Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект 3 страница
КП, генерируемые кластерами, имеют территориальную проекцию и выражаются в территориально-структурных и компонентно-структурных процессах. Здесь важно преодоление территориальной инерции. П.М. Полян и А.И. Тревиш пишут о том, что территориальная структуры инерционна. Она накапливает прежние изменения, аккумулируют новые, консервируя их. Современный территориальный подход должен учитывать как законы агломерации, подчиняющие экономические процессы пространственным, а также законы пространственного разнообразия (ландшафтного, этнического, регионального, ментального, жизнедеятельности). [11] Управление региональными социально-экономическими системами: сущность, проблемы и пути развития: монография / научный редактор В.М. Белоусов. Ростов н/Д: МАРТ, 2013. – С315-319. +
Важно также, чтобы кластерный подход приобрел большую географическую направленность и учитывал потенциал определенного региона.
М. Кастельс использует теорию сетей для анализа городской среды. Сетевые структуры развертываются как на внутригородском уровне, так и между глобальными городами. Параллельно появляются информационно-властные узлы в глобальных городах, которые замыкают на себе основные потоки информации, финансовые ресурсы и становятся центрами принятия стратегических управленческих решений. Последние инициируют процессы достраивания глобальных цепочек ДС, являющиеся движителями развития современной экономики, в частности региональной и муниципальной.
КП региона определяются качеством связности его субъектов, позволяющее достичь синергии. Прежде всего речь идет об агломеративной связности, являющейся основой кластерного взаимодействия.
Закономерность. Агломеративная связность основана на межмуниципальных взаимодействиях, межмуниципальных инициативах и проектах. Эффективные горизонтальные взаимодействия внутримуниципального масштаба стремятся выйти на межмуниципальный уровень, поскольку открывают новые ресурсные источники. Таким образом, чтобы регион приобретал или воспроизводил конкурентные преимущества, он должен проводить политику всемерного поощрения межмуниципальных инициатив и проектов.
Сетевая экономика способствует атомизации как ее субъектов, так и части агломераций. Микроагломерации связаны с совместными действиями ряда муниципальных образований в решении определенной проблемы.
Закономерность. В региональной экономике конструкция городской агломерации оказывает сильное воздействие на контур конкурентных преимуществ. Попытки сформировать их за ее пределами чреваты неудачей.
В узлах сети, в узлах агломерации может наращиваться ДС.
Если методической, методологической основой индустриального развития региона являлась концепция регионального программного стратегического планирования, то инновационное развитие опирается на концепцию поляризованного развития региона. Мировой опыт свидетельствует о том, что применение подхода, поощряющего формирование и развитие полюсов экономического роста, концентрации ресурсов и инфраструктуры в локальных территориях создает эффект экономического чуда, создает условия для развития новых стратегических процессов. Важно, чтобы данные центры поляризации были внешнеэкономически открыты и вписаны в глобальные цепочки ДС. Важно также создать инфраструктуру расширения успеха и трансферт волн предпринимательский активности и предпринимательских инициатив, предпринимательских проектов на другие территории.
Аксиома. Динамика экономической активности региона являетсяпроизводной динамики полюсов регионального развития.
В современной региональной экономике полюса роста работают как региональные инновационные центры, являющиеся перекрестком местных, региональных, глобальных инновационных сетей. Данные сети выстраивают инновационные коммуникации, инфраструктуру трансфера технологий, осуществляют процесс инновационной диффузии.
Аксиома. Инновационная диффузия, исходящая от инновационных полюсов роста определяется качеством инновационных коммуникаций и инфраструктуры трансфера технологий. Высокое качество последних открывает возможности формирования инновационных оазисов на периферии. Низкое – приводит к экономической деградации периферии.
Системы мезоэкономики насыщены значительно большим количеством связей, ресурсных потоков, разнонаправленных тенденций, чем отдельные компании. Мезоэкономика характеризуется более высокой степенью неопределенности последствий принимаемых управленческих решений и высокой сложностью расчета вероятностей возникновения новых возможностей. В то же время, в среде действия различных сил, разнообразных тенденций прослеживается общий тренд, формирующий основу устойчивого развития региональной экономики - перемещение все большего объема ресурсов в цепочки более высокой ДС. Такие структурные изменения, обновление отраслей его специализации открывают новые возможности сетевого развития региона.
