Производство и его секторы

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

__________________________________________________

Кафедра электронной коммерции

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

МИКРОЭКОНОМИКА

по специальности:

«Бизнес-информатика»

Составитель:

К.э.н., доц. Юрасова О.А.

Самара

УДК

Юрасова О.А. Микроэкономика. Конспект лекций. – Самара.: ФГОБУ ВПО ПГУТИ, 2012. – 130 с.

Целью дисциплины «Микроэкономика» заключается в том, чтобы научить студентов теоретическому осмыслению и объяснению процессов социально-экономического развития общества, анализу экономических отношений, выявлению тенденций трансформации рыночного механизма в условиях различных рыночных структур, стратегическому социально-экономическому мышлению.

Конспект лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Информационный менеджмент» и «Бизнес-информатика», специалистов, участвующих в процессах управления и широкого круга читателей, интересующихся данными вопросами.

Конспект лекций является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Микроэкономика», наилучшие результаты будут получены при использовании конспекта совместно с другими материалами комплекса.

Рецензент:

Токарев Ю.А. – к.э.н., доцент кафедры статистики ГОУВПО СГЭУ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

© Юрасова О.А., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений и обозначений. 4

ЛЕКЦИЯ 1 Тема 1 Введение в курс экономики. 5

Вопросы для самоконтроля. 19

ЛЕКЦИЯ 2 Тема 2 Рынок и его структура, модели экономических систем 20

Вопросы для самоконтроля. 33

Задачи. 33

ЛЕКЦИЯ 3 Тема 3 Современная концепция рынка. 35

ЛЕКЦИЯ 3 Тема 4 Полезность и ее измерение. 43

Вопросы для самоконтроля. 49

Задачи: 50

ЛЕКЦИЯ 4 Тема 5 Собственность: сущность и формы 53

Вопросы для самоконтроля: 65

ЛЕКЦИЯ 5 Тема 6 Конкуренция. Фирма в условиях различных видов конкуренции 66

Вопросы для самоконтроля: 78

ЛЕКЦИЯ 6 Тема 7. Издержки фирмы.. 79

Вопросы для самоконтроля: 91

Задачи. 92

ЛЕКЦИЯ 7 Тема 8. Рынки факторов производства. 96

ЛЕКЦИЯ 8 Тема 8. Рынок труда: классический и кейнсианский подходы 107

Вопросы для самоконтроля: 115

Задачи. 116

ЛЕКЦИЯ 9 Тема 9. Деньги. 119

Глоссарий. 128

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 133

Приложение 1 - Издержки в теории К. Маркса. 135

Список сокращений и обозначений

АТС - средние издержки

FС – постоянные издержки

МС - предельные издержки

ТС -валовые издержки

VС - переменные издержки

ВО – внешнеторговый оборот (чистый экспорт)

ВТО – Всемирная торговая организация

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГОСТ – государственный стандарт (ныне межгосударственный стандарт стран СНГ)

ЕС – Европейский Союз

ЗАО – закрытое акционерное общество

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИР – научно-исследовательская работа

ОАО – открытое акционерное общество

ООН – Организация Объединенных Наций

СНС – система национальных счетов

ЛЕКЦИЯ 1 Тема 1 Введение в курс экономики

Экономика(от греч. ойкос – хозяйство, номос – закон) – законы хозяйствования, а также жизни людей, связанная с удовлетворением их потребностей.

Экономика- это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Экономия как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве возникла в античном обществе. Такое её понимание представлено Ксенофонтом (430-354 до н. э.). Аристотель (384-322 до н. э.) определил экономику как науку о богатстве, сформулировал начала теории стоимости, цены и денег. Это представление науки не изменилось и в Средневековье (V-XVI вв.). Экономические проблемы по-прежнему рассматривались с позиции моральной справедливости и общего блага как конечного критерия деятельности людей. При этом в экономии нормативный аспект исследования преобладал над позитивным.

Становление капитализма (XVII-XVIII вв.) предопределило возникновение политической экономии, как самостоятельной науки. В центре её внимания первоначально находилась сфера обращения, а не сфера производства. Первая школа политической экономии названа «Меркантилизм». Её представители: английский экономист Томас Мэн (1571-1641), французский экономист Жан Батист Кольбер (1619-1683), русский экономист Иван Тихонович Посошков (1694-1774). В 1615 г. был опубликован «Трактат политической экономии» Антуана де Монкретьена (1575-1621), давший название будущей науке. Слово «политическая» в названии науки означает искусство управления государственным, общественным хозяйством. Целью исследования был поиск источников богатства, главными формами которого считались благородные металлы (золото и серебро). Объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилистами было предложено введение таможенных пошлин, ставших инструментом политики протекционизма.

