Актуальность и проблематизация
Таблица 62. Основные составляющие и параметры модели создания турпродукта
Тип туриста | Интерес | Функция туризма | Методика | Доминанты в ресурсах региона |
Гедонист | Наслаждение, пассивный отдых | Рекреативная - снятие физического, психологического, интеллектуального напряжения | Оздоровительно-восстанавливающие процедуры, курсы, тренинги, талассотерапия и др. | Природно-климатические: море, солнце, пляж. Экологически чистые: санатории, центры 8РА, клубные отели «Все включено» |
Активный турист | Флирт, потребность в общении | Коммуникативная -знакомства, общение | Карнавалы, шоу. фестивали, парки развлечений, круизы, брачные туры и др. | Инфраструктурные: объекты развлечений, досуговые учреждения |
Натуралист | Природа | Самореализация творческого потенциала | Спортивно-оздоровительные: походы (пешие, горные, велосипедные и др.), джип-сафари, яхт-туры | Природно-климатические: ландшафт, флора, фауна |
Спортсмен | Занятие спортом | Самореализация творческого потенциала | Спортивные: дайвинг, серфинг, горные лыжи. Экстремальные: рафтинг, альпинизм | Природно-климатические. Инфраструктурные: спортивные комплексы, трассы, инвентарь и др. |
Любитель приключений | Эмоциональные впечатления | Самореализация творческого потенциала и коммуникативная | Зрелищные: тематические парки, круизы, шоу, театрализованные представления и др. Карнавалы, шествия | Природно-климатические. Инфраструктурные. Культурно-исторические |
Любознательный | Познание, изучение | Непрерывное просвещение, самообразование, самореализация творческого потенциала | Экскурсионно-познавательные: экскурсионные туры, образовательные туры, хобби-туры, этнические туры, арт-вояжи, культурные обмены, археологические туры и др. | Культурно-исторические. Образовательные: образовательные учреждения, учреждения культуры и др. |
Микроэкономика туризма 63
Пример. Калькуляция туристского продукта - тура в Китц (федеральная земля Тироль)
Тур в Китц (Федеральная земля Тироль) рассчитан на 8 дней и предназначен для потребителей 1-го целевого рынка.
Информация о курорте
Китцбюэль находится в 100 км от Инсбрука, в 80 км от Зальцбурга и в 120 км от Мюнхена. В течение зимнего сезона в Инсбрук и Зальцбург организуются чартерные авиарейсы (цена билета туда-обратно - 290 Евро). Трансфер до курорта-'60 Евро.
Отели
Имеется: два отеля 5-звездочных (Котап111<:-Но1е1 ТеппегЬо!", Но(е1 \Уе158в8 К.О551). 20 отелей 4-звездочных, 19 отелей 3-звездочных, много частных пансионов - гастхофов.
Отель 4-звездочный с полупансионом стоит $100- 170 с человека в сутки, а 3-звездочный - 60 - 90 Евро (в зависимости от сезона). Частный пансион с завтраком обойдется в 35 - 50 Евро в сутки.
8Ы (лыжи)
Горнолыжный сезон в Китцбюэле длится с начала декабря до середины апреля. Высота над уровнем моря - 800 - 2000 м.
Имеется 120 км трасс для беговых лыж и парк для сноубордистов на Кпг-Ъипе1ег Ногп.
К услугам лыжников 60 подъемников: 5 кабинных, 27 кресельных и 28 бугельных.
5к1раз8 (билет) на 6 дней стоит 130 Евро, на 13 дней - 230 Евро.
Прокат:
лыжи, сноуборд за 15 - 20 Евро (в зависимости от модели), ,
ботинки за 8 - 12 Евро.
Занятия горнолыжным спортом.
В Китцбюэле имеется 6 горнолыжных школ.
Стоимость занятий в группах:
1 день-35 Евро,
6 дней - 110 Евро.
Частные уроки стоят 130 Евро вдень.
Программа тура на 8 дней/7ночей
1-й день: перелет а/к Пулково СПб - Мюнхен;
2-й - 7-й день: завтрак, свободное время;
8-й день: завтрак, переезд в Мюнхен, вылет в СПБ.
1 В Китцбюэле - 8 100 жителей и почти 6 000 гостиничных мест разных категорий.