Конкурентные преимущества региона и разнообразие процессов самоорганизации, качество региональных институтов
Многообразие форм региональной самоорганизации порождает массу самоорганизующихся групп, реализующих проектные цели. Данные процессы насыщают регион лидерами, способными решать стратегические проблемы. Активизация лидерского ресурса связано с развитием ценностей и стратегических перемен. Все это исключительно важно для региона в целом, его КП.
Аксиома. Развитие региональных лидеров – стратегический процесс, создающий конкурентные преимущества региона.
Лидеры сетевой региональной экономики формируют новые навыки и умения, управленческие компетенции, соответствующие процессам формирования новых конкурентных преимуществ региона.
Конкурентные преимущества и организационное превосходство
Аксиома. Конкурентные преимущества компании/региона определяются прежде всего организационными инновациями. Организационные инновации призваны усилить синергетические эффекты взаимодействия всех видов ресурсов и в итоге повысить капитализацию компании/региона.
Аксиома. Мониторинг организационных преимуществ связан с изучением соответствия доминирующих форм организации цепочкам добавленной стоимости, на которых они работают. Так, для сырьевой экономики характерны линейно-функциональные структуры, индустриальной – дивизиональные, инновационной – матричные и сетевые. За каждым из видов структур стоит определенная форма предпринимательской активности.
Стратегическим ресурсом мезоэкономики является предпринимательский, в частности способности предпринимателей развивать свои организационные преимущества.
Закономерность. Главным потенциалом мезоэкономики является потребность предпринимателя в высших формах организации. Последние составляют вершину организационной пирамиды в основании которой находятся простейшие линейно-функциональные структуры, в верхней части – органические структуры и сетевые процессные системы.
Петли усиления конкурентных преимуществ мезосистемы связаны с трансфертом организационного опыта, позволяющим выходить на новые более высокие цепочки добавленной стоимости.
Закономерность. Если в отраслях специализации региона доминируют матричные структуры, регион начинает переходить к сетевому типу организации. Для инновационного региона характерна особая сеть связей между различными СБЕ, формирующая на пересечениях разных видов деятельности узлы, или ключевые компетенции. Выход региона на новые параметры устойчивости связан с параллельным формированием новых его регуляторов.
Закономерность. Абстрактные механизмы равновесной цены, закона спроса и предложения дополняютсяконкретными целевыми способами координации. Взаимодействие двух способов регулирования в сетевой организации осуществляется в двух направлениях:
- конкретные, целевые координационные действия выходят за пределы отдельной компании и распространяются на всю сеть;
- абстрактные механизмы регулирования законами спроса, предложения и экономического равновесия приникают в компанию.
Компании, объединенные в сеть, используют потенциальные выгоды, которые возникают в результате согласованных действий. Сети расширяют области предпринимательского, технологического и организационного успеха, делая РЭ более процветающей. Примерами регионального сетевого партнерства являются альянсы, согласованность действий региональных компаний на уровне функциональных зон, проектов, команд, стратегических бизнес-единиц, отдельных специалистов. К такому сотрудничеству склонны организации, имеющие развитые горизонтальные связи и отношения, самоорганизующиеся структуры и независимые проектные группы. В тех регионах, где развиты формы внутренней предпринимательской самоорганизации, сетевые отношения развиваются более масштабно и успешно.
В сетевой экономике происходит кардинальная перестройка функций менеджмента.
Аксиома. Главным объектом сетевого менеджмента являются сетевые бизнес-процессы, выходящие за пределы микросети в локальное сетевое пространство.
Аксиома. Переход во внешнее сетевое пространство происходит незаметно, что связано с интеграцией в локальном сетевом пространстве нематериальных активов множества микросетей.
Аксиома. Приоритет нематериальных активов, растворенных во внешней середе сетевой организации выводит на первый план такие функции, как информационная, развитие человеческого капитала, стратегическое планирование.
Такая перестройка функций менеджмента создает возможности для многомерного обмена знанием, формирования сбалансированных портфелей интеллектуальных продуктов, компетенций. Обмен двух идей рождает новое знание. Обмен двух интеллектуальных продуктов создает условия для формирования третьего, четвертого и т.д. В определенных точках обмена рождаются информационные потоки. Работает информационный мультипликатор.
