Построение схем движения тоннажа

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ имени адмирала СО. Макарова

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРЕВОЗКАМИ ФЛОТА

В УСЛОВИЯХ ДОЛГОСРОЧНЫХ

КОНТРАКТОВ

Методические указания к выполнению курсового проекта

для курсантов 5-го курса по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Санкт-Петербург 2005

Построение схем движения тоннажа - student2.ru 1. Исходные данные

В соответствии с заданием формируется база исходных данных, содер­жащая:

а) эксплуатационно-техническую характеристику района перевозок, включающую описание всех видов ограничений, которые могут влиять на загрузку судов, скорость на переходах, условия приема судна в порту к об­работке и т.д.;

Изложение материала желательно выполнить с применением табл. 1 - 4.

Таблица 1

Район пла­вания Течения Ветры Ледовый режим Шторма Туманы Осадки
             
             
             

Построение схем движения тоннажа - student2.ru Таблица 2

Порты Подходные каналы Глуби­на у при­чалов Лоц­ман­ская про­водка Нали­чие и вид кордон, меха­низа­ции Бункеровка1
Глу­бина, м Шири­на, м Длина, м Ско­рость хода, уз Топли­во Вода
                   
                   
                   

б) транспортные характеристики грузов, конкретизирующие вид пред­ставленных к перевозке грузов, а именно свойства, определяющие возмож­ность и условия перевозки;

Построение схем движения тоннажа - student2.ru 1 В графе «Бункеровка» ставится знак «+», если бункеровка возможна, «-» - в про­тивном случае.

Таблица 3

Наимено­вание грузов Род упа­ковки Вес грузо­вого мес­та, кг Удельный погрузоч­ный объ­ем, м3 Допусти­мая высо­та, м Возмож­ность перевозки на палубе Особые требова­ния к пе­ревозке
             
             
             

Построение схем движения тоннажа - student2.ru С учетом пп. а) и б) приводят обоснование типов судов, привлекаемых к перевозке.

в) технико-эксплуатационные характеристики типов судов;

Таблица 4

Технико-эксплуатационные характеристики судов Суда
       
Назначение        
Наибольшая длина, м        
Наибольшая ширина, м        
Высота борта, м        
Дальность плавания, миль        
Осадка порожнем/в полном грузу (по летнюю грузовую марку), т        
Дедвейт (при осадке по летнюю грузовую марку), т        
Чистая грузоподъемность (при осадке по летнюю грузовую марку)        
Грузовместимость киповая, м3        
Удельная грузовместимость, м7т        
Регистровая вместимость брутто/нетто, т        
Контейнеровместимость, TEU        
Топливо тяжелое/дизельное, полный запас, т        
Масло, полный запас, т        
Вода, полный запас, т        
Численность экипажа, чел        
Скорость в полном грузу/балласте, уз        
Расход топлива на ходу/стоянке, т/сут        
Расход воды, т/сут        

Построение схем движения тоннажа - student2.ru Построение схем движения тоннажа - student2.ru Построение схем движения тоннажа - student2.ru г) расстояния между портами;

Технико-эксплуатационные характеристики устанавливаются на осно­вании рекомендованных курсов следования судов, приводимых в справоч­ных таблицах [1], либо с использованием специальных компьютерных про­грамм1.

д) финансовые показатели, включающие ставки фрахта за перевозку
грузов, расходы по содержанию судов в сутки (на ходу и на стоянке)2.

2. Оптимизация схем движения флота 2.1. Анализ тоннаже-потоков

В межпортовой корреспонденции тоннаже-потоков зачастую имеет ме­сто их несбалансированность, следствием чего является наличие балласт­ных пробегов судов. В условиях обязательного полного охвата заданных перевозок, и, следовательно, необходимости посещения всех портов в каче­стве критерия оптимальности при составлении оптимальных схем движе­ния флота выступает «минимум тоннаже-миль в балласте». Отправная точ­ка решения этой задачи - анализ тоннаже-потоков, имеющий целью, преж­де всего, выявление портов-источников и портов-потребителей тоннажа в балласте. Это осуществляется следующим образом.

Первый шаг- установление количественного состава тоннаже-потоков (в грузу).

Следует отметить, что на данном этапе решения в виде допущения в качестве базового расчетного значения удельной грузовместимости судна принимается средняя величина удельной грузовместимости по сумме всех типов привлекаемых к работе судов (w). В дальнейшем при поэтапном улучшении результатов влияние этого допущения будет скорректировано.

Для грузов с удельным погрузочным объемом U > w (т.е. «легких» грузов) необходимый тоннаж вычисляется по формуле

Построение схем движения тоннажа - student2.ru 1 Следует иметь в виду, что в отличие от справочных таблиц [1], учитывающих рас­
стояния от порта до порта, не все компьютерные программы включают в расстоя­
ние длину пути от приемного буя (на реке) до порта.

