Инвестиционное проектирование
Инвестиционныйпроект |
В90-е годы в России быстрое развитие получила система инвестиционного проектирования, широко распространенная в странах с рыночной экономикой. Ее становление связано с тем, что переход российской экономики от плановой к рыночной модели требует принятия большого количества экономически обоснованных решений относительно капиталовложений при осуществлении приватизации, конверсии, оздоровления существующих и создании новых предприятий, — это документ, в котором рассчитаны экономическая целесообразность, объемы и сроки осуществления капитальных вложений (в том числе необходимая проектно-сметная документация), а также определены практические действия по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Бизнес-план является принципиально новым документом для российской экономики, который запускается на старте проекта и должен убедить потенциального инвестора, что прибыль от вкладываемых денег будет, по крайней мере, не ниже ставки банковского депозита.
Начальный импульс к становлению российской школы инвестиционного анализа был задан с начала 90-х годов международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.)- Они выделяли российским предпринимателям средства только при наличии тщательно обоснованных с точки зрения необходимых затрат и ожидаемых результатов бизнес-планов, к чему, как показала практика, российская сторона оказалась не готова. Об этом свидетельствует то, что ряд открытых в начале 90-х годов международными организациями кредитных линий для российских предприятий оказались неосвоенными.
К середине 90-х годов финансовое обоснование инвестиционных проектов в соответствии с необходимыми требованиями стало обязательным условием для соискателей инвестиций из государственного бюджета (на конкурсной основе), коммерческих банков и других структур, располагающих средствами.
Мало инвестиций или мало привлекательных инвестиционных проектов? |
Так можно охарактеризовать один из аспектов сложившейся инвестиционной ситуации в стране. Мы находимся в «инвестиционной ловушке», когда при острейшей нужде в инвестициях и наличии
значительных свободных финансовых ресурсов нет условий для их прибыльного использования, реальный сектор недостаточно восприимчив к инвестициям. Отечественным и иностранным бизнесменам, готовым инвестировать в реальный бизнес, российские предприятия часто не могут предложить проекты, доведенные до серьезных программ и бизнес-планов развития. Многие предприятия по своей структуре и уровню менеджмента еще не способны эффективно принимать и использовать инвестиции. Нередки и случаи, когда предприятия, нуждаясь во внешних инвестициях, не обеспечивают прозрачности своей деятельности для потенциальных инвесторов, то есть не хотят предоставлять им необходимую информацию.
Для оценки эффективности инвестиционных проектов используется ряд показателей:
— коммерческая эффективность проекта, показывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
— бюджетная эффективность, характеризующая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджетов;
— экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта.
Основными показателями, используемыми для оценки эффективности инвестиционных проектов, являются срок окупаемости (с учетом дисконтирования), чистая текущая стоимость проекта, рентабельность инвестиций, внутренняя норма прибыльности проекта, которые позволяют всесторонне рассмотреть проект и принять обоснованные решения.
нки проектов с учетом рисков |
Инвестиционный процесс в рыночной экономике испытывает на себе влияние неопределенности, под которой понимают неполноту или неточность информации об условиях реализации проекта
(в том числе о связанных с ними затратах и результатах), приводящую к определенным рискам. Организационно-экономический механизм реализации проектов, сопряженных с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия, поэтому одним из важных разделов бизнес-плана является раздел, в котором по определенным методикам рассчитываются риски проекта. Под рисками понимают опасности того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. Расчет рисков является не только необходимым аналитическим средством для обнаружения слабых мест проекта, но и предполагает разработку мероприятий по снижению возможной опасности и страхованию проекта1.
11.5. Иностранные инвестиции в России
Начиная с 90-х годов, иностранные инвестиции рассматриваются как одно из важных условий стабилизации российской экономики и ее роста. Возможные объемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, мерами стимулирования иностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стандартов по отношению к ним.
Иностранные инвестиции в Россию поступают по линии межправительственных соглашений и международных финансовых
институтов и банков, а также от различных частных организаций
и предпринимателей.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) |
В условиях серьезного инвестиционного кризиса Россия нуждается прежде всего в частных прямых иностранных инвестициях (ПИИ), однако их привлечение в
российскую экономику сталкивается с жесткой конкуренцией на мировом рынке капиталов.