Нацеленность функций на нематериальные активы инициирует появление новых форм присвоения, распоряжения, использования интеллектуальных продуктов, позволяющие в ходе информационного обмена преумножить ценность объекта присвоения, сформировать стоимость интеллектуальных продуктов. Это формирует новые типы конкурентных преимуществ. Сетевое ускоренное движение знаний, технологий в новой экономике оказывает решающее воздействие на процессы капитализации компаний, уровень конкурентоспособности регионов и стран.
В «умных компаниях» интеграция информационной функции и развития человеческого капитала создает благоприятные условия для развития главного ресурса - знания. Умные компании вступают во взаимоотношения с рынком посредством менеджеров по работе с клиентами, понимающими конкретные устремления как индивидуальных, так и сетевых потребителей. Они создают новые типы сетевого сотрудничества компаний и специалистов, формируя стоимость на перекрестках индивидуального или коллективного обмена идеями, навыками, опытом. Такие перекрестки насчитывают десятки и сотни сотрудников и напоминают высокоспециализированные мастерские из областей высоких технологий таких как Силиконовая долина, Бостонское шоссе 126 и т.д.
Умные компании превращаются в движущую силу инновационной региональной экономики. Для трансформации индустриального региона в инновационный необходима определенная критическая масса умных компаний. Последние, с одной стороны, создают постоянный поток новых инновационных предложений, с другой устойчивый спрос на инновационные продукты.
Закономерность. Сеть может быть мобильной, если ее участники минимизируют свой организационный масштаб. Гигантомания и сетевая организация – две малосовместимые альтернативы.
Масштабные, глобальные структуры, отрицающие сетевые отношения, утрачивают устойчивость. Ричард Фостер отмечает, что средняя продолжительность жизни крупнейших публичных компаний, входящих в индекс S&P, снизилась с 67 лет в 1920-х годах до 15 лет в настоящее время. Средняя продолжительность жизни фирм – десять лет. Качественно меняется процесс формирования бренда. В классический вариант стереотипного бренда, поддерживающего гигантоманию, стал исчезать в западных странах в конце 1990-х – начале 2000-х. Сегодня бренд предполагает привнесение в ценность продукта инициативы покупателя, индивидуального потребительского выбора.
Закономерность. Региональные инновационные сети третьего поколения в качестве субстанции имеют не фирмы, а стратегические бизнес-единицы, проектные группы. СБЕ в компании имеют ограниченные горизонтальные связи. Их партнерские сетевые отношения устремлены вовне – прежде всего в региональную сеть. Это предопределяет «атомизацию» региональных инновационных сетей.
Атомизация в сети вызывает общий тренд раскручивания базовых региональных компаний, которые вынуждены подчиняться законам сети. Последнее связано с тем, что базовые региональные компании часто конкурентные преимущества приобретают в инновационных сетях, вовлекая в свою структуру некоторые «атомы» сетей.
Закономерность. К конкурентным преимуществам относятся организационные компетенции, способности реализовывать организационные инновации нового поколения. Их развитие относится к стратегическим процессам повышения конкурентоспособности региона. Параллельно происходит формирование лидеров новой генерации.
Организационные компетенции современной компании нацелены на развитие компании как пространства инициатив. Новое качество партнерских сетевых отношений связано с необходимостью создания нового масштаба инициативного, проектного действия. Чем больше инициатив приходится на одного инженера или носителя фундаментальных компетенций, тем лучше.
Мультиагентные системы как самоорганизующиеся сетевые структуры
К таким КП , в частности, относят способности создавать мультиагентные системы (МАС). Развитие сетей третьего поколения связано с переходом к МАС. МАС в отличие от классических методик управления демонтируют иерархии больших пространств, развивая сети малых агентов. Они переходят от последовательного выполнения операций к параллельному, от централизованных решений к самоорганизации сотрудников. МАС создают новую основу эволюции организации, которая соответствует новым мировым цепочкам ДС. Альтернативой инструкциям здесь являются переговоры и распределительные решения. Линейное поведение механистической структуры уступает место эволюции в рамках движения к более сложной ДС, на основе самоорганизации, построенной на управлении знаниями.
