ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Дополнительная информация

Дополнительная информация.

Вологодчина - один из богатейших краев России с мощным промышленным потенциалом. Крупнейшие предприятия региона - АО "Северсталь" и ЛО "Аммофос", известны во всем мире.

Перерабатывающие предприятия области производят сотни наименований продуктов питания. Ежегодно потребителям Москвы, Санкт-Петербурга, районов Крайнего Севера, стран ближнего и дальнего зарубежья отправляется до 30% от производимого объема молокопродуктов: более 600 тонн животного масла, около 1 тыс. тонн сухого молока, 8 тыс. тонн молочных консервов, 20 тыс. тонн цельномолочной продукции, а также до 10% мяса птицы. Средний вылов промысловых и ценных видов рыб за последний год составил почти 4 тыс. тонн.

Природные возможности позволяют ежегодно заготавливать и перерабатывать до 1 тыс. тонн дикорастущих ягод и грибов.

Внешнеторговый оборот области составляет более $1,5 млрд.

Поддержка местных товаропроизводителей - один из важнейших вопросов. Основные усилия администрации направлены на объединение торговли и производителей, защите их интересов на внутреннем рынке.

Не остаются без внимания и развитие межрегиональных связей. Выставки-ярмарки - внутренние, межрегиональные, зарубежные - универсальная форма сотрудничества с огромными перспективами. Со всеми соседними регионами заключены договора и соглашения о сотрудничестве в экономической, культурной, социальной областях.

В целях развития и совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности создано государственное унитарное предприятие "Вологодский областной деловой и культурный центр "Русский дом". В 2000 году сдано в эксплуатацию здание нового выставочного центра площадью более 2000 кв. метров.

Ежегодно проводится "Выставка-ярмарка товаров, производимых в области". Ее задача - направить усилия органов местного самоуправления на развитие предпринимательства, роста экономического потенциала районов. Такие ярмарки, как "Российский лен" и "Российский лес", стали традиционными и имеют статус всероссийских. В рамках выставок-ярмарок проводятся конкурсы, бизнес-семинары, конференции, торги. Визитной карточкой Вологодской области становится и проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Его реализация потребует дополнительного развития сети предприятий для обслуживания прибывающих в область гостей и позволит выйти на новый уровень их обслуживания.

ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Дополнительная информация - student2.ru Из истории ярмарок в Вологодской области (XVII - начало XX века)[3]

В России в XIV – XIX вв. насчитывалось 18,5 тыс. ярмарок [1, с. 24]. Больше всего их было на Украине, в Вологодской, Пермской и Самарской губерниях.

Главную роль в торговле играли крупные, оптовые ярмарки. Каждая из ни представляла собой целый коммерческий комплекс со своими конторами, помещениями для бытовых служб, торговыми рядами. Помимо своего прямого назначена) они выполняли и другие функции, являясь центрами спроса и предложения, регуляторами цен, источниками коммерческой информации, выставками товарных образцов.

Торговые люди старались перевозить свои товары в места, наиболее безопасны и наименее обремененные торговыми налогами и пошлинами. Такими местами в XV - XVII вв. были монастыри, городские посады и большие села. В XVI х. значительна часть внутренней торговли России находилась в руках монастырей, главные ярмарки здесь приурочивались к религиозным праздникам. Некоторым монастырям (Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский) правительство предоставляло разные торговые льготы и привилегии: беспошлинная оптовая торговля хлебом, скотом, маслом, рыбой солью. Благодаря этому монастыри продавали свои товары дешевле, чем купцы. К тому же богатые монастыри играли роль кредитных учреждений, ссужая торговце деньгами, брали при этом меньше процентов, чем купцы и казна. Все это привлекал на ярмарки и купцов, и покупателей. Руководили монастырской торговлей доверенные старцы из монахов, торговлю вели монастырские слуга и посредники. Доход с ярмарки монастыри с разрешения правительства оставляли «на церковное строение, ладан свечи». Иногда монастыри отдавали ярмарку на откуп своим крестьянам.

Сельские ярмарки (торжище), главным назначением которых было удовлетворение первичных товарных потребностей населения между ярмарками, были необходимыми звеньями в непрерывной цепи ярмарочной торговли в той или иной местности. Сельские торжища открывались по ходатайству крестьян и с разрешения правительственных учреждений и проходили под надзором чиновников и целовальников, имеющих уставную грамоту, которая определяла порядок торга и сбор пошлин, взимавшихся с товаров в пользу казны. На базарах и розничных ярмарках господствовали многочисленные скупщики и перекупщики, крестьяне продавали продукты и покупали необходимые им изделия не по той цене, которая устанавливалась на рывке, а по навязываемой им перекупщиками и, тем самым, лишались весьма значительной части своих доходов.

