Цели культурной политики российского государства 5 страница
На решение жилищных проблем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, направлена специально разработанная федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», которой предусмотрено в период 1998-2002 годов обеспечить жильем 210 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы при проведении военной реформы, и граждан, уволенных с военной службы. По этой программе Госстрой России является Государственным заказчиком. Программе присвоен статус президентской и она находится под личным контролем Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства» от 28 апреля 1997 г. № 425 одобрена концепция реформы в области жилищных отношений. Концепция определяет цели и основные пути реорганизации жилищно-коммунального хозяйства, включая совершенствование системы управления, обеспечение государственного регулирования и контроля в этой сфере, укрепление социальной защиты населения.
Правительством РФ утвержден целый ряд важных решений, в частности, сформирована правительственная комиссия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которую возглавил Первый заместитель Премьер-министра; • внесены изменения в порядок распределения трансфертов из федерального бюджета между регионами, чтобы повысить заинтересованность регионов в ускорении жилищных реформ (утверждены постановлением правительства №621 от 26 мая 1997 г.);
Ю
• подготовлен проект программы демонополизации жилищной сферы;
• введена система федеральных жилищных стандартов, которые служат для ме
стных органов государственного управления четкими ориентирами в процессе
проведения жилищной реформы и экономии бюджетных средств;
• предприняты новые шаги в процессе укрепления Федеральной энергетической
комиссии и расширения нормативно-правовой базы, регулирующей цены на
коммунальные услуги, связанные с использованием энергоресурсов, в том чис
ле регулирующей плату за отопление и снабжение населения горячей водой;
• и в 14 городах страны начато осуществление на экспериментальной основе
программы ускоренных реформ жилищной сферы.
В жилищной сфере Российской Федерации в ходе проводимых реформ про-. изошли существенные изменения, которые являются составной частью общеэко-1 номических преобразований в стране. Реформирование жилищного сектора прово-| дилось по следующим основным направлениям:
• реформа прав собственности на жилье;
• реформа арендного сектора жилья;
• реформа строительного сектора;
• реформа жилищно-коммунального хозяйства;
• реформа землепользования и градостроительного регулирования;
• реформа системы жилищного финансирования;
• создание инфраструктуры рынка жилья.
Перечисленные выше направления — составная часть общеэкономических преобразований.
Были разработаны и приняты законы, в которых предусмотрены отдельные нормы, учитывающие изменения в жилищной сфере
Ход и итоги реализации федеральных целевых программ по строительству жилья сегодня вызывают серьезные опасения.
Классификация жилищных фондов. Изменение государственной жилищной политики в рыночных условиях внесло существенные коррективы в классификацию жилищных фондов-. Закон Рф «Об основах федеральной жилищной политики» дает классификацию жилищных фондов по их принадлежности к виду собственности:
• частный жилищный фонд1, находящийся в собственности граждан и находя
щийся в собственности юридических лиц;
• государственный жилищный фонд :
- ведомственный фонд, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных предприятий, учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности; фонд, находящийся в собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, принадлежащий соответствующему субъекту федерации;
' Частный жилищный фонд -—- фонд, находящийся в собствен! юсги граждан и фонд, находящийся в собсгвенноет юридических лнц (созданных в качестве частных лиц), в том числе ЖСК.
~ Государственный жилищный фонд — ведомственный федеральный и республиканский (а составе России), краевой, областной жилищный фонд, городов Москвы и Санкт-Пс1Ербурга.
• муниципальный жилищный фонд , находящийся в собственности районов, го
родов, входящих в административно-территориальные образования, а также
ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муници
пальных предприятий и учреждений;
• общественный жилищный фонд , состоящий в собственности общественных
организаций;
• жилищный фонд, находящийся в совместной собственности или общей доле
вой собственности различных субъектов частной, государственной, муници
пальной собственности, собственности общественных объединений.
Если в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» выделяется пять видов жилищных фондов, то по Жилищному кодексу РСФСР их количество было только четыре (государственный, общественный, фонд жилищностроительных кооперативов, индивидуальный). Изменилась и интерпретация фондов. Конституция РФ расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 12) он включал государственный, муниципальный и общественный жилищные фонды, то по ст. 40 Конституции Российской Федерации его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим, и может содержать и другие виды жилья.
В Гражданском кодексе РФ жилищные фонды подразделяются в зависимости от форм собственности. Так, выделяются фонды, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, находящиеся в государственной и, наконец, в муниципальной собственности.