Субъекты МАС действуют исходя из собственной модели поведения, собственных установок, ценностей, ролей, образцов поведения. Действия агента подчинены ак устоявшимся правилам, так и принципу необходимости изменения поведения в зависимости от новых обстоятельств, ситуация, разнообразия внешней среды. Агент сам выбирает оптимальную траекторию движения. Если она приносит результат, то становится общей для других агентов. Агент формирует копилку своих действий, инициатив, что позволяет ему выявить свойства среды, которые необходимо учитывать в аспекте угроз и возможностей. Поскольку формирование опыта, базы данных происходит постепенно, пошагово, реакция сетевых игроков на среду осуществляется многообразно, нелинейно, постепенно. Действия агента - знак для других, если они рациональный, они становятся новым параметром порядка для определенной совокупности агентов. Ситуационное поведение агентов предполагает наличие разнообразия поведенческих реакций, индивидуальных стилей действий. Данная модель является самообучающейся и формируется на основе накопления жизненного опыта методом проб и ошибок и постоянно развивается. Взаимодействие агентов предполагает выстраивание сетевых коммуникаций и осуществляется в форме сетевой кооперации.
К МАС-технологиям переходят как отдельные региональные стратегические игроки, так и региональные мезосистемы, в частности сети. К самоорганизующимся системам типа МАС, состоящим из автономных, мобильных элементов, можно отнести и социально-экономические и научно-технические комплексы. Сетевой (роевой) подход в региональных МАС связан с возможностью распределенного решения сложных задач за счет горизонтального взаимодействия большого числа простых конкурирующих между собой агентов, реализующих разные методы проб и ошибок, с эволюционным решением задач, в котором допускается пересматривать решения, причем за счет согласования действий агентов.
Региональные МАС многоаспектны. В частности, это интеллектуальные системы нового поколения (Swarm Inelligeence). Они являются альтернативой классическому пониманию интеллектуальной системы как некой механистической сборки блоков, отвечающих за память, сознание, разные виды рассуждений. Региональные интеллектуальные МАС отвергают конструкцию блоков. Главное здесь – это взаимодействие большего числа простых автономных элементов. МАС изменяет парадигму развития регионального пояса информационных технологий, включая эволюционные схемы самоорганизации в экологических системах. Субъекты региональных информационных систем, устанавливая горизонтальные связи равноправного партнерства договариваются между собой, самоорганизуясь в структуру, соответствующую конкретной стратегической задаче.
Конструкция Swarm Inelligeence состоит из сети микропрограмм, представляющих интересы клиентов, поставщиков ресурсов, специалистов операционной деятельности, которые учитываются при принятии управленческих решений. Система предполагает неизбежные конфликты, которые регулируются в ходе переговоров. Один объект программы координирует свою работу и устанавливает горизонтальные связи с другим. В ходе взаимодействий анализируются цели, текущее состояние, предпочтения и ограничения конфликтных сторон информационной сети. Применение данных информационные технологии формирует новую систему принятия решений. Последние которые вырабатывается итерационно в результате взаимодействия таких агентов, идущих на компромиссы.
Традиционные методы управления ресурсами используют информацию по ресурсам и заказам как изначально заданную и являющуюся константой. В этом случае при увеличении числа заказов и ресурсов наблюдается экспоненциальный рост времени решения задачи. МАС представляет другой подход. Это прежде всего сетевое планирование, сориентированное на программы сети самоорганизующихся потребностей и возможностей, реагирующие на изменения сетевой среды. Данный подход можно применить в различных областях. МАС уже используется для оптимизации инфраструктуры, а также ресурсных потоков города и региона. Положительные результаты первых экспериментов вызвали цепную реакцию распространения данной методики в региональной и муниципальной экономике, в частности, в организации лондонского такси, при принятии кластерных региональных решений, создании условий для развития стратегических региональных процессов, активизации действия ключевых факторов рыночного успеха. МАС нацелены на развитие самоорганизации узлов (микрокластеров) сетевой конструкции региональной организации, воздействие на которые позволяет осуществить стратегический маневр и перевести организацию в новое состояние. К особым нематериальным активам сети относятся имидж и креативный потенциал лидеров самоорганизующихся ячеек сети, их способность к сетевому сотрудничеству, честность.
В МАС стратегии и стратегические действия формируются в процессе самоорганизации. «Стратегии вырастают, как сорняки в огороде; никто не ухаживает за ними, как за томатами в теплице». [12] Минцберг Г., Куин Дж., Гошал С. Стретегический процесс. – СПб.: Питер, 2001. – С.561.
