Затраты на оплату труда (фот)
Страховые взносы (СВ)
4. Амортизационные отчисления (Ам)
Прочие расходы
Материальные затраты рассчитываются по нормам расхода и действующим ценам.
Расчет потребности в сырье базируется на данных о годовом выпуске готовой продукции, рассчитанной в производственной программе и количестве отходов, полученных в процессе производства (по нормам).
На основе этих данных составляется баланс сырья по каждому виду продукции отдельно в виде таблицы.
Баланс сырья состоит из двух частей: левая –приход, правая – расход. Сущность сырьевого баланса в том, что левая часть баланса по итогам должна точно совпадать с правой частью баланса.
В левой части баланса(поступило в производство) учитывается состав смески (сортировки) в % и тоннах.
В правой части баланса(получено из производства) учитывается готовая продукция (пряжа), обраты и отходы, полученные в процессе производства.
Баланс сырья
Таблица 6
Поступила в производство | Получено из производства | ||||||||
Сырьё (смеска, сорти-ровка) | Кол-во | Цена 1 тонны тыс.руб. (Ц) | Сумма, тыс.руб. (С) | Готовая продукция, обраты, отходы | Кол-во | Цена 1 тонны, тыс.руб. (Ц) | Сумма, тыс.руб. (С) | ||
% | тонн (В) | % (в) | тонн (В) | ||||||
В-но | Вв | Цв | Св | пряжа | Впр. | Цпр. | Спр. | ||
В-но | Вв | Цв | Св | обраты | Вобр. | Цср. | Собр. | ||
В-но | Вв | Цв | Св | отходы | Вотх. | Цотх. | Сотх. | ||
обраты | Вобр. | Цср. | Собр. | ||||||
отходы | Вотх. | Цотх. | Сотх. | ||||||
Итого | Вобщ | Цср. | Собщ. | Итого | Вобщ | Цср. | Собщ. |
Объём готовой продукции в тоннах (Впр.) в правой части баланса берём из производственной программы (гр.4).
Рассчитываем объём смески (сортировки), необходимый для выпуска данного количества пряжи:
И записываем в итоговую строку левой части баланса.
Затем рассчитываем объём всех компонентов смески (сортировки) в левой части баланса и обратов и отходов правой части баланса по формуле:
Цены на сырье и отходы принимаются действующие на момент выполнения курсовой работы.
Рассчитываем сумму затрат на сырьё (смеска, сортировка) в левой части баланса, кроме обратов, умножая объём (В) на цену (Ц) каждого компонента и отходов в правой части баланса ( и т.д.).
Цена на обраты рассчитывается как средневзвешенная величина делением суммы всех видов волокон + суммы отходов, на количество всех видов волокон + количество отходов.
Среднюю цену обратов записываем в итоговую строку и в графы цена 1 тонны, напротив обратов левой и правой части баланса и, умножив на объём обратов (Вобр.), определяем стоимость обратов в левой и правой части баланса.
Затем складываем всю стоимость смески (сортировки) и получаем общую сумму (Собщ.).
Далее переносим итоговую строку левой части в итоговую строку правой части баланса.
В правой части баланса складываем объём пряжи (Впр.), объём обратов (Вобр.), объём отходов (Вотх.) и получаем общий объём (Вобщ.), он должен быть равен общему объёму (Вобщ.) левой части баланса. Из общей суммы (Собщ.) итоговой строки вычитаем стоимость отходов и обратов (Сотх. ; Собр.) и получаем стоимость пряжи (Спр.)
Цена пряжи (Цпр.) рассчитывается по формуле:
Стоимость пряжи (Спр.), правая верхняя строка баланса входит в себестоимость продукции, как стоимость сырья за вычетом отходов.
Затраты на материалы, топливо и электроэнергию определяются также по нормам расхода и действующим ценам за единицу или принимаются в % отношении от стоимости сырья за вычетом отходов:
· вспомогательные материалы – 1-3%;
· затраты на электроэнергию – 5%.
Заработная плата как элемент сметы производства определяется для всех категорий работников исходя из среднемесячной заработной платы, умноженной на явочную численность работников предприятия и на 12 месяцев (см. стр.34-35).
Страховые взносы составляют 30% (с 2012 года) от общего фонда заработной платы.
Амортизационные отчисления принимаются для оборудования не менее 10% от его балансовой стоимости и 2,5% от стоимости зданий и сооружений.
В состав элемента «Прочие расходы» включаются расходы, не учтённые в перечисленных экономических элементах (штрафы, пени, почтово-телеграфные, командировочные и др.).
Прочие расходы принимаются в размере 11-18% от суммы предыдущих затрат (1-4).
Результаты расчётов заносим в таблицу 7:
Себестоимость продукции
Таблица 7
№ п/п | Элементы затрат | Затраты, тыс.руб. |
1. | Материальные затраты: | |
- стоимость сырья за вычетом отходов (баланс сырья) | ||
- стоимость вспомогательных материалов | ||
- затраты на электроэнергию | ||
2. | Затраты на оплату труда (ФОТ) | |
3. | Страховые взносы (СВ) | |
4. | Амортизационные отчисления Ам | |
5. | Прочие расходы | |
Полная себестоимость Сп | ||
Себестоимость единицы продукции: , руб. | ||
Оптовая цена предприятия, Цо |
Финансовый план
8.1. Ценообразование и объем реализации.
Рассматриваются факторы, влияющие на цену конкретного товара. Такими факторами могут быть:
- уровень спроса на пряжу;
- возможная реакция рынка;
- уровень цен на аналогичную продукцию конкурентов др.