2 При определение расходов по суточному содержанию судов рекомендуется
использовать данные периодически обновляемого справочника [2]. Порядок
начисления расходов подробно изложен в учебнике [3].

Построение схем движения тоннажа - student2.ru

После завершения первой операции в наличии имеется межпортовая корреспонденция тоннаже-потоков. Однако необходимо рассмотреть воз­можность совместной перевозки (на одном судне) грузов, следующих в одном направлении (см. курсовые проекты по дисциплинам «Технология морской перевозки груза», «Грузоведение»). Грузы, которые невозможно совместить с другими, следует выделить и рассматривать отдельно. На­пример,

Тилбери груз1 ►Орхус;

Тилбери 1 груз2 >Юрхус 1.

Такой подход (с двойным наименованием портов) гарантирует, что не­совместимые грузы не окажутся на одном судне в одной схеме движения.

Второй шаг- выявление портов-источников и портов-потребителей тоннажа в балласте.

Для этого строится таблица-шахматка, в которой по горизонтали и по вертикали перечисляются все порты. Данные по отправке тоннажа (в грузу) заносятся в таблицу.

Таблица 5

Порт А Б В Г Д Всего отправляется
А -6,3 152,0       152,0
Б 120,0 -36,5 68,5     188,5
В   28,3; +54,0 14,5 25,7 14,5
Г 6,3 8,2   +14,5  
д 25,7       -25,7 25,7
Всего при­бывает 145,7 152,0 68,5 14,5  

Построение схем движения тоннажа - student2.ru Правый крайний столбец таблицы включает сумму всего отправляемо­го тоннажа применительно к конкретному порту, нижняя строка - сумму


Построение схем движения тоннажа - student2.ru

прибывающего тоннажа. По каждому порту из значения строки прибытия вычитается значение столбца отправления. Результаты (на диагонали) со знаком «+» означают излишки тоннажа, т.е. ресурсы, со знаком «-» - по­требности. Очевидно, что излишки тоннажа (т.е. свободный тоннаж) следу­ет вывезти в те порты, где наблюдается его нехватка.

Построение схем движения тоннажа

Первый шаг- распределение ресурсов тоннажа в балласте по по­требностям путем решения транспортной задачи линейного программиро­вания, в качестве показателей эффективности которой выступают расстоя­ния между портами:

Построение схем движения тоннажа - student2.ru

Задача может быть решена с применением пакета прикладных про­грамм на ПЭВМ или любым известным методам вручную. Результаты ре­шения вносятся в таблицу (см. выделенные штриховкой клетки). С этого момента табл. 5 содержит всю информацию о перевозках тоннажа в грузу и балласте.

Второй шаг- составление схем движения круговых рейсов на ос­новании данных вышеприведенной таблицы.

По каждой схеме (на всех ее участках) перевозится одно и то же количе­ство тоннажа, но масса груза может быть разной вследствие отличия в вели­чине удельного погрузочного объема. При построении схем движения тон­нажа, прежде всего, выделяют уравновешенные тоннаже-потоки в грузу. На­пример, из порта А в порт Б перевозится 152,0 тыс. т, а из порта Б в порт А -

120,0 тыс. т. Следовательно уравновешенная часть составляет 120,0 тыс. т. Поэтому первая схема выглядит так:

Построение схем движения тоннажа - student2.ru

Оставшаяся часть тоннажа потока в грузу 32 тыс. т из порта А в порт Б будет связана балластными пробегами. Далее построение схем удобнее всего начинать с наименьшего значения тоннажа в балласте (затем следо­вать по возрастанию). Например, из порта Г в порт А перевозится А = = 6,3 тыс. т (самое малое значение тоннажа в балласте). Эта перевозка со­ставит начальный участок схемы:

В итоге по сумме схем полностью перевозятся грузы и тоннаж в балла­сте. По всем схемам требуется рассчитать параметры (альфа)г и (альфа)w - коэффици­енты использования грузоподъемности и грузовместимости. Порядок вы­числения этих (и других) эксплуатационных показателей работы флота подробно изложен в учебнике [4].

Следует учитывать, что полученные теоретически схемы движения по­строены применительно к «обезличенному» (усредненному) судну, в связи с чем на этом этапе возможны некоторые «огрехи» с точки зрения практи-

Построение схем движения тоннажа - student2.ru ки, например, очень малый объем перевозок по схеме и т.п. Подобные ог­рехи устраняются (вплоть до расформирования неэффективных схем) на следующем этапе при решении задачи расстановки флота. При этом пред­почтение отдается схемам, предполагающим наиболее полное использова­ние провозной способности флота, Кроме того, схемы движения могут подвергнуться корректировке на стадии введения судов в месячный график работы.

Однако в любом случае коррективы затрагивают лишь незначительную часть всей совокупности схем движения флота. Основной их блок остается неизменным.

3. Оптимизация расстановки флота

Наши рекомендации