С.А. Быстрое, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика
Цены:
авиаперелет СПб - Мюнхен - СПб - 290 Евро;
трансферы Мюнхен - Иннсбрук 100 Евро; Инсбрук - Китц 60 Евро: виза - 40 Евро;
страховка (горнолыжная страховка на 8 дней на человека) - 16 Евро; размещение в отеле на выбор.
2-местный номер | 1 -местный номер | 2-местный номер + взрослый на дополнительном месте | 2-местный номер + ребенок на дополнительном месте |
Отель 3-звездочный с завтраком (цены указаны в у.е. за номер) | |||
Пансион 3-звездочный с завтраком | |||
Отель 4* Завтрак | |||
Микроэкономика туризма
79
Таблица 35. Преимущества и недостатки региона Норвегии -Лофотенские острова перед другими рыболовными регионами
Регион Норвегии - Лофотенские острова
Преимущества
Недостатки
Самый популярный регион Норвегии;
- первозданная норвежская природа;
- рыбалка круглый год;
- гарантированный улов;
- развитая инфраструктура региона (паромное, воздушное, наземное сообщение; комфортабельное размещение: коттеджи, гостиницы и т.д., магазины, кафе, рестораны);
- прокат автомобилей через компании ау!з, Нег1г;
- возможности для катания на серфинге;
- китовое сафари с мая по сентябрь;
- исторические памятники архитектуры (деревянные соборы, Музей викингов
и т.д.)
Сложность доставки туристов -необходимость использования паромного или воздушного сообщения для того, чтобы добраться до островов;
- высокая стоимость тура при индивидуальном расчете; для снижения стоимости тура необходимо увеличение количества участников тура
Таблица 36. Преимущества и недостатки туров
Тур | Преимущество тура | Недостатки туров |
1. Рыбалка | Одна из самых лучших рыбалок в | Отдаленное местораспо- |
в Норвегии | мире; | ложение; |
- гарантированный улов; | - высокая стоимость авиа- | |
- высокий сервис; | перелета; | |
- комфортабельное размещение | - высокая стоимость тура; | |
(гостиница, рюрбю, коттедж); | - при ловле в реках и озе- | |
- совмещение с экскурсионной | рах необходимо наличие | |
программой; | специального разрешения | |
- северное сияние; | ||
- совмещение с другими услугами | ||
(сафари, ловля крабов, круизы | ||
и т.д.); | ||
- аренда рыболовного снаряжения | ||
и лодок входит в стоимость прожи- | ||
вания |
С.А. Быстрое, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика
2. Рыбалка в Финляндии
3. Рыбалка в России
Близкое месторасположение
- разнообразные и недорогие способы доставки туристов (самолет, поезд, паром, машина);
- невысокая стоимость тура;
- комфортабельное размещение;
- высокий сервис;
- аренда рыболовного снаряжения и лодок входит в стоимость проживания
Низкая стоимость тура;
- не нужно оформлять визу;
- нет необходимости в знании иностранного языка
Самое популярное место рыбалки - Аландские острова, имеющие строго ограниченное количество проживания;
- необходимость подстраиваться под расписание паромов;
- многие туристы самостоятельно организуют свой отдых в Финляндии
Низкий сервис;
- некомфортабельное размещение;
- низкое качество прокатного оборудования;
- негарантированный улов;
- не совмещается с экскурсионной программой
Таблица 36. Преимущества и недостатки туров
Тур | Преимущество тура | Недостатки туров |
]. Рыбалка | Одна из самых лучших рыбалок в | Отдаленное местораспо- |
в Норвегии | мире; | ложение; |
- гарантированный улов; | - высокая стоимость авиа- | |
- высокий сервис: | перелета; | |
- комфортабельное размещение | - высокая стоимость тура; | |
(гостиница, рюрбю, коттедж); | - при ловле в реках и озе- | |
- совмещение с экскурсионной | рах необходимо наличие | |
программой; | специального разрешения | |
- северное сияние; | ||
- совмещение с другими услугами | ||
(сафари, ловля крабов, круизы | ||
и т.д.); | ||
- аренда рыболовного снаряжения | ||
и лодок входит в стоимость прожи- | ||
вания |
С.А. Быстрое. М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика Таблица 38. Анализ внутренней среды турфирмы «Спорт Трэвел»
Сильные стороны «Спорт Трэвел»
1) с 1996 года хорошо зарекомендовала себя на рынке туристских услуг;
2) выбор узкой специализации - активный, приключенческий туризм;
3) ориентация на определенный сегмент рынка;
4) демократический стиль управления на фирме;
5) наличие квалифицированных специалистов;
6) высокий уровень обслуживания клиентов;
7) возможность постоянного обучения и повышения квалификации для "менеджеров фирмы;
8) постоянное совершенствование обслуживания туристов, разработка новых туров для повышения конкурентоспособности на рынке.