В XVII в. многие областные центры торговли становились в один ряд. с крупными торжищами, превращались в узловые центры всероссийской торговли. Среди них – Вологодская, Великоустюгская, Соль-Вычегодская. Многие ярмарки были непосредственно связаны друг с другом, здесь продавался товар из самых разных мест страны. В то же время была и специализированная торговля. Вологодская, Великоустюгская ярмарки являлись центрами торговля хлебом, солью, кожей, пушниной, железными изделиями на Севере торговали в Устюжне.

Среди крупных ярмарок ХУШ - XIX вв. Вологодчины выделялись Крещенская (Вологда), куда кроме местных съезжались купцы Московской, Новгородской, Петербургской, Ярославской и других губерний, Прокопьевская (Великий Устюг), Благовещенская (Тотьма), Ввведенская (Грязовец), Сергиевская (Череповец), Успенская (Кириллов). Наиболее оживленными торги были зимой, т. к. летом провоз товара стоил по крайней мере вчетверо дороже зимнего. Ярмарка в Володе проводилась ежегодно в январе, к этому времени сюда прибывали товары с осенней Архангельской ярмарки, а с юга привозили товары, предназначавшиеся для вывоза в другие регионы страны в за границу через Архангельск. Таким образом, Вологда, помимо прочего, являлась транзитным пунктом при перевозке товаров. И в ХК в. ярмарка, как правило, начиналась в январе, а заканчивалась в начале февраля. Местные торговцы пополняли свои склады привозными товарами по крайней мере на полгода, то есть до Нижегородской ярмарки. Большой торговый оборот давала торговля шелковыми, шерстяными, бумажными тканями, галантерейными товарами, металлическими изделиями. На ярмарку 1839 г. было привезено товаров на 804,8 тыс.руб., продано на 265,2 тыс. Большим спросом (в связи с малым объемом завоза) пользовался мыльный товар и посуда из дерева [2, с. 90].

Стационарная торговля, быстро развивающаяся в промышленных районах и крупных городах, и расширение сети железных дорог упростили отношения между производителями и потребителями и устранили потребность в промежуточном звене средних ярмарках. Поэтому в первые годы XX в. оптово-розничные ярмарки либо полностью прекратили свою торговую деятельность, либо в подавляющем большинстве превратились в мелкие, розничные, сократились объемы продаж, ассортимент товаров, количество приезжающих купцов.

В зависимости от оборота ярмарки делились на три категории: облагаемые налогом, частично облагаемые и не подлежащие обложению (с оборота до 10 тыс.руб.). Наиболее крупные – Вологодская и Великоустюгская в 1904 г. имели оборот 200-250 тыс.руб. Оборот Введенской ярмарки (Грязовецкий уезд) – от 20 до 100 тыс.

Помимо строившихся специально для ярмарочной торговли уличных рядов, где купцы могли демонстрировать и продавать образцы товаров, в Вологде функционировал ярмарочный дом, деятельность которого регламентировалась и контролировалась честными органами власти. Наличие специального ярмарочного дома свидетельствовало о том, какое большое внимание власти придавали ярмаркам. Для работы ярмарок создавались специальные фонды, значительную часть которых составляли ярмарочные сборы, часть налогов со стационарных торговых заведений, билеты на право торговли, цена которых колебалась в зависимости от принадлежности владельца к тому или иному разряду торговцев.

Кроме того, ярмарка в России во все времена выполняла важные социально-культурные функции как средство общения людей, их развлечений. Ярмарка – это не только торговые ларьки и павильоны, но и увеселительные и зрелищные мероприятия.

Дополнительная информация

Развитие торговли в регионе отражает общероссийские тенденции развития отрасли. Современный этап развития розничной торговли в РФ можно охарактеризовать как период становления цивилизованных отношений в данном секторе. На потребительском рынке наметились тенденции роста современных высокоэффективных форм торговли.

На территории Вологодской области функционирует более 5,5 тыс. предприятий торговли, в т.ч. около 1 тыс. мелкорозничных торговых предприятий, более 1000 предприятий общественного питания, из них около 2/3 предприятий находится в городах Вологде и Череповце. В сфере торговли занято свыше 80 тыс. человек, из них 44 тыс. человек зарегистрированы как предприниматели. В области насчитывается более 6 тысяч малых предприятий, из которых большая часть (34,5%) сосредоточена в торговле и общественном питании. В этой сфере работает каждый четвертый из числа работающих в малом бизнесе.