Правовая несбалансированность одновременно действующих законодательных актов в части классификации жилищных фондов внесла путаницу, в дебрях которой способны разобраться лишь высококвалифицированные профессионалы Предстоит законотворческая работа по приведению жилищного законодательства к нормам Гражданского кодекса РФ, чтобы принадлежность, порядок владения, пользования и распоряжения жильем соответствовали гражданскому законодательству.
Функции государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики. Государственная жилищная политика осуществляется Правительством РФ и органами государственного управления субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне государство обеспечивает:
• формирование государственной политики в этой сфере экономики;
• разработку федеральных законодательных и иных нормативных правовых ак
тов, норм, правил и государственных стандартов качества, строительства, экс
плуатации, капитального ремонта и реконструкции жилых объектов и объек
тов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства;
1 Муниципальный жн.шщнын фонд — фонд, находящийся в собственное™ района, города, а также ведомственный фонд находящийся в полком хозяйственном ведении муниципальных предприятий h;i)i оперативном управлении муниципальных учреждения.
* Общественный жилищный фонд — фонд состоящий в собственности общественных организаций.
3 Жилищный фонд смешанной формы собственности — фонд, состоящий в совместной или Долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
• согласование деятельности государственных органов, осуществляющих жи
лищную политику на уровне субъектов Российской Федерации;
• анализ и обобщение тенденций реализации жилищной политики на основе го
сударственной статистической и бухгалтерской отчетности;
• координацию деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и
коммунальных услуг;
• разработку федеральных стандартов строительства, содержания жилья, обес
печивающих соблюдение качества предоставляемых жилищных и коммуналь
ных услуг и использования их в качестве нормативов при заключении догово
ров между подрядчиками и заказчиками.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, проблемы разграничения государственной собственности, а также административное, жилищное, земельное законодательство.
На уровне субъектов Российской Федерации жилищная политика и государственное регулирование жилищным и коммунальным хозяйством осуществляется соответствующими органами управления субъектов Российской Федерации, наделенными необходимыми полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации и другие).
Функции местного самоуправления в реализации жилищной политики раскрываются в связи с реализацией государственной программы «Жилище», предусматривающей структурные изменения и в области управления и обслуживания жилищного хозяйства. Главное здесь — передача органам местного самоуправления полномочий государства, в том числе и прав собственности на жилищные объекты.
Органы местного самоуправления, как органы власти возникли из системы Советов народных депутатов. В последствии был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154- ФЗ. Закон устанавливает, что «местное самоуправление осуществляегся населением через представительные органы власти, соответствующие органы управления — местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения» (ст. 2).
К объектам муниципальной собственности относятся практически все объекты жилищного назначения, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения и находящиеся на соответствующей территории. В зависимости от статуса органов местного самоуправления они наделены определенными функциями.
Поселковые администрации устанавливают в соответствии с законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду, распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных ус-
1 См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 72.
" См.: Об общих принципах организации местного самоуправления» РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. // СЗ РФ. 199Sr.M33.CT.3JQ6; 1996г. № 17.:т. 1917;№49.Ст.55О0.
Ю4
ловиЙ, предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.
Районные и городские администрации устанавливают в соответствии с законодательством местные налоги, сборы, цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведут учет, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Они предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.
Таким образом, практически большинство вопросов жилищных правоотношений, ранее относившиеся к ведению государства с началом рыночных реформ переданы субъектам федерации и органам местного самоуправления.
ЧЗ
4. Состояние жилищной проблемы и отношение населения к преобразованиям в жилищно-коммунальной сфере
Жилищный вопрос, характеризуемый хроническим и абсолютным дефицитом жилья, всегда существовал в Российской Федерации. Сегодня жилищная проблема не только в целом сохраняется, но и обостряется. Этому способствует множество факторов: дефицит ресурсов для расширенного воспроизводства жилья, постоянный приток в Россию беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, продолжающаяся урбанизация и рост городов и т.д.
За последние сто лет произошел самый мощный отток сельского населения в города. Этот процесс, присущий всем странам., в России связан с особенностями советского устройства государства. Россия подтвердила репутацию страны новых городов, поскольку 2/3 городов страны, т.е. более 600 возникли и развились в этом столетии. Масштабы урбанизации не снижаются и в настоящее время. В условиях, политических и социальных неурядиц перемешаются миллионы людей, особенно интенсивно растут города центральных и южных районов России. Одновременно происходит процесс формирования рынка жилья, необходимого атрибута рыночной экономики.
' См.: О местной самоуправлении-в РСФСР Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1; Федеральный закон «Об общих принципах opiаниэации местного самоуправления в РФ» or 12 августа 1995 г. № 154 — ФЗ; Указ J 1рсзидента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г. № 1760; Указ I [резидента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2265.