Слабые стороны «Спорт Трэвел»
1) отсутствие опыта продаж туров, связанных с рыбалкой;
2) отсутствие наглядного информационного материала по рыбалке для туристов в Норвегии;
3) отсутствие налаженных партнерских отношений с туроператорами Санкт-Петербурга, реализующих туры с рыбалкой в Норвегии;
4) вынуждены на 1-м этапе в разработке тура давать рекламу только на Интернет-сайте, так как бюджет рекламной компании распределен в начале года;
5) фирма позиционирует себя как организация по продаже горнолыжных туров, поэтому для привлечения нового сегмента рынка необходима дополнительная реклама.
6) повышение интереса со стороны населения Санкт-Петербурга к направлению - Норвегия;
7) возможность захвата большого сегмента рынка по данному направлению в связи с небольшой конкуренцией
Таблица 39. Анализ внешней среды турфирмы «Спорт Трэвел»
Перспективные элементы в деятельности «Спорт Трэвел»
1) аккредитация в Консульстве Норвегии в Санкт-Петербурге;
2) участие в специализированных выставках и семинарах по рыбалке в Норвегии;
3) участие в инфо-турах для повышения опыта менеджеров фирмы;
4) наличие широкого выбора поставщиков услуг;
5) наличие у поставщиков услуг Интернет-сайтов, позволяющих найти всю необходимую информацию, в том числе фотографии, карты и т.п.;
Угрозы для «Спорт Трэвел»
1) новые конкуренты, также предлагающие рыбалку в Норвегии;
2) давление со стороны туристских фирм по предложению рыбалки в Финляндии;
3) снижение прибыли из-за предоставления низкой комиссии со стороны партнеров вследствие небольших турпотоков и недолговременных отношений;
4) возможность для большинства покупателей использовать Интернет-технологии и самостоятельно организовать свой отдых, отказываясь при этом от услуг туроператоров;
5) удорожание тура из-за увеличения инфляции, способствующей снижению спроса на турпродукт;
6) стремление большинства покупателей приобретать только экономичные туры (например, в Турцию, Болгарию, Андорру) из-за снижения уровня жизни.
Анализ материала, полученного на 2-м этапе, поможет фирме сделать правильный выбор либо в сторону формирования нового турпродукта, либо в сторону отказа от его разработки. Он также позволяет фирме скорректировать следующие ее слабые стороны.
/. Отсутствие опыта продаж: туров, связанных с рыбалкой.
Так, например, можно ожидать, что опыт продаж соответствующего направления у менеджеров будет увеличиваться с каждой обработанной заявкой. Кроме того, в приобретении опыта сможет помочь участие в специальных семинарах и выставках, переписка с партнерами, обсуждение вопросов на форумах, участие в инфо-турах, интерес к мнению туристов, побывавших в туре, и т.д.
2. Отсутствие наглядного информационного материала по рыбешке для туристов в Норвегии.
Возможно, что сначала будет ощущаться нехватка информационного материала. Но есть несколько вариантов.решения данной проблемы: информирование партнеров по турпродукту с принимающей стороны о желании приобрести буклеты, брошюры, журналы, книги по рыбалке в Норвегии. Огромное количество необходимого материала можно найти на Интернет-сайтах партнеров. Во время диалога с клиентом можно использовать электронные данные партнеров.
3. Отсутствие налаженных партнерских отношений с туроператорами Санкт-Петербурга, реализующих туры с рыбалкой в Норвегии.
Проблему налаживания отношений с отечественными туроператорами по Норвегии можно решить, участвуя в специализированных встречах, собраниях, выставках, инфо-турах. Именно там можно познакомиться и начать развивать партнерские отношения с целью приобретения опыта в совместном решении проблем и т.д.
ВЫВОД:
Туристская фирма «Спорт Трэвел» имеет все возможности для успешного формирования и внедрения нового турпродукта - тура «Рыбалка в Норвегии на Лофотенских островах» на туристский рынок Санкт-Петербурга.