Показывается обоснованность различия цены, устанавливаемой предприятием, и ценами на конкурирующую продукцию с точки зрения новизны, качества продукции и снижения себестоимости.
Указываются методы установления цены:
1. С ориентацией на издержки производства, исходя из себестоимости плюс прибыль в процентах к цене или на вложенный капитал ;
2. С ориентацией на спрос - чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот, в результате чего при не измененной себестоимости, продукция продается по разным ценам в зависимости от места и времени продажи. Оценку спроса можно получить следующими приёмами: прямое интервью, эксперимент, статистическое заключение;
3. С ориентацией на конкуренцию. Участие в торгах по поставке определённых видов продукции. Предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют к заранее указанному сроку в опечатанном конверте. Прогнозируется возможная реакция потребителей и конкурентов на изменение цены предприятия в результате изменения спроса. Роста или снижения себестоимости, указывается возможная реакция предприятия на изменения цены конкурентом.
4. Метод безубыточности. С помощью графика безубыточности можно решить следующие задачи:
ü Определить объём выпуска продукции, начиная с которого её производство становится безубыточным (при заданной цене и себестоимости);
ü Определить объём выпуска продукции, при котором достигается получение желаемой прибыли;
ü Определить цену за единицу продукции, обеспечивающую безубыточность производства при заданных объёмах выпуска и издержках производства.
Построение графика достижения безубыточности.
График представляет собой схему, показывающую влияние на прибыль объема производства, продажной цены и себестоимости продукции. В бизнес-плане графическим или аналитическим путем определяется точка предельного объема продаж (точка безубыточности).
Для определения этой точки необходимо классифицировать затраты на постоянные (условно-постоянные), не зависящие от изменения объема выпуска продукции, и переменные, чья величина изменяется с ростом или падением объема.
На графике по горизонтали откладывается время или объем выпуска продукции в натуральном выражении, а по вертикали - в стоимостном выражении: объем продаж, общие, постоянные и переменные затраты. На графике можно выделить две зоны: зону прибыльности и зону убытков. Эти зоны разделяются точкой предельного объема продаж или точкой безубыточности соответствующей минимальному объему продаж, при котором достигается безубыточность предприятия - дальнейшее увеличение объема и реализации продукции ведет к появлению прибыли.
Минимальный объем продаж может быть рассчитан по формуле:
где С - постоянные затраты на планируемый год;
З - переменные затраты на планируемый год;
В - объем продаж на планируемый год.
В комментариях к графику необходимо указать планируемые меры по достижению безубыточности, например, снижение значения предельного объема продаж путем уменьшения постоянных затрат за счет более эффективного использования ресурсов и фондов, уменьшения накладных расходов.
Предприятием разрабатывается система скидок и зачетов, например, сезонные скидки, скидки за платеж наличными и др.
Конечные финансовые результаты (прибыль, убыток) слагаются из финансовых результатов от реализации продукции, уменьшенных на сумму расходов.
Выручка от реализации продукции, Вр(доход от продаж) рассчитывается исходя из объема производства В (в натуральных единицах) и цен реализации Цо и определяется по мере оплаты продукции покупателем.
8.2. Планирование прибыли.
Прибыль от реализации продукции Пр определяется как разница между выручкой от реализации продукции Вв в действующих ценах без НДС и затрат на ее производство и реализацию Сп.
Балансовая прибыль определяется путем увеличения (уменьшения) прибыли от реализации продукции на величину доходов и расходов от внереализованных операций (сюда входят доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по акциям и другим ценным бумагам, а также другие доходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, а также относятся суммы, полученные или уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков).
Чистая прибыль получается путем вычитания из балансовой прибыли налога и прочих обязательных отчислений.
Налог на прибыль.
Сн – ставка налога на прибыль, (20%).
Баланс доходов и затрат
Таблица 8
Наименование показателей | Обозначения | Показатели, тыс. руб. |
Выручка от реализации | Вр | |
Себестоимость продукции | Сп | |
Прибыль от реализации | Пр | |
Доход (расход) от внереализационных операций | Д (Р) | |
Балансовая прибыль | ||
Налоги и прочие обязательные выплаты | Н | |
Чистая прибыль |
8.3. Расчет окупаемости инвестиций.
Инвестирование в условиях рыночной экономики сопряжено с определенным риском. Этот риск будет тем больше, чем больше срок окупаемости вложений, так, как на этот срок могут существенно измениться коньюнктура рынка, стоимость сырья и рабочей силы, налоги и т.д.
Поэтому при нестабильной экономической ситуации преимущество отдается проектам, обеспечивающим наиболее быструю окупаемость вложенных в них средств.
Срок окупаемости при строительстве нового предприятияопределяется исходя из размеров годовой прибыли по следующей формуле:
Кв - капитальные вложения (первоначальные инвестиции);
- размер годовой прибыли (ежегодный доход).
Окупаемость капитальных вложений при реконструкции определяется исходя из размера капиталовложений на реконструкцию и дополнительной прибыли, полученной как разница между прибылью, полученной в результате реконструкции и прибылью, полученной в базовом варианте:
Однако при применении данных формул предпринимателю необходимо иметь в виду, что полученный при этом результат может значительно отличаться от реального. Это связано с тем, что эти формулы не учитывают целый ряд факторов (инфляцию, дисконтирование и т.д.), оказывающих влияние на величину срока окупаемости.