В десятилетие 90-х годовые потоки прямых иностранных инвестиций в мире возросли более чем в 5 раз. По данным ООН, в 2000 г. потоки прямых иностранных инвестиций между странами достигли рекордного уровня в 1,3 млрд. долл., а общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в мире превысил 4 трлн. долл. Однако роль России в мировых потоках, и тем более в накопленных прямых иностранных инвестициях, в настоящее время минимальная. Ее удельный вес в мировых накопленных инвестициях не превышает 2%. Россия в 90-е годы проиграла в конкуренции за прямые инвестиции странам Центральной и Восточной Европы, а также ряду стран постсоветского пространства, что объясняется недостаточной экономической и политической стабильностью и непоследовательностью политики их регулирования.
Инвестиционный климат |
В 90-е годы многие страны мира предприняли меры по улучшению инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В 1991—2000 гг., по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в мире в национальные условия деятельности иностранных инвесторов было внесено 1185 изменений, 95% которых направлено на создание более благоприятных условий для ПИИ.
Таблица 11.1. Динамика и структура иностранных инвестиций в российскую экономику
Год | Всего, млн. долл. | Прямые | Портфельные | Прочие* | |||
млн. долл. | % к итогу | млн. долл. | % к итогу | млн. долл. | % к итогу | ||
35,01 | 1,84 | 63,16 | |||||
43,38 | 5,54 | 51,09 | |||||
28,55 | 1,62 | 69,83 | |||||
44,56 | 0,32 | 55,12 | |||||
40,4 | 1,3 | 58,3 |
*Под термином «прочие» подразумеваются кредиты и другие средства, предоставленные на возвратной, платной и временной основе. Фактически инвестициями они не являются, но учитываются в качестве таковых Госкомстатом России.
Инвестиционный климат для иностранных инвестиций в российскую экономику за последние годы постепенно улучшается (табл. 11.1).В России создана законодательная база, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества. В 2000 г. российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательности для инвесторов.
Кардинальное улучшение инвестиционного климата и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства. Приоритетными задачами по улучшению делового климата в стране выступают: защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защита прав кредиторов; выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры.
Правительство России продолжает переговоры по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. К концу 2000 года было заключено свыше 50 таких соглашений. Со многими государствами подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения доходов и имущества (Австрия, Бельгия, Великобритания, Канада, США и др;).
К середине 2001 г. общий объем иностранных инвестиций в стране около 34 млрд. долл., в том числе ПИИ — 17,6 млрд., портфельные — около 1 млрд., прочие — 15,27 млрд. Иностранные инвестиции составляют около 3—4% общего объема всех инвестиций в стране. Министерство экономического развития и торговли России разрабатывает меры стимулирования, направленные на то, чтобы довести этот уровень до 10% валовых инвестиций в стране. К 2004 г. в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы) прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее 6 млрд. долл. в год. Однако очевидно, что ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только после того, как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер.
Организационными формами деятельности частных иностранных инвесторов в стране выступают совместные предприятия и предприятия со 100-процентным иностранным капиталом.
В настоящее время в России зарегистрировано около 30 тысяч предприятий, компаний и банков с участием нерезидентов
(включая 7793 филиала иностранных фирм), хотя реально работают из них менее половины. На предприятиях с иностранным капиталом занято около 900 тысяч человек, что не оказывает заметного стимулирующего влияния на уровень занятости в целом по стране.
Иностранные инвестиции в российский топливно-энергетический комплекс поступают на основе соглашений о разделе продукции, предусматривающих возмещение затрат инвестора добываемой продукцией. На условиях соглашений о разделе продукции в России происходит реализация широкомасштабных проектов в сфере добычи нефти и газа «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3», «Разработка Харьягинского месторождения нефти» и др. Однако в целом приток иностранных инвестиций в минерально-сырьевой сектор экономики на условиях таких соглашений остается на низком уровне по сравнению с потенциальными возможностями экономики.
