Примеры анализа фрагмента текста

ПРИМЕР 1

Простейшей формой обмена является бартер, или прямой обмен товарами и услугами между людьми. Поскольку обычно бартер не очень удобен, для облегчения обмена были изобретены деньги. В истории человечества в качестве денег использовались самые разнообразные предметы, ведь практически любая вещь может служить деньгами до тех пор, пока .поди согласны принимать ее в обмен на предоставляемые товары и услуги. Чтобы служить средством обмена, деньгам не нужно обладать никакой особой внутренней стоимостью. Только желание людей принимать их в качестве платежа придает деньгам ценность в процессе обмена.

В данном фрагменте речь идет об обмене, бартере, деньгах, внутренней стоимости денег.

Приводится определение понятия “бартер”:

бартер - это простейшая форма обмена, прямой обмен товарами или услугами между людьми.

Это родо-видовое или классическое определение.

Родовое понятие - “форма обмена”.

Видовые отличия: форма обмена - простейшая;

обмен - прямой;

обмен товарами или услугами.

Неявно приводится один из возможных способов деления понятия “обмен”:

обмен

       
  Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru   Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru
 

бартер посредством

денег

Основание деления - способ обмена.

Деление дихотомическое.

Общий логический вид фрагмента - аргументация.

Обосновывается тезис, что “чтобы служить средством обмена, деньгам не нужно обладать никакой особой внутренней стоимостью”.

Аргументация построена в виде цепочки силлогизмов, часть из которых являются сокращенными силлогизмами.

Аргумент 1 Все люди обмениваются товарами и услугами.  
Аргумент 2 Формы обмена - бартер или денежный обмен Бартер неудобен для обмена Деньги - более удобный способ обмена   Пропущено: формы обмена должны быть удобны
Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru Аргумент 3 Если люди согласны принимать некоторую вещь в обмен на товары или услуги, то она может служить деньгами   В истории человечества в качестве денег использовались самые разнообразные предметы Пропущено: в истории люди соглашались принимать на обмен самые разные вещи
Аргумент 4 Аргумент 5 Пропущены, но подразумеваются   В акте обмена средства обмена должны обладать одинаковой стоимостью Стоимость вещи может определяться ее внутренней стоимостью или же стоимостью, которую за нее готовы заплатить Разные предметы, служившие средствами обмена, обладали разной внутренней стоимостью    
Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru Аргумент 6   Люди желают принимать деньги в качестве платежей Деньгам не нужно обладать внутренней стоимостью Пропущено: Деньги ценны или потому, что они обладают внутренней стоимостью, или потому, что люди желают их принимать в качестве платежей

Аргументы 2 и 6 - разделительные умозаключения.

Аргумент 3 - условно-категорический силлогизм.

Форма аргументов-умозаключений логически правильная.

Аргументов достаточно для обоснования тезиса (с учетом пропущенных, но подразумевающихся аргументов).

Следовательно, вывод можно считать истинным суждением.

ПРИМЕР 2

Инфляция – это рост среднего уровня цен во всей экономике в целом, продолжающийся в течение длительного промежутка времени. Реальнаяпокупательная способность рубля определяется тем количеством товаров или услуг, которые на него можно приобрести. В результате роста цен на один рубль можно купить все меньше товаров или услуг. Таким образом,...

В этом примере необходимо сделать логически обоснованный вывод из приведенных суждений.

Прежде всего проанализируем приведенный фрагмент.

Первое суждение - это определение понятия “инфляция”.

Определение реальное, родо-видовое (классическое).

Родовое понятие : рост уровня цен;

видовые отличия : рост среднего уровня цен;

рост цен во всей экономике;

рост, продолжающийся длительное время.

