Промышленно-экономическое развитие России в пореформенный период.

Пореформенная деревня: выбор пути развития

Реформа 1861 г. дала мощный толчок развитию в сельском хозяйстве России новых капиталистических отношений. Это совсем не означает, что она полностью решила аграрный вопрос или создала условия для действительно быстрого роста деревни.

Капитализм в пореформенном сельском хозяйстве мог развиваться по одному из двух путей.

Крестьянский (его часто называют американским, поскольку именно он преобладал в США) путь предполагал передачу всех помещичьих и большей части государственных земель в руки крестьян и создание сети частных фермерских хозяйств. В этом случае развитие капиталистических отношений в стране пошло бы действительно быстро имело бы надёжный фундамент.

Помещичий (или прусский) путь означал сохранение крупного дворянского землевладения, довольно прочную зависимость крестьянских хозяйств от помещичьих имений, постепенный и разорительный выкуп бывшими крепостными наделов и сельскохозяйственных угодий. Дворяне-землевладельцы втягивались в капитализм за счёт массы сельского населения.

Можно сказать и иначе. В первом случае в центре аграрной экономики стояло свободное крестьянское хозяйство. Во втором - крупное помещичье землевладение, подчинившее себе крестьянский двор.

Крестьянское хозяйство

Его благополучие зависело от количества и качества земли, рабочего скота, инвентаря. После реформы площадь земельных наделов крестьян в целом сократилась. При этом помещики, как правило, отрезали у своих бывших крепостных лучшие по качеству земли. Не стоит забывать, что крестьянское население росло, возникала опасность малоземелья.

Трудностей добавлял и разорительный выкуп наделов. Дело в первую очередь заключалось в необходимости в буквальном смысле слова «отрывать» от собственной семьи и хозяйства, чтобы расплатиться с помещиком и государством. При этом, погашая в течение 49 лет ссуду, селяне не чувствовали себя не зависимыми хозяевами. Они не обладали полными правами на продажу «своей» земли или отдачу её в залог. Все угодья к тому же считались коллективной собственностью общины. Власть помещика над крестьянами, конечно, уменьшилась. Но говорить об их свободе от государства и общины нет оснований.

Конечно, положительные изменения в деревне происходили: отмирала барщина, были запрещены дополнительные поборы с крестьян, закреплены законом размеры оброка и выкупных платежей. Раскрепощение 44 млн. селян высвободило их энергию, предприимчивость, и Россия совершила значительный рывок в своём экономическом развитии. С 60-х гг. начался неуклонный рост аренды крестьянами земель, принадлежащих помещикам: важное свидетельство развития капиталистических отношений в деревне. И хотя крестьяне зачастую арендовали землю из нужды, что скорее говорило о тяжести их материального положения, они всё шире участвовали в покупке земли. С 1862 по1882 г. они приобрели 6 млн. десятин земли, что вывело их по этому показателю на третье место в стране после купцов и мещан.

Крестьянское хозяйство было основой сельскохозяйственного производства, оно поставляло большую часть рыночной продукции. При этом следует помнить, что значительная часть помещичьей земли обрабатывалась руками тех же селян. Благодаря их труду процесс обновления российской экономики принимал всё более бурный характер. Вывоз хлеба в 1880 г. вырос в 3 раза по сравнению с 1860 г. При этом на рынок крестьянского хлеба поступало больше, чем помещичьего.

Помещичье хозяйство

Помещикам, как выяснилось, приспособиться к трудностям пореформенного времени оказалось сложнее. И это при том, что власть постаралась помочь им в преодолении многих проблем: сохранила дворянское землевладение, установила временно обязанное состояние, предусмотрела выкупные платежи.

Помещичьих хозяйств, сумевших организовать крупное аграрное производство, привлечь наёмную рабочую силу, купить современную технику, было относительно немного. Большинство дворян-землевладельцев пошло иным путём.

Многие предпочли сдавать свои земли крестьянам, требуя от них либо отработок (крестьянин-арендатор должен был трудиться на поле помещика), либо доли (издольщина), а то и половины (испольщина) будущего урожая. Не пренебрегали помещики и традиционным ростовщичеством: давали крестьянам в долг, требуя вернуть его с процентами.

Чтобы иметь некоторое представление о цене старых денег можно сказать, что в конце 19 века 400г хлеба, например, стоили 0,5 копейки, калач-5 копеек, корова-6 рублей, лошадь-15 рублей, дом-пятистенок-25-30 рублей. Всё это, естественно, сдерживало экономический рост и делало более тяжёлым положение в деревне.

