Практическое занятие 1. Экономическая роль государства
Экономика государственного и муниципального сектора
Методические указания
к практическим занятиям и организации самостоятельной работы при изучении
для студентов направления подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения
Брянск 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический
университет»
Инженерно-экономический институт
Кафедра «Государственное управление и финансы»
Утверждено
Редакционно-издательским
Советом академии
протокол №1
от “28” _января_ 2016 г.
Экономика государственного и муниципального сектора
Методические указания к практическим занятиям и организации
самостоятельной работы для студентов направления подготовки бакалавров
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения
Брянск 2016
УДК 338: 332.012. 332
Экономикагосударственного и муниципального сектора [Текст]: метод. указания для практических занятий и организации самостоятельной работы бакалавров, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управления» / Брянск. гос. инж.-технол. универ.; сост.: Турчихина Г.С. – Брянск: БГИТУ, 2014. – 24 с.
Даны методические рекомендации для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора». Методические указания содержат описание целей, задач дисциплины, планы практических занятий и методические указания к ним, список основной и дополнительной литературы, примеры тестовых заданий для самостоятельной работы студентов, а также глоссарий.
Для студентов всех форм обучения.
Рецензенты:
К.э.н., доцент БФ Финансового университета при Правительстве РФ
Савичева Т.С.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссией
экономического факультета БГИТУ.
Протокол № 5 от «22» _января_ 2016 г.
© БГИТУ
© Г.С. Турчихина
Содержание
Введение………………………………………………………………………..с.4
1 Содержание практических занятий и методические рекомендации к ним………………………………….…..............................................................с.6
2Задания для самостоятельной работы студента………………………………………………………………………...с. 16
3Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….с.19
Введение
«Экономика государственного и муниципального сектора» является комплексной междисциплинарной дисциплиной, аккумулирующей методологию, методы, методики и другие научные знания и достижения гуманитарного, социально-экономического и управленческого блоков дисциплин.
Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- информационно-методическая;
- коммуникативная;
- проектная;
- вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Целью освоения учебной дисциплины «Экономика государственного и муниципального сектора» является формирование у студентов компетенций, направленных на создание системы представлений, основ экономических знаний и практических навыков в области функционирования государственного и муниципального секторов в целом, а также отдельных их подотраслей, согласно общим требованиям к подготовленности дипломированных бакалавров.
«Экономика государственного и муниципального сектора» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ООП.
Освоение дисциплины «Экономики государственного и муниципального сектора» предполагает знание экономической теории, теории организации, основ государственного и муниципального управления, теории управления, организации местного самоуправления, а также ряда других дисциплин.
Студенты должны знать:
- экономическую теорию;
- теорию организации, в т. ч. виды организаций, понятие, классификацию, показатели оценки использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов;
- основы ценообразования;
- основные тенденции развития государственного и муниципального управления;
- основные принципы функционирования местной власти;
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономических и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- анализировать состояние экономической среды, в которой реализуются управленческие процессы, ее составляющие и факторы.
владеть:
- качественными, количественными методами экономического анализа;
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).
Содержание практических занятий и методические рекомендации к ним
Раздел 1. Введение в курс. Экономическая роль государства
Практическое занятие 1. Экономическая роль государства
Цель: усвоить основные понятия курса экономика государственного и муниципального сектора, ознакомиться с ролью государства в экономике.
Вопросы для обсуждения:
3. Сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике.
1) Провалы рынка и микроэкономическая роль государства. Контрактация и квазирынки.
2) Государство как субъект национальной экономики.
3) Основные направления макроэкономической политики государства. Фискальная и кредитно-денежная политика государства. Социальная политика государства.
Темы для докладов:
1. Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов.
2. Структура, масштабы, динамика и факторы развития государственного и муниципального сектора.
Образовательные технологии: обсуждение докладов.
Задание для самостоятельной работы:
1. Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального сектора экономики в современной России.
2. Порядок распределения ресурсов в экономике государственного и муниципального сектора.
3. Модели смешанной экономики.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия.
Список литературы.
1. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие[Текст]. Стандарт третьего поколения/ 4-е изд. – СПб: Питер, 2013. - 448 с.
2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 345 с.
Практическое занятие 2. Место государственного и муниципального сектора в экономике России: макроэкономические и институциональные характеристики
Цель: рассмотреть и выявить макроэкономические и институциональные характеристики государственного и муниципального сектора.
Вопросы для обсуждения:
1) Масштабы и эффективность функционирования государственного и муниципального сектора экономики.
2) Становление государственного и муниципального сектора экономики в России: структурные диспропорции, «корпоративная модель».
3) Системные принципы организации управления экономикой государственного и муниципального сектора.
4) Акционерные общества с государственным капиталом.
5) Понятие и виды некоммерческих организаций. Основные формы некоммерческих организаций.
6) Особенности частно-государственного предпринимательства.
Темы для докладов:
1. Институциональные основы экономики государственного и муниципального сектора.
2. Организационно-правовые формы государственных предприятий.
3. Роль государственного и муниципального сектора экономики в решении стратегических задач социально-экономического развития страны.
4. Масштабы и структура государственного и муниципального сектора экономики в современной России.
Образовательные технологии: обсуждение докладов и презентаций.
Задание для самостоятельной работы:
1. Роль низовой демократии в решении местных проблем.
2. Благотворительная деятельность.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: диспут.
Список литературы.
1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 345 с.
2. Типенко Н.Г. Проблемы реформирования бюджетного сектора/ [Электронный ресурс - Режим доступа http://2020strategy.ru/g17/doc
3. Основные направления и механизмы повышения эффективности деятельности бюджетного сектора /Доклад на заседании экспертной группы 06.06.2011 [Электронный ресурс]/ - Экспертная группа «Реформа бюджетного сектора в экономике» – режим доступа http://2020strategy.ru/g17/doc
Раздел 2. Государственная и муниципальная собственность – экономическая основа государственного и муниципального сектора экономики