Излишняя бюрократизация и привнесении вертикали в этот процесс на ранних стадиях может разрушить процессы формирования стратегии и реализации стратегических инициатив. Формирование стратапов стратегического действия может осуществляться в любой точке сетевой организации и стать флуктуацией, которая откроет новые возможности. Возможно формирование таких стартапов в процессе самопроизвольных, пересекающихся актуальных действий различных сотрудников организации и специалистов внешней среды. В результате перестраивается система силовых линий сетевой организации, действует фрактальный эффект стратегической инициативы и действия.
В инновационной сети ее лидеры являются центром самоорганизации многомерного обмена знаниями, в частности промежуточными. Это позволяет развивать ее интерспецифический ресурс.
Закономерность. Скрытые формы нематериальных активов компании теперь определяют ее стоимость. Поскольку они не копируются и их ценность улавливается только некоторыми сетевыми игроками, фирма и сеть приобретают качественно новые конкурентные преимущества. В этих условиях выгодно иметь высокую степень информационной и экономической прозрачности.
При этом необходимо учитывать, что часть фирм-конкурентов при наличии информационных технологий и аналогичных инновационных компетенций, разработок способна копировать базовые интеллектуальные продукты своих соперников. Поэтому информационная закрытость выстраивается в конкретных областях интерспецифического ресурса, который могут скопировать конкретные конкуренты.
Х. Итами отмечает, что предприятии недооценивают свои невидимые активы, вследствие чего утрачивают возможность достижения синергетического эффекта. Исследователь считает, что синергетический эффект достигается только тогда, когда предприятие использует свои уникальные ресурсы - невидимые активы. [13] Гераськина И.Н. Синергетический подход в маркетинге – необходимое условие устойчивого инновационного развития хозяйствующего субъекта // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №2 (329) – С. 37. +
Проблемой является управление сетевым процессом инновационной диффузии, обеспечивающей движение интерспецифического ресурса. Диффузия имеет многомерный характер и развивается в разнообразных процессах инновационной самоорганизации. Многомерная информационно-инновационная среда сети создает условия разработки пакета продуктов, в которых присутствуют как базовые, так и побочные нововведения. Диффузия базовых инноваций НТ-компаний выходит далеко за их пределы, формируя дополнительные каналы выгодной коммерции. Это открывает новые возможности сетевой инновационной коммерции. Инновационные компании сети продают как побочные инновационные продукты, так и стратегические бизнес-единицы, участвующие в их разработке. Сегодня это стало важной составляющей коммерческого успеха компании, процессов капитализации. Многие стратегические бизнес-единицы самостоятельно отправляются в свободное плавание, составляя ближайшее внешнее инновационное окружение фирмы. В таком сетевом механизме эволюции формируются коммуникации трансферта необходимых технологий из внешней среды в компанию.
Аналогичные процессы происходят в макросетях. Развитие сетевых технологий кооперации открывает широкий доступ к совместному использованию различных продуктов, нематериальных активов. Сегодня используются открытые исходные тексты программ («open sourse»). Этим занимается международная сетевая организация разработки программного обеспечения и информационных продуктов. Добровольное, бескорыстное сетевое объединение нескольких тысяч программистов свидетельство высоких ценностей, которыми они руководствуются. Созданные в результате продукты никому не принадлежат, но являются всеобщим достоянием. Методология классического рынка не позволяет исследовать это явление. Объяснить, почему высококвалифицированные специалисты НТ бесплатно работают над общественными проектами, может теория сети. Она исходит из того, что сетевые игроки формируют креативный класс, для которого сетевое общение и сетевые проекты являются субстанциональными. Коммерческая окупаемость затрат временного ресурса здесь является следствием стратегических креативных взаимодействий. Креативное сообщество – это класс, живущий в сети. М. Кастельс рассматривает креативный класс как пространственно ограниченную сетевую субкультуру.
Сетевая организация креативного класса
Аксиома. В процессе инновационной самоорганизации, множества креативных контактов определяются как носители необходимых знаний, компетенций и соответствующих инициатив, так и некомпетентные, «инородные тела». В первом случае силовые линии сетевой организации сгущаются, количество сетевых связей нарастает. Во втором образуется вакуум связей, некомпетентный элемент «обесточивается» и автоматически вытесняется во внешнюю среду. Таким образом сетевая инновационная организация усиливает концентрацию центров компетенций, которые движутся в потоках инновационных бизнес-процессов.