Инвестиционные соглашения |
В последние годы одной из форм привлечения иностранных инвестиций выступают инвестиционные соглашения,которые Министерство
экономического развития и торговли России заключает напрямую с иностранным инвестором, осуществляющим значительные капитальные вложения в Россию. Эти соглашения предусматривают упрощение действующего порядка осуществления на территории Российской Федерации крупномасштабных инвестиционных проектов в материальной сфере. Таким иностранным фирмам гарантируется пониженная ввозная таможенная ставка на инвестиционные товары, сырье и комплектующие, которые не изготавливаются в России.
Широкое использование инвестиционных соглашений позволяет стимулировать вложения капиталов в создание современных производств в перерабатывающих отраслях промышленности, в том числе в автомобилестроении, фармацевтической, электротехнической, бытовой химии и бытовой электронике.
В настоящее время на условиях инвестиционного соглашения при участии иностранного капитала происходит реализация ряда крупномасштабных проектов в автомобильной промышленности, таких, как «Москвич — Рено», «ГАЗ — ФИАТ», «Русский дизель — Форд-Мотор». В инвестиционных соглашениях оговорено, что через 5 лет они должны не менее 50% комплектующих производить в России.
Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сфере финансов, кредита и страхования, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования фондового рынка, топливной промышленности, пищевом комплексе, торговле и общественном питании.
Около 70% существующих предприятий с иностранными инвестициями работают в сфере услуг или занимаются посреднической деятельностью и только 30% в сфере реального производства. Инвестиции в Россию поступают почти из ста стран, причем свыше 90%приходится на десять государств (рис. 11.2).
Среди российских регионов к концу 90-х больше всего прямых
ПИИ в регионахиностранных инвестиций получили Москва (38,5% всех по России), Московская область (8,6%), Сахалинская область (6,5%), Санкт-Петербург (5%). Эти данные свидетельствуют о том, что ведущие позиции в накопленных объемах иностранного капитала занимают регионы Центрального района, а также приграничные, сырьевые районы и крупные машиностроительные центры. Общей тенденцией 90-х годов является снижение дифференциации регионов Российской Федерации по объемам притока иностранного капитала.
В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы?Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса.
Без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду. В начале XXI века преобладающее число стран мира участвует в процессах международного инвестирования в качестве импортеров и экспортеров капитала, обмениваясь новейшей технологией, повышая производительность труда и уровень своего развития.
Серьезным недостатком инвестиционной политики России, как показали 90-е годы, является отсутствие целенаправленной, последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, что привело к тому, что структура поступившего в страну иностранного капитала сформировалась в основном стихийно. Многие крупнейшие транснациональные корпорации занимают выжидательные позиции, осуществив в Россию небольшие «пробные» инвестиции.
Надежды, которые возлагались на иностранные инвестиции как источник притока в страну передовых технологий, опыта маркетинга и менеджмента, в 90-е годы оправдались в незначительной степени. Главная причина этого связана с неблагоприятным инвестиционным климатом страны не только для иностранных, но и отечественных инвесторов, приводящим к оттоку из страны значительных объемов российского капитала. Только переход к экономическому росту в сочетании со стабильностью экономической и политической ситуации могут обеспечить необходимые объемы прямых зарубежных инвестиций для модернизации российской экономики.
Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту — сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.
Контрольные вопросы
1. Какие меры необходимо принять для инвестиционного подъема в российской экономике?
2. Определите внутренние и внешние источники инвестиций для российских предприятий.
4. Как привлечь для инвестирования в производство средства населения? 5. Сбережения и норма накопления в современной российской экономике. 6. Бюджет развития как инструмент инвестиционной политики. 7 Налоговые механизмы стимулирования инвестиций. 8*. Какие причины тормозят привлечение в Россию иностранных инвестиций? 9. Что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата в России? 10. В какие сферы российской экономики необходимо стимулировать приток иностранного капитала? 11. Каков баланс выгод и отрицательных последствий участия иностранного капитала в российской экономике? |
3. Чем объяснить низкую инвестиционную активность российских банков?