После 1861 г. на большей части помещичьих земель по-прежнему велось раздробленное мелкое производство при помощи убогого крестьянского инвентаря. Сохранялась натуральная оплата труда, внеэкономическое принуждение, административная зависимость крестьян от помещиков и сельских обществ. Следует отметить одну новую важную черту: хозяйственная практика помещика теперь не была направлена на поддержание и воспроизводство крестьянского хозяйства, которое конкурировало с ним на рынке.

Несмотря на все трудности, за первое пореформенное 20-летие площадь посевов в России увеличилась на 6%, а к началу 20 века - на 10,5%. Причём сбор зерна рос быстрее, чем увеличение площади посевов, что говорит о повышении производительности труда в деревне. Развитие капиталистических отношений проявилось и в улучшении агротехники, и в применении новых сельскохозяйственных машин и орудий. Ни крестьянский, ни помещичий пути развития капитализма так окончательно и не победили на территории империи, сочетаясь и друг с другом, и с остатками старых экономических отношений.

Промышленность

На фоне замедленных изменений, происходивших в российской деревне, развитие промышленности и транспорта выглядит весьма динамичным. В первые пореформенные десятилетия в стране завершился промышленный переворот, начавшийся ещё в 30-е гг. Наиболее успешно он проходил в пищевой, текстильной и перерабатывающей отраслях производства. Они давали две трети всей промышленной продукции страны.

Промышленный переворот имел здесь не только количественные (рост числа предприятий и механизмов), но и качественные (усложнение технологий, замена устаревших станков более совершенными) измерения.

Продукция кустарной промышленности пока ещё преобладала по объёму над продукцией заводов и фабрик. Увеличение числа последних не уничтожало промыслы, хотя и потеснило их. Оно заставило промысловиков ещё более внимательно учитывать требования рынка.

Однако ведущая тенденция развития российской промышленности определилась достаточно чётко. Процесс укрупнения производства носил объективный характер, так как труд рабочего на крупном предприятии был более производителен, а продукция, производимая им, более дешёвой.

Тяжёлая промышленность России сразу же после реформы испытала большие трудности. Старая в техническом отношении, широко использующая крепостной труд, она попала в полосу кризиса. В 1870 г. выплавка чугуна, например, только достигла уровня 1860 г. Доля России в мировом производстве чугуна снизилась с 4% в 1860г. до 2,5% в 1870г.

Наибольшие тяготы переживал Уральский регион, где владелец предприятия был и хозяином земли, имея поэтому возможность не только привлекать наёмных рабочих, но и использовать традиционные отработки. Добавим, что эти заводчики не слишком интересовались будущим предприятий, «проедали» долгосрочные ссуды, а управление заводами передавали казне или в случайные руки. Уже в 1880г. Урал испытывал серьёзные затруднения, всё более уступая развивающемуся Южному промышленному району (Донбасс, Кривой рог).

В пореформенные годы появились новые отрасли промышленности, которых в России доселе не было. Быстрыми темпами, в частности, развивалось машиностроение, хотя за растущим спросом оно не успевало. Из новых отраслей особенно заметным был рост нефте- и угледобычи, химической промышленности. Важным свидетельством развития экономики было и появление новых промышленных районов. До реформы их было 4 (Московский, Петербургский, Прибалтийский, Уральский). К 80-м гг. к ним добавились уже названный Южный (Донбасс – Кривой Рог) и Бакинский.

За 10 лет выплавка чугуна в стране утроилась (Англии для этого понадобилось 22 года, Франции-28 лет). Вообще по темпам развития тяжёлой промышленности Россия вскоре вышла на первое место в мире. К 80-м гг. пять крупнейших стран мира отличались друг от друга, но это отличие уже не было слишком большим. В экспорте Англии, Франции, Германии сельскохозяйственная продукция играла второстепенную роль, главным же его предметом были изделия обрабатывающей продукции. Россия и США экспортировали в основном сельскохозяйственные товары. Это не было свидетельством их отсталости. На мировой рынок вывозились товары, не являющиеся сырьём для их последующей промышленной переработки. Основная масса продукции добывающей промышленности потреблялась в качестве сырья в самой России.

Реформы С. Ю. Витте

С.Ю. Витте получил пост министра финансов в 1882 г. С его деятельностью связано проведение ряда важных преобразований.

Программа С.Ю. Витте состояла в том, чтобы в течение 10 лет догнать в промышленном отношении развитые мировые державы. Она выполнялась достаточно успешно. Стране со стабильным, как считалось, политическим режимом и процветающей экономикой доверяли европейцы, скупавшие акции железных дорог и облигации русских банков. С.Ю. Витте привлёк внимание Европы к России и обеспечил ей иностранные займы. Он решительно использовал всю экономическую мощь государства, Государственного банка, Министерства финансов для жёсткого проведения своего курса. Сам С.Ю. Витте объяснял свою задачу очень просто: попытаться провести индустриализацию в условиях остававшейся самодержавной монархии.