Аксиома. Центры компетенций сетевых организаций, носители сетевых информационных взаимодействий и проектных инициатив самоорганизуются в институтах креативного класса.
Креативный класс должен через сетевой обмен непрерывно поддерживать ценность своего человеческого капитала и ассоциативного человеческого капитала сети, накапливать опыт разработки определенных продуктов, совершенствовать свою проектную профессиональную историю. Важно и то, что креативный специалист достигает результата только тогда, когда получает удовольствие, решая сложные креативные задачи.
Закономерность. Инновационные сети движимы креативным классом – новой экономической и управленческой элитой. Творческое вдохновение и умение решать сетевые проблемы, использовать цифровые технологии нового поколения, мыслить масштабно и работать в инновационных командах – то, что характерно для креативного класса.
Креативный класс и инновационная сеть – понятия неразлучные. Креативные специалисты нового поколения – это люди, работающие или в атомистичных структурах, или индивидуально.
Региональные элиты в сетевой экономике
Сетевой региональный менеджмент децентрализован, основан на сетевых отношениях региональных элит. Координирующими механизмами являются сами стратегические региональные процессы и саморазвивающаяся региональная стратегия. Региональная элита – это ассоциация специалистов, экспертов, находящихся внутри региональных стратегических процессов, принимающих региональные стратегические решения или оказывающих на них влияние. Степень сплоченности региональных элит соответствует уровню синергии региональных процессов, что имеет прямое отношение к конкурентоспособности региона и является одним из ее проявлений. Региональная элита многомерна и включает представителей бизнеса, финансов, регионального менеджмента (не всегда), общественных организаций и государственных структур, экспертов, систем образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, экологии. Примерами такой самоорганизации элит являются Белгородская, Калужская и Тюменская области. Данные регионы имеют хорошую динамику экономических показателей и социально стабильны.
Закономерность. Качество сетевой самоорганизации элит определяется теми, стратегическими процессами, которые соответствуют базовым цепочкам добавленной стоимости и новым структурным элементам, их достраивающим. Последние соответствуют региональным точкам роста и здесь формируются новые региональные элиты. Если данный процесс институционально затруднен, происходит утрата новых конкурентных преимуществ и появляются конфликты элит, разрушающих сетевые, партнерские их взаимодействия.
Белгородская область представлена стратегическими процессами, соответственно точками роста, в пищевой промышленности, Тюменская – в нефтехимии, Калужская – в машиностроении и электроники.
Закономерность. Сеть партнерских отношений элит в каждом регионе уникальна и не поддается регулированию как федеральному, так и региональному. Стандартные схемы и разрушение самоорганизации здесь приводят к утрате конкурентных преимуществ не только страны, но и региона.
Сетевые эффекты характеризуется целым рядом феноменологических явлений.
Они размывают четкие контуры границ современных фирм. Это отчасти связано с целостностью пространства знания и технологий, что знание является системой объединенной в сеть динамических потоков информации. Б.З. Мильнер отмечал, «новые построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организации, так что трудно определить, где кончается одна организация и начинается другая. Индивидуальные организации работают вместе с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверх систем и порождает уверенность в широких возможностях альянсов партнерских организаций». [14] Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 570. +
1. Пространство знания, технологий проецируется на новую целостность мезоуровня – саморазвивающиеся, самоорганизующиеся сетевые мезосистемы как устойчивого, так и проектного, временного характера.
2. Процесс движения фундаментальных технологий в сетевом мезоконтуре знания и компетенций предполагает обретение его контрагентами виртуальных свойств.
3. Особым объектом управления сетевой организации становятся сеть ключевых бизнес-процессов виртуальных региональных мезосистем. Последние представлены сетевыми организациями отраслей специализации.
4. На смену интегрированной модели пространства приходит сетевая модель, являющаяся проекцией экономических сетей на территорию. Это – сети, привязанные к месту (networks of place). Местечковость в инновационной и информационно-сетевой экономиках не создает конкурентных преимуществ, если ориентирована исключительно на региональные или национальные рынки. Конкурентные преимущества формируются в сетях, привязанных к месту, если они интегрированы в глобальную экономику.