" В Западной Европе, США, Японии доля горожан примерно такая же, как и в России. Выше в % и Сингапуре— 100 %. в Африке — 25-35 %. — Прим. авт.
Особенностью урбанизации России прежних лет была консервация малых городов с населением до 50 тыс. человек при одновременном процессе образования городов-спутников (например, Зеленоград), городов специализированных центров (Иваново), закрытых городов (атомные города — Снежинок и Саров), научных городов (Пущино). Сегодня все эти процессы приобрели иной — рыночный импульс. Рынок опустошает и создает города но своим законам, не оставляющих места иллюзиям.
Каждый из выше перечисленных типов городов обладает специфическими и в то же время примерно схожими жилищными проблемами, классификация которых является перспективной для разработки типовых, программ и моделей их решения.
Жилищный фонд1 нашей страны составляет в настоящее время более 20% воспроизводимого имущества РФ (в абсолютных цифрах это 2751 млн. кв. метров общей жилой площади на конец 1998 г. ), а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках, иных объектов — около 30%. Структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности резко отличается от его структуры в дореформенный период, когда он составлял более 70% всего жилого фонда России. По данным Госкомстата России, е государственной собственности находится менее 9% жилищного фонда. Доля жилищного фонда в частной собственности достигла 55%. Более 30% жилищного фонда находится в муниципальной собственности.
Все эти изменения потребовали других подходов к проблемам реформирования жилищной сферы и иных финансовых механизмов для их решения.
Всего в России 53 млн. квартир, из них 52 млн. — отдельные, из которых однокомнатные составляют 24%,. двухкомнатные — 42%, трехкомнатные — 29%, четырехкомнатные и более — 5%. В отдельных квартирах проживает 137 млн. человек, или 94% от числа постоянно проживающих граждан, в коммунальных — 3 млн. человек (2%), в общежитиях — 5,6 млн. человек (около 4%). 39,9 млн. квартир находятся в частной собственности. В городской местности расположено примерно 72% жилищного фонда, а в сельской — 28%. В настоящее время в среднем на одного жителя страны приходится 18,9 кв. м общей площади против 18,1 В 1995 г., в городах — 18,7 кв. м. В Российской Федерации обеспеченность жильем на душу населения значительно отстает от промышленно развитых стран.
1 Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственно
сти, включая жилые дома, специализированные дома (обшежишя, приюты, дома маневренного
фонда, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, дома-нтернаты для инвали
дов, ветеранов, интернаты при школах и школы-интернаты), квартиры, служебные жилые поме
щения, иные жилые помещения в других строениях, прнюдные для проживания.
В составе жилищного фонда не учитываются дачи, летние садовые домики, спортивные и туристические б<иы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, казармы, кельи, железнодорожные вагончики и другие строения и помещения, предназначенные для отдыха, сезонного и временного проживания, независимо от длительности проживания и них граждан.
2 См.: Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. Сб / Госкомстат Рос-
зим. М., 1999. — с. 263.
1 При исчислении общей площади жилищ учитывается площадь но внутреннему параметру кнлых комнат, вспомогательных помещений внутри квартир (кухонь, коридоров, санитарных уз-юв, встроенных шкафов и т.л.}, площадь закрытых летних помещений (лоджий, балконов, террас) > жилых домах. В общую плоиодь жилых зданий не входит площадь вестибюлей, тамбуров, лест-гичных площадок, общих коридоров, а также площади в жилых домах, предназначенные для (строенных нежилых помещении
>06
По показателю «жилая площадь в среднем на одного проживающего» в нашей стране устанавливается значение, выполняющее роль гигиенического норматива. В 1919 г. временными правилами Норкомзлрава впервые установлена норма 8,25 кв. м. В 1929 г. норму повысили до 9 кв. м. В соответствии с действующим в настоящее время Жилищным кодексом РФ норма жилой площади установлена в размере 12 кв.м на одного человека.
При этом в городах проблемой является коммунальные и малометражные квартиры, а в сельской местности — качество жилья, его ветхость и слабое коммунальное обустройство. В настоящее время, например, в Санкт-Петербурге13,7 %квар-тир остаются коммунальными, в них живет 23,8% жителей города. Решению этой проблемы много внимания уделяется в Москве. Так, в 1999 г. ликвидировано более 4,5 тыс. коммунальных квартир и перевыполнен план по ликвидации общежитий в целом по городу (ликвидировано 81 при плане 69).
Не лучше обстоит дело с жилищным фондом в сельской местности. Государственная политика, направленная на развитие крупных урбанизированных промышленных центров, полностью игнорировала создание инженерной инфраструктуры не только на селе, но и в средних и малых городах. В результате каждая пятая жилая единица в средних и малых городах не имеет водопровода, канализации И центрального отопления. Причем если уровень жизни россиян в сравнении с американским или европейским ниже где-то в шесть раз, то в области жилья, по мнению акад. Д.З. Аганбегяна1, отставание среди компонентов уровня жизни от других стран составляет 10-15 раз, т.е. больше, чем в среднем по уровню жизни. В России, в частности, 70% жилья не имеет горячей воды. Всего 22% квартир в стране имеют телефоны, в Москве — 44%, т.е. качество жилья коренным образом отличается от цивилизованных стран. К примеру в США на душу населения приходится 50-55 кв. м общей площади жилья в сравнении с 18,9 кв. м в России. Две трети американских семей живут в отдельных домах, средняя стоимость лома 139 тыс. долл. т.е. качество жилья в нашей стране коренным образом отличается от имеющегося в цивилизованных зарубежных странах.
Наиболее высокая обеспеченность населения жильем в Москве, Белгородской, Курской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Тверской областях, наиболее низкая — в республиках Ингушетия, Тува, Калмыкия и Бурятия.
Анализ изменений в жилищно-коммунальной сфере за время реформ в России показывает следующее. В 1999 г. доля частного жилищного фонда увеличилась почти в два раза по сравнению с 1990 г. Однако, в процессе приватизации жилых помещений не была достигнута цель передачи в реальное управление собственникам помещений многоквартирных зданий в целом и прилегающих земельных участков. Не привлечены частные подрядные организации к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья не создан полноценный рынок подрядных услуг. Монополизм в деятельности жилищных организаций, отсутствие конкурентности — главная причина медленных перемен в этой отрасли.
Ликвидация монополизма в жилищно-коммунальной сфере, переход на конкурсные начала предоставления услуг повышает качество оказываемых услуг, что
1 См.: Международная практическая конференция «Ипотека в России: 30 ноября - 2 декабря 1999 г. М., 2000.
обеспечивает определенный социально-экономический эффект. Идея конкурентного подхода в организации жилищно-коммунальной сферы получает у населения! все большее признание. Судя по нашим опросам населения различных регионов страны, более трети опрошенных доверяют обслуживание и содержание жилого | фонда частным фирмам.
Опросы общественного мнения показывают, что 60% респондентов не удовле-' творены в той или иной мере своими жилищными условиями, значительная часть населения (от 25 до 55% в зависимости от места проживания) не довольна состоянием жилищного фонда и работой жилищно-коммунальных служб. Социально-демографические, профессиональные группы практически не отличаются по уровню удовлетворенности друг от друга. Качество коммунального обслуживания в равной степени не устраивает семейных и одиноких, молодых и пожилых, рабочих и людей интеллигентных профессий. Основные причины неудовлетворенности: сбои в энергоснабжении, отоплении, обеспечении горячей водой. Особенно много нареканий имеется в отношении строительства и ремонта жилья. Организация текущего ремонта получила плохую и очень плохую оценку от 52 до 65% опрошенных в зависимости от места проживания, только каждый четвертый оценил ее достаточно высоко.
Потребность в жилье, необходимость его улучшения, потребность в качественном коммунальном обслуживании входят в тройку наиболее актуальных для многих россиян проблем, являются злободневными от трети (в более благополучных в жилищно-коммунальном отношении регионах) до почти половины опрошенного взрослого населения (для менее благополучных).
Ситуация с жильем, качеством коммунальных услуг имеет тенденцию к ухудшению. Опросы показали, что баланс оценок респондентов динамики изменений в жилищно-коммунальной сфере за последние пять лет (с 1995 по 2000 гг.) склоняется в сторону ухудшения. Доля отрицательно относящихся к содержанию преобразований в этой сфере увеличилась в 2-2,5 раза. Одинаково негативно относятся к реформе большинство жителей столиц, крупных, средних и малых городских и сельских поселений. Число противников реформ преобладает даже среди весьма обеспеченных слоев населения, улучшивших свое материальное положение при переходе к рыночной экономике. И, естественно, резко отрицательное отношение к реформе высказывают те, чей жизненный уровень понизился сравнительно с советским периодом жизни.
По данным социологических исследований, неприятие большинством россиян реформ связано не столько с отрицанием ее необходимости, сколько с ожидание резкого повышения платы за жилье и коммунальные услуги без повышения уровня и качества обслуживания. В условиях, когда значительная часть нашего населения испытывает серьезные затруднения в приобретении продуктов питания, одежды, лекарств, живут в крайней нужде, даже ограниченное повышение тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства сильнейшим образом отражается на материальном положении россиян.
Повышение тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг без повышения их качества вызывает серьезные нарекания населения, является главной причиной их недовольства при оценке работы коммунальных служб. Необходим коренной пе-эелом ситуации в этом направлении.
Определенную неудовлетворенность части населения вызывает неполная обес-теченность жилищными удобствами. Речь идет о решении того или иного жизнен-
но важного для населения жилищно-коммунального вопроса — обеспечение холодным водоснабжением, нормальным отоплением, проведение текущего ремонта, обеспечение горячей водой и пр.
Сегодня жилищное движение в стране не развито. Информированность населения, судя по нашим опросам, оставляет желать лучшего. Даже истинные причины повышения оплаты коммунальных услуг знают далеко не все их потребители, хотя средства массовой информации сообщают об этих мерах федеральных, региональных и муниципальных властей. 40% опрошенных не смогли указать вообще причин повышения тарифов на коммунальные услуги, более половины не знают о существовании субсидий для погашения затрат на коммунальные услуги. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства В стране не было обеспечено должным и целенаправленным информационно-пропагандистским сопровождением.
В сознании россиян сложился однозначно негативный образ реформ — как мероприятий по повышению тарифов, никак не связанных с улучшением качества коммунального обслуживания (только каждый десятый опрошенный полагает, что в результате перехода на полную оплату стоимости коммунальных услуг работа жилищно-коммунальных служб улучшится; 87% респондентов считают, что качество обслуживания не изменится или даже ухудшится).
5. Актуальные проблемы реформирования . жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе
.Важнейшие направления деятельности властей по реформированию жилищно-кОДмунального хозяйства:
• I, окончательное разграничение функций собственн и ка-дом о владельца, управ-
. ляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в го-
, сударственном и муниципальном жилищных фондах. Это позволит повысить ответственность всех субъектов жилищно-коммунальной сферы, ускорит решение ее проблем;
• разгосударствление эксплуатационных организаций и формирование само
стоятельной финансовой базы собственн И ка-дом овл ад ельца и договорных от
ношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
• демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяй
ства и усиление местного самоуправления, что позволит более эффективно
формировать на этом уровне рыночные отношения (цены, конкуренцию, пред
ложение и спрос). В свою очередь это должно привести к снижению затрат И
повышению качества предоставляемых населению услуг;
• повышение ответственности руководителей и специалистов жилищно-
коммунального хозяйства (экспертами в наших исследованиях являлись руко
водители и специалисты жилищно-коммунального хозяйства) и профессиона
лизма всех работников этой отрасли.
Несмотря на стесненные материальные условия у россиян растет интерес К улучшению своего жилищного положения. Четверть респондентов планирует улучшить свои жилищные условия, используя при этом как собственные денежные
>08
средства, так и заемные. Наибольшей популярностью у желающих изменить свои жилищные условия пользуются коттеджи, индивидуальные дома, кирпичные дома улучшенной планировки (каждый пятый-четвертый из тех, кто желает изменить жилищные условия, проявил интерес к подобного вида домам), а не панельно-блочные. В стратегии жилищной политики эти запросы населения должны найти отражение. Государственная поддержка желающих изменить жилищные условия, в том числе финансовая, создание условий для этой активистски настроенной части населения — залог повышения их экономической активности, экономического подъема страны в целом.
Возможности улучшения жилищных условий своими собственными силами у россиян, как показывают социологические исследования, невелики. Каждый пятый нуждающийся в улучшении жилищных условий не имеет возможностей для этого. Остальные намерены что-то предпринять. Но это «что-то» явно носит кризисный характер, наглядно демонстрирует скудность путей и возможностей. Подобная си-гуация сложилась из-за резкого сокращения поля государственной помощи. Только 6-9% опрошенных россиян рассчитывают на получение муниципального жилья в течение предстоящего пятилетнего периода. Еще 7-11% полагаются в той или иной степени на собственные силы — на изменение жилищных условий посредством аренды лучшего жилья (2-4%) либо путем приобретения за счет кредита (5-7%). Все остальные, а их абсолютное большинство, все свои «пути — выходы» ба-шруют на манипуляциях с имеющимся жильем и, в первую очередь с жильем приватизированным. Неслучайно «сохранение в собственности имеющегося жилья» главный залог возможного улучшения и, в то же время, гарантия от ухудшения жилищных условий.