Были установлены минимальные таможенные тарифы для экспорта товаров из стран, установивших для России режим набольшего благоприятствования. Чтобы финансировать большие государственные расходы (а государство активно участвовало в строительстве железных дорог, предоставлении займов, оказании помощи предприятиям), была введена монополия на производство и продажу водочных изделий. С этой же целью правительство существенно увеличило косвенные налоги, что затронуло все слои общества.

Блестящим успехом финансовой политики С.Ю. Витте стало введение золотого червонца. Русский рубль превратился в свободно конвертируемую валюту, в любой момент мог быть обменён на золото. «Твёрдый» золотой червонец считался одной из самых устойчивых мировых валют.

Транспорт и торговля

Развитие экономики любой страны тесно связано с развитием её транспортных путей. За 1865-1890-е гг. железнодорожная сеть России увеличилась в 7 раз. Сначала правительство активно привлекало к транспортному строительству частный капитал, затем начало откупать дороги в казну. Строительство железных дорог в России велось в соответствии с военно-стратегическими и экономическими интересами. Нужно было обеспечить возможность быстрой мобилизации армии, её доставки к границам империи; связать хлебные районы страны с промышленными центрами, морскими и речными портами. Огромное значение имело введение в основном в строй Транссибирской железнодорожной магистрали протяжённостью в несколько тысяч километров.

Быстро рос поток перевозок и по внутренним водным путям. Этому способствовали рост числа пароходов, сооружение новых портов, увеличение объёмов грузооборота. Развитие транспорта делало необходимым увеличение выплавки металлов, добычи угля и нефти, дальнейшее развитие отечественного машиностроения. Оно облегчило миграцию (переселение) населения на окраины страны, приток рабочих на заработки в промышленные районы.

Менее успешно шли дела в организации торговли. Объёмы её непрерывно увеличивались, но ярмарочная торговля слишком медленно уступала место магазинной, стационарной. Можно сказать, что здесь Россия повторяла путь, пройденный Европой за 100-200 лет до этого. Одной из главных причин такого положения дел стала слабая смычка торговли с финансовыми учреждениями страны, что замедляло поступление кредитов в сферу торговли.

Важные сдвиги происходили в финансовой области. С 1866 г. Государственный банк России развернул крупные финансовые операции. Выкупная сделка 1861 г. вернула в казну долги помещиков, которые автоматически вычитались из выкупных сумм, получаемых дворянами. В 60-70-е гг. образовалось большинство российских акционерных и коммерческих банков, к 1879 г. их насчитывалось 79. Это позволяло предпринимателям шире развернуть производство, а банковскому капиталу активнее проникать в сельское хозяйство, промышленность и торговлю.

54. Социально-экономическая политика СССР во второй половине 60-х - середине 80-х гг. 20 века: нарастание кризисных явлений.

Экономика «развитого социализма»

Аграрная реформа 1965 г. и её результаты.

Неудачи начала 60-х гг. породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Ещё при Хрущёве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно, не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в неё некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твёрдый план государственных закупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство. Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов. Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений. Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, стала в эти годы самым крупным импортёром зерна и продуктов питания. Становилось всё более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти на решительное развитие экономических стимулов к труду.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты.

В сентябре 1965г. началась реформа в промышленности. Она не покушалась на основы директивной экономики, но по своему характеру была наиболее радикальной за все годы советской власти.

Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить её качество. Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства. Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства. Отмечалось, что это будут не прежние министерства – «диктаторы», а новые – партнёры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчёта (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых планов было предоставлено лишь самим предприятиям. При всей своей ограниченности реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объём промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.) Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился. Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д. Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая всё новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.

В 1979г. правительство предприняло ещё одну попытку оживить экономику страны за счёт совершенствования отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия уже не могли. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма. Лишь в 1983г. уже после смерти Л.И.Брежнева, новый лидер страны Ю.В.Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали лишь кратковременный успех. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс.

В начале 70-х гг. запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоёмких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. На 24 съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий. Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т.д. Однако определяющими эти тенденции не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства. К 1985г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей. Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился. В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Социальная политика.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объёму) сократился с 17,7% в1966-1970гг. до 15,1% в 1981-1985гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь сложилась острая жилищная проблема (в 1984г. было построено лишь 2млн. квартир – столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось).

Были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м – по уровню детской смертности. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970-1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов – в 12,4, растительного масла – в 12,8, зерна – в 13,8, масла животного – в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти.

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения. Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире.

Всё это показывало, что удержать статус великой державы становилось возможным лишь за счёт сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

Однако жизнь людей на «развитой социализм» была похожа всё меньше. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1969г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С.Ковалёв, Л.Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров. В конце 1979-начале 1980г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии.

Всё это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.

Наши рекомендации