Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объективный.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.
Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
* служба медицины катастроф (Минздрав России);
* служба охраны общественного порядка (МВД России);
* противопожарная служба (МВД России);
* служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпродукт России);
* государственная спасательная служба (МЧС России);
* служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);
* служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
* служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
* противопаводковая служба (Минприроды России);
* служба резерва материальных ресурсов (Роскомрезерв России);
* служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
* транспортная служба (Минтранс России);
* служба защиты лесов от пожаров, болезней, вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
* служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.
Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Все уровни управления РСЧС имеют:
* постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее- органы управления по делам ГОЧС);
* органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
* силы и средства;
* резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
* на федеральном уровне - МЧС России;
* на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;
* на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
* на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
В целях обеспечения непрерывного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
* дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и при возникновении ЧС.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:
* на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
* на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
* на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;
* на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.