратегии текущего управления. Особенности управления инвестициями.
Тема 5.
Управленческие технологии: типы и характеристика Понятие управленческих технологий. Механизм совместного использования управленческих технологий.
Тема 6.
Организационные структуры управления фирмой, их характеристика. Типы организационных структур: механическая, органическая.
Тема 7.
Принятие управленческих решений в фирме. Стадия управленческих решений. Уровни управления. Требования и технологии принятия управленческих решений.
Тема 8.
Экономическая стратегия фирмы, ее сущность. Правила и приемы разработки экономической стратегии фирмы.
Конкурентный статус фирмы.
Тема 9.
Товарная стратегия фирмы, ее сущность. Этапы товарной стратегии. Типы альтернатив товарной стратегии. Товарная номенклатура и ассортимент.
Тема 10.
Стратегия ценообразования - значение и цель. Этапы процесса установления цены. Основные задачи ценообразования. Виды ценовой политики. Факторы, влияющие на конечную цену товара.
Тема 11.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов – сущность и особенности. Факторы формирования спроса на ресурсы. Конкурентная напряженность и ее этапы.
Тема 12.
Стратегия поведения фирм на рынках денег и ценных бумаг – сущность и цель. Виды кредитов. Факторы определения потребности в денежных ресурсах. Принципы формирования инвестиционного портфеля. Ликвидность финансовых вложений.
Тема 13.
Стратегия снижения трансакционных издержек Основные направления, особенности и приоритеты данной стратегии. Формы снабжения фирмы. Особенность стратегии привлечения потребителя.
Тема 14.
Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы – ее сущность и основные направления. Этапы выбора стратегии внешнеэкономической деятельности. Мониторинг национальной экономической политики.
Тема 15.
Стратегия снижения производственных издержек – особенности и основные направления. Значение и цель данной стратегии. Факторы регулирования процессом формирования затрат.
Тема 16.
Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. Значение и источники финансирования инвестиционной деятельности фирмы. Уровни и особенности изменчивости технологии . Сущность процесса реинжиниринга.
Тема 17.
Стратегия предотвращения банкротства фирмы – сущность и цель. Меры антикризисного управления фирмой. Основные факторы платежеспособности фирмы. Законодательные акты о банкротстве предприятия. Значение и цель оперативного анализа в стратегии предотвращения банкротства фирмы.
Тема 18.
Маркетинг в управлении фирмой Основные принципы и основные этапы маркетингового управления фирмой. Виды и особенности стратегического контроля.
Тема 19.
Кадры предприятия: структура, управление Понятия: кадры, персонал, трудовые ресурсы, особенности управления кадрами. Сущность и цель кадровой политики.
Тема 20.
Стратегия стимулирования персонала фирмы. Способы и методы стимулирования работников. Особенности мотивационного поля.
Тема 21.
Управление финансами фирмы. Содержание и цель финансового менеджмента. Основные приемы и направления финансового менеджмента.
Тема 22.
Управление рисками фирмы – понятие и значение. Виды рисков. Предотвращение вероятной опасности того или иного вида риска. Стоимость рисков. .Основными методами системы управления рисками. Лимитирование.
Тема 23.
Процесс управления затратами. Управление затратами на основе их распределения по центрам ответственности. Цель учета затрат. Организация управления затратами.
Вопросы для проверки знаний.
1. Фирма, ее характерные признаки и цель функционирования.
2. Основные виды объединения фирм (предприятий).
3. Пути эффективного использования сырьевых ресурсов.
4. Понятие трудовых ресурсов. Структура кадров.
5. Инвестиционная деятельность предприятий, виды и источники инвестиций.
6. Типы организационной структуры управления.
7. Организационно-правовые формы предприятий, их преимущества и недостатки.
8. Характеристика внутренней и внешней среды фирмы.
9. Миссия фирмы.
10. Основные виды мотивации в современных организациях.
11. Основное содержание процесса управления фирмой.
12. Элементы процесса принятия управленческих решений.
13. Классификация типов структур управления, их достоинства и недостатки.
14. Управление ассортиментом продукции.
15. Планирование стратегии ценообразования.
16. Виды риска и управление ими.
17. Организационное поведение и управление персоналом фирмы.
18. Особенность управления финансами акционерного общества.
19. Производство как объект управления.
20. Профилактика банкротство в управлении фирмой.
21. Основные направления деятельности в системе управления.
22. Службы управления на предприятии.
23. Подсистемы управления фирмой, их задачи.
24. Понятие и типы управленческих технологий.
25. Управление кадрами, коэффициент текучести кадров, норма управляемости.
26. Понятие экономической стратегии, ее функции, цели и задачи.
27. Управленческие решения, требования предъявляемые к ним.
28. Основные составляющие экономической стратегии фирмы.
29. Основные этапы ценовой политики, задачи ценообразования.
30. Понятие стратегии поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг.
31. Определение процесса управления затратами.
32. Цель учета затрат, задачи управления ими.