Структурно-логические схемы. Характерные черты четырех основных моделей рынка Характерные черты Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция
Характерные черты четырех основных моделей рынка | ||||
Характерные черты | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое | Большое | Несколько (3-5) | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный без близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Имеется в довольно узких рамках | Ограниченный или значительный (преобладание ценового лидера) | Значительный |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор на рекламу. Торговые марки | Очень развита | Главным образом реклама |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля. Производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей. Машиностроение | Местные предприятия общественного пользования |
Вопросы для семинарских (практических) занятий
Занятия 1
1. Понятие рынка. Объективные условия и причины возникновения рынка. Разделение труда и специализация. Эволюция рынка.
2. Функции рынка.
3. Структура рынка: субъекты, объекты, типы и виды рынков.
4. Кругооборот продуктов, ресурсов и доходов в рыночной экономике.
Занятие 2
1. Инфраструктура рынка.
2. Биржа: виды и функции.
3. Конкуренция: понятие, виды, методы и роль в экономике.
4. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Занятие 3
1. Позитивные и негативные стороны рынка.
2. Роль и функции государства в рыночной экономике.
3. Направления и инструменты государственного регулирования.
4. Модели рыночной экономики. Социально-ориентированная рыночная экономики. Либеральная модель рынка.
Вопросы для обсуждения, упражнения
1. Что имел А.Смит под «невидимой рукой».
2. Какие функции выполняет рынок? Что больше в рыночной системе: хаоса и анархия; автоматизма и внутреннего порядка?
3. Возможно ли в реальной экономической практике установление чистой монополии?
4. Какие из рыночных структур наиболее характерны для современной экономики индустриально-развитых стран Запада; какие складываются в экономике РБ?
5. Охарактеризуйте наиболее важные на Ваш взгляд барьеры для вступления в отрасль.
6. Заполните таблицу
Негативные стороны рынка | |
Позитивные стороны рынка |
.
7. Верны ли утверждения.
а) В рыночной экономике больше товаров могут купить те, у кого больше денег;
б) Несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он покупает или продает;
в) Важнейшая функция государства в рыночной экономике – создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов;
г) Под «невидимой рукой» А. Смит подразумевал влияние групповых интересов на экономическое развитие;
д) В конкурентной экономике отдельный продавец, сокращая производство и продажи товара, не в состоянии изменить его цену;
е) В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться в конечном итоге решают потребители;
ж) монополистическая конкуренция не препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм;
и) для монополистической конкуренции не характерна стандартизация продукции.
8. Какой из признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли.
а) Уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) Неспособность фирм данной отрасли к расширению производства;
в) Невозможность другим фирмам войти в данную отрасль;
г) Более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране.
9. При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество. Оно выражается:
а) В предоставлении личной свободы всем агентам рынка;
б) В эффективном распределении ресурсов;
в) В уравнительном распределении доходов;
г) В стабильном развитии экономики.
10. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:
а) Действует вне системы специализации и цен;
б) Предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены;
в) Пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;
г) Сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.
11. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
а) Конкуренция;
б) Централизованное планирование;
в) Частная собственность;
г) Свобода предпринимательского выбора.
12. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольного рынка:
а) Один продавец;
б) дифференциация продуктов;
в) большие постоянные издержки;
г) цена равна предельным издержкам.
13. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции:
а) на рынке действует несколько продавцов;
б) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;
в) все товары на рынке являются однородными;
г) на рынке преобладает ценовая конкуренция.
14. Чем торгуют на товарной бирже:
а) крупными партиями любых товаров;
б) стандартными контрактами;
в) товарами массового производственного и личного потребления.
15. Покажите взаимосвязь между субъектами рынка:
Темы докладов и рефератов
1. Жизнь и научные идеи А. Смита.
2. Жизнь и научные идеи Д.М. Кейнса.
3. Биржи: особенности функционирования, виды, роль в экономике.
4. Особенности функционирования рыночной экономики в Швеции.
5. Государство и хозяйственная система в Японии.
6. Виды ценных бумаг.
7. Социальное рыночное хозяйство.
Литература
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – М, 2000.
Бородаевский А. На пути к цивилизованному рынку. М., 1991.
Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.
Муталимов М.Г. Экономическая теория. Вводный курс. Мн., 1997.
Политическая экономия / Под ред. А. Сидоровича. М., 1993.
Самуэльсон П. Экономика: В 2-х т. М., 1992. Т.1.
Теория национальной экономики: В 3-х ч. / Под ред. И.М. Лемешевского. Мн., 1994. Ч.1.
Шемятенков В. Между стихией и планомерностью. М., 1987.
Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2-х кн. М., 1996.
Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1998.
Эдхард Л. Благосостояние для всех. М., 1992.
Тема 8. Переходная экономика: сущность,