Турпродукт «Круизные путешествия в Эгейском регионе Турции»
*
Актуальность и проблематизация
Инициатором данного проекта является туроператорская компания «Пальмира». Компания испытывает проблему внедрения на рынок нового турпродукта «Эгейский курортный регион Турции» в условиях конкурентной борьбы и насыщенности рынка различными турпредложениями. В целях оптимизации внедрения на рынок нового направления по Эгейскому побережью Турции необходимо привлечение новых методов и форм к созданию турпродукта. С учетом тенденций в изменении потребительского интереса к разнообразному и насыщенному впечатлениями турпродукту, а также стремлений к интерактивному участию, обеспечивающему новые знания и впечатления, назрела потребность в турпродукте, отличающемся на рынке предложений качественно новыми технологиями. Исследование российского туристского рынка выявило лидера по летнему направлению, это - Турция. Анализ показал, что Эгейский курортный регион является малоизвестным для потребителя и не охвачен многими крупными туроператорами, что представляет определенный потенциал для туроператорской деятельности с учетом уникальных культурно-исторических и климатических ресурсов данного региона. С учетом тенденции развития туристского рынка компания «Пальмира» имеет необходимый потенциал для разработки и продвижения инновационного турпродукта по Эгейскому региону Турции. Наиболее распространена тенденция развития туроператорских компаний «не вширь, а вглубь», т.е. работа не на новых направлениях, а доработка уже имеющихся, но в другом ракурсе. При этом часто они опираются на исследования ЮНВТО. Так был выявлен приоритет развития круизного туризма, спрос на который ежегодно повышается на 40%. Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. В 1998 году более 8 млн. туристов совершили путешествия на воде, а к 2006 году, по прогнозам ЮНВТО, эта цифра достигнет 11,5 млн. чел.
Эгейский курортный регион Турцшгимеет богатый потенциал именно в водном туризме (разнообразные яхт-туры популярны у европейских туристов).
Статистика российского рынка показала, что данный вид туризма в стране представлен слабо - 6% от общего числа предложений, но как индивидуальные туры.
У компании «Пальмира» имеются все необходимые производственные технологии по созданию турпродукта с использованием потенциала водного туризма в Эгейском регионе Турции. Для российского рынка данное предложение будет являться инновационным, но успешные перспективы его развития очевидны. Современная тенденция мирового туристского бизнеса – индустриализация туризма, т.е. формирование из эксклюзивных туров стандартных групповых туров. Разработка и внедрение на российский рынок турпродукта «Круизные путешествия в Эгейском регионе Турции» будет являться для компании «Пальмира» качественной инновацией в туроперейтинге по Турции. Причем данный турпродукт будет сформирован в рамках уже налаженной и согласованной деятельности по формированию турпродукта, что ведет к минимизации инновационно-финансовых издержек.
Круизные путешествия будут предлагаться в блоке со стандартными групповыми турами на чартерных цепочках. Возможны комбинации туров: курортный отдых + круиз на различное количество дней (индивидуальные и групповые варианты). Возрастающий интерес к круизам в Европе, а также развитие круизного туризма определяют богатый потенциал данного вида туризма.
Потребительский интерес в Санкт-Петербурге к турпродукту «Круизные путешествия в Эгейском регионе» очевиден в связи:
П с мировой тенденцией развития круизных путешествий (так называемый фактор моды);
П с расположением Санкт-Петербурга на берегу Финского залива, что обуславливает развитие яхт-спорта, появлением определенной части потребителей, имеющих собственные яхты и опыт яхт-круизов; П с потребительским интересом к качественному и разнообразному тур-продукту, а также к интерактивному участию, дающему новые знания и подлинные впечатления.
С учетом особенностей туристских ресурсов данного региона и формы тур-путешествия (яхт-тур) выявлена следующая целевая аудитория.
1. Социально-демографические показатели:
возраст — 18 — 40 лет;
социальный статус - социально активная, современная, прогрессивная часть общества;
семейное положение - одинокие, молодые семьи (без детей), семьи с детьми старшего возраста (8-16 лет); материальное обеспечение — уровень дохода высокий и выше среднего.
2. Психолого-поведенческие показатели:
доминирующий тип личности потребителя данного турпродукта -формалист, которого привлекает социальный престиж, элитарность, уникальность;
гедонистический тип личности - любитель пляжного курортного отдыха.
3. Интерес(ресурсы данного курорта и программа тура могут удовлетворить следующие интересы потребителя):
познавательные - культурно-историческое наследие; рекреационные - пляж, море, дискотеки, художественно-зрелищный потенциал; спортивный — яхтинг, серфинг, дайвинг.