На протяжении последних 5 лет торговля области находится в фазе стабильного подъема, отмечается рост деловой активности субъектов, работающих на потребительском рынке области. В 2005 г. сохранялись положительные тенденции развития розничной торговли в области. Оборот розничной торговли в Вологодской области в 2005 году составил 35,3 млрд. рублей, что в фактических ценах на 12% выше, чем в прошлом - 2004 году.

В структуре оборота розничной торговли по видам товаров традиционно лидирующую позицию занимают продовольственные товары, на них приходится 56,6% от общего товарооборота или 20 млрд. рублей, при этом значительный процент составляет алкогольные напитки и пиво - 13,5% или 2,7 млрд. рублей. Однако, стабильно растет и доля непродовольственных товаров, в сравнении 2000 годом она увеличилась на 6% и по итогам 2005 года в денежном выражении составила 15,3 млрд. рублей. Увеличение доли непродовольственных товаров в общем объёме розничного товарооборота является положительной тенденцией, как показатель улучшения потребительских настроений и ожиданий. Это изменение обусловлено ростом доходов населения области. Продукты питания при увеличении доходов имеют предел роста, ограниченный нормами потребления, в отличие от непродовольственных товаров.

Основная доля объема фактической выручки приходится на торгующие организации и индивидуальных предпринимателей вне рынка - 85,7% или 30,3 млрд. рублей. Доля вещевых, смешанных и продовольственных рынков составляет 14,3%. В настоящее время на территории Вологодской области действует 50 смешанных рынков, 13 специализированных продовольственных рынков, на которых реализуются как продовольственные товары, так и продукция сельхозпроизводителей. Доля сельскохозяйственной продукции занимает в среднем 20% от общего числа продовольственных товаров, реализуемых на рынках.

Отмечается тенденция уменьшения доли рынков в структуре оборота розничной торговли, что в целом способствует упорядочиванию рыночной инфраструктуры, развитию цивилизованной торговли и розничных торговых сетей.

Высокие темпы розничного товарооборота обеспечиваются, прежде всего, стремительным развитием сетевой торговли: удельный вес в розничном товарообороте объема продаж, сформированного крупными и средними предприятиями, увеличился в 2005 г. до 49,2%, в прошлом году этот показатель составил 45,2%.

Развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом этой среды является широкое типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения. Идет процесс становления и развития торговых предприятий, ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов. Это, с одной стороны, предприятия, обслуживающие покупателей с большими доходами и, соответственно, с большими возможностями приобретения товаров. Такие магазины имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высокий уровень торгового обслуживания. С другой стороны, это розничные торговые предприятия, ориентированные на торговое обслуживание населения со средними и низкими доходами.

Российская сетевая розница считается одним из наиболее привлекательных рынков для вложения инвестиций, и Вологодская область - не исключение. Так на региональном рынке создана дочерняя структура сети "Магнит", передана франшиза компании "Пятерочка". Успешно развиваются местные локальные сети. Уже имея большой вес, они составляют достойную конкуренцию столичным сетям, пытающимся здесь обосноваться. Примером таких сетей являются "Макси", ООО "Центропродукт" (г. Вологда), "Элби" (г. Череповец), ООО "Пищевик" (г. Череповец).

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Тема 1. Введение в экономику региона
  2. Тема 2. Экономические ресурсы и факторы производства Вологодской области

§ 1. Экономические ресурсы и факторы производства региона.

§ 2. Проблемы ограниченности и выбора.

§ 3. Собственность: сущность и форма.

  1. Тема 3. Производство.

§1. Сущность производства.

§2. Материальное и нематериальное производство в регионе.

§3. Разделение и специализация труда.

§ 4. Специализация региона.

§ 5. Кооперация труда.

  1. Тема 4. Обмен, товар, деньги.

§ 1. Обмен.

§ 2. Натуральное и товарное хозяйство.

§ 3. Товар, свойства товара.

§ 4. Деньги.

§ 5. Функции денег.

§ 6. Торговля, роль торговли в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] «Всякий труд, – отмечал английский ученый-экономист А. Маршалл, – имеет своей целью произвести какой-либо результат».

[2] Быть предпринимателем – значит, делать не то, что делают другие, – считал австрийский экономист И. Шумпетер, – нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов – самому эти процессы определять».

[3] Т.А. Лебединская, Ю.П. Морозов. Из истории ярмарок в Вологодской области (XVII - начало XX века) //Вологодский государственный технический университет. – Т. 1. - Вологда, 2000. - С. 171 – 175.

Наши рекомендации