Дальнейшее развитие капитализма обусловило формирование классической политической экономии. Ее первыми представителями стали Уильям Пети (1623-1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646-1714) во Франции. Они высказали идею об определении стоимости товара трудом и о сфере производства, как источнике капиталистического богатства.

Представители французской классической политической экономии – физиократы (Ф. Кене, А. Тюрго) – источник прироста капитала стали искать за пределами сферы обращения – в земледелии. Глава школы Франсуа Кенэ (1694-1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель в виде «экономических таблиц».

Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание материально-технической базы, адекватной капитализму. Сформировалась классическая английская политическая экономия. Её представители увидели источник капиталистического богатства уже в сфере производства. Адам Смит (1723-1790) выяснил условия производства и накопления богатства, показал значение разделения труда для развития производительных сил. Давид Риккардо (1772-1823) обратил особое внимание на распределение, показал экономическую противоположность классов буржуазного общества. С. Де Сисмонди (1773-1842) исследовал рост капиталистического богатства, соотнесенный с динамикой населения, с размерами его потребления.

Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы породили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. В науке сформировался переход от политической экономии богатства к политической экономии труда.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – создатели пролетарской политической экономиии авторы учения о двойственном характере труда и теории прибавочной стоимости. Они рассмотрели систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиции рабочего класса. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Развитием марксистской политический экономии стали исследования В.И. Ленина (1870-1924). В теории товарного производства представлен его анализ становления рыночной экономики на периферии капиталистического мира. В.И. Ленин дал основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его перерастания в государственно-монополистический капитализм. Со 2-ой половины XIX в. капитализм утвердился в развитых странах. Вследствие этого разработки общих принципов политической экономии уступили место исследованиям различных проблем экономической практики. На смену качественному анализу (отвечающему на вопрос «что это?») приходит анализ количественный (сколько? и почему?). Меняется само название науки. «Политическая экономия» вытесняется понятием «Экономикс». Под экономикс понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ, их распределения и обмена между субъектами общества в целях потребления. Автором нового названия стал основоположник неоклассического направления Альфред Маршалл (1842-1924). Предметом его анализа стала теория цены. Механизм ценообразования рассматривался (как и А. Смитом), как соотношение спроса и предложения. Но в основе его теории спроса была использована концепция маржинализма (учение о предельной полезности), а в основе теории предложения – концепция факторов производства, дополненная позднее теорией предельной производительности.

После экономических кризисов 20-30-х гг. ХХ в. невозможно стало не замечать влияние монополий на ценообразование. В 1933 г. вышли в печать соответствующие исследования Э. Чемберлена, Дж. Робинсон. Но наиболее значимой оказалась теория Дж. М. Кейнса (1883-1946), ставшая основой нового направления экономической мысли. В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа. Нормативный аспект исследования поставлен в зависимость от позитивного. Обоснована необходимость активной регулирующей роли государства в смешанной экономике.

Однако 70-е гг. ХХ в. стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались неэффективными для того, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, сокращение производства и увеличение безработицы. Новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, неоинституционализм) своими идеями заметно потеснили кейнсианство.

Таким образом, в истории экономической мысли понимание и определение предмета экономической теории, как особой сферы научного знания, претерпело длительную эволюцию: от свода знаний о домоводстве, богатстве, деньгах, экономической политике государства до науки о законах, управляющих производством, обменом, распределением, о производственных отношениях.

Сегоднявыделяют 4 раздела экономики:

1. Микроэкономикараскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя. Она изучает мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, результативность деятельности отдельного предприятия и отрасли. Микроэкономика дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, о побудительных мотивах в принятии экономических решений, об объемах выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.

2 К сфере интересов макроэкономикиотносится функционирование всего народного хозяйства страны. Объектами исследования макроэкономики являются совокупные, агрегированные показатели – национальный объем производства, уровень цен, инфляция, занятость, экономический рост.

Прежде чем рассмотреть, как же решаются основные проблемы и задачи в современной рыночной экономике, на микро- и макроуровнях, выясним, чем она характеризуется, кто является ее субъектами, как они взаимодействуют.

3 Мезоэкономика- поведение подсистем национальной экономики – экономики региональной.

4 Мегаэкономика- поведение мировой экономики в целом.

В ходе развития Экономики ее предмет определяется по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну; классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве; марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития; маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких, ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства; кейнсианцы добавили к такому пониманию необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики.

Сегодня существует несколько определений предмета экономики:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

- эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В процессе познания экономической действительности происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предусматривает определенный метод исследования, а метод формирует структуру предмета. Метод– это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Их можно подразделить на общенаучные и специфические.

Различают общие и локальные методы исследования. Общие методы объединяют различные подходы к научному освоению экономической действительности в целом, дают общую философскую и методологическую базу. Среди них выделяются: субъективистский, позитивистский, структуралистический, диалектико-материалистический, синтетический и рационалистический.

Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны экономической системы. Среди них следует выделить как специфические методы, привязанные к той или иной методологии, так и универсальные методы, которые могут быть использованы при реализации любой методологии. Основными среди них можно назвать следующие: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод научной абстракции, сравнение, аналогия, проблема, антимония, апория, гипотеза, системный метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Немаловажное значение в научном познании играет позитивный и нормативный анализ.

- метод научной абстракции. Его суть сводится к выделению наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного и второстепенного. В процессе абстрагирования формулируются научные категории, например, деньги, инфляция, безработица, которые выражают сущностные характеристики исследуемых явлений;

- анализ и синтез. Анализ – это автономное рассмотрение частей единого целого. Синтез – соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое.

-индукция и дедукция. Индукция представляет собой движение мысли от фактов к обобщениям. Дедукция – это умозаключение, отражающее движение от общего к реальным экономическим фактам.

- метод единства исторического и логического. Принцип историзма предполагает, что динамику экономических процессов необходимо рассматривать в исторической последовательности. Однако, следуя в изучении за историческим процессом, необходимо освобождаться от исторической формы и от случайных моментов в ходе развития общественной жизни.

- системно-функциональный анализ. Его суть сводится к всестороннему изучению исследуемого объекта и выявлению взаимосвязей между процессами и явлениями. Функциональные зависимости могут описываться различными способами: формулами, графиками, таблицами.

Позитивныйметод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, то есть суммой систематизированных знаний о том, что существует. Нормативный метод предполагает наличие систематизированных знаний, служащих для обсуждения того, что должно существовать.

Экономические законы не следует смешивать с законами природы, так же как и с законами естествознания, поскольку имеется ряд существенных и принципиальных различий:

- естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

- естественные законы - вечны, экономические носят исторический характер;

- открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Экономические законы классифицируются по следующим группам:

- специфические экономические законы;

- особенные экономические законы;

- общие экономические законы.

Функции экономики:

1 Познавательная.Экономика объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (например, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).

2 Методологическая.Экономика создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук:

- отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, экономика транспорта, экономика строительства и др.);

- функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, планирование и др.);

- смешанных (экономическая история, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).

3 Практическая.Раскрывая сущность экономических процессов и явлений, Экономика дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической политики.

Экономический кругооборот

Экономика на современном этапе направлена на удовлетворение потребностей человека.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), другие - в ограниченном. Последние называются экономическими благами. Поскольку экономические блага имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства - ресурсы.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты.

Производство и его секторы - student2.ru
1. Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Рисунок - Экономический кругооборот

2. Фирма - это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) стремится к максимизации прибыли, 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

3. Государство - все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Разделение труда вызывает специализацию, а та приводит к постоянному обмену между экономическими агентами. Обмен является базой для постоянных хозяйственных связей, отношений между ними.

Выделяют:

1.Производство, обмен и распределение

2. Потребление, сбережение, инвестиции

Производство и его секторы

Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянной динамике. Совокупность производительных сил и производственных отношений образует способ производства.

Производство – процесс создания экономических благ.

В процессе производства должна образоваться еще одна сфера - сфера экономических отношений. Эта сфера устанавливает зависимость между изменяющимися производством и потреблением. Если за основу классификации взять этапы и уровень развития производительных сил, то на основе такого критерия выделяют:

- доиндустриальное производство, где преобладают сельское хозяйство и ручной труд;

- индустриальное производство, где преобладает крупное механизированное машинное производство;

- постиндустриальное производство, где преобладают сфера услуг, наука, образование и т.д.

Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения.

В процессе производства складываются экономические, или производственные отношения. Различают материальное и нематериальное производство

Производство разделено на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию.

Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой — группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д.

В экономике весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство; вторичный — промышленность и строительство. К третичному сектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства.

Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция.

Деление национальной экономики на реальный и финансовый секторы в известной мере условно. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями. Финансовый сектор не имеет четких границ, он охватывает движение денежных средств, предоставление финансовых услуг, управление финансовой деятельностью.

Понятие обмена

Обмен соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Способы обмена весьма многообразны. Он может производиться с помощью бартера или опосредованно — через деньги, быть свободным или строго регулируемым. Одно бесспорно: обмен выгоден для его участников и эффективен для общества.

Понятие распределения

Как обмен, так и функционирование экономики в целом предполагают соблюдение известных пропорций, количественных параметров. Последние определяются в процессе распределенияэкономических ресурсов и потребительских благ.

Экономистов интересует, как распределяются доходы, каковы их структура и динамика, как влияет распределение доходов на производство, обмен, потребление.

Распределение доходов в любом обществе не бывает строго равномерным: одни социальные группы (предприниматели, высококлассные специалисты) получают высокие доходы, другие (работники невысокой квалификации, пенсионеры) — имеют сравнительно низкие доходы, третьи — средний класс, т.е. подавляющая часть квалифицированных работников и членов их семей, — получают доходы, обеспечивающие достаточное качество жизни, сложившийся в обществе жизненный стандарт.

Разница в уровнях доходов обусловливается прежде всего тем, какими факторами производства владеет тот или иной экономический агент. Распределение доходов по производственным факторам носит название функционального распределения. При этом определить количественные пропорции практически весьма сложно. В реальной действительности люди нередко получают доходы не от одного, а от нескольких факторов.

Первичное распределение (по факторам) не всегда справедливо с социальной точки зрения и недостаточно эффективно с экономической. Поэтому оно дополняется вторичным распределением (перераспределением) через систему налогов, субсидий, страховых взносов, последующих выплат из государственного бюджета, общественных фондов. Первичное распределение осуществляется через механизм рынка, процесс перераспределения протекает при активном участии государства.

Понятие потребления

Завершающий акт хозяйственной деятельности — потребление.

Когда речь заходит о потреблении, то прежде всего возникает представление о потребительской функции домашних хозяйств. Однако потребляются не только потребительские (продукты питания, одежда), но и инвестиционные товары (станки, оборудование, стройматериалы).

Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 — инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров — предприятия (фирмы).

В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования — автомобили, мебель, жилища, — потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год.

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее — на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть дохода расходуется на текущее потребление, другая — откладывается в виде сбережения. Их осуществляют как домохозяйства, так и фирмы. Размер сбережений обратно пропорционален величине потребления. Источниками сбережений служат рост производства (и доходов) или сокращение доли потребления в доходах. Процесс осуществления сбережений называют термином «сбережение».

Связь между совокупными потребительскими расходами и доходами выражает потребительская функция. Потребительские расходы зависят от величины всего национального и располагаемого доходов.

Инвестиции

Во многих случаях как синоним инвестиций употребляется термин «валовое накопление». В России его принято делить на три части: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например в ценные бумаги, уставный капитал, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств (в основном это сырье, не до конца изготовленная продукция и еще не проданная готовая продукция); инвестиции в основной капитал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения, или, говоря по-другому, в тот реальный капитал, который служит более года. Последний вид инвестиций называют капитальными вложениями (капиталовложениями) или валовым накоплением основного капитала.

В свою очередь, эти капиталовложения включают затраты как на возмещение, так и на прирост основного капитала (амортизацию).

Чистые инвестиции — это ресурсы для строительства новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и др. Они могут быть исчислены как разница между валовыми инвестициями и средствами, израсходованными на возмещение износа и потерь. Иначе говоря, валовые инвестиции минус амортизация дают величину чистых инвестиций.

Необходимо иметь в виду, что в конечном счете инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование в целях увеличения размеров реального капитала и есть процесс накопления.

Вопросы для самоконтроля

1 Дайте определение экономики как науки.

2 Опишите эволюцию развития экономики.

3 Расскажите о методах экономики.

4 Раскройте смысл экономического кругооборота.

5 Обоснуйте необходимость инвестиций в экономике.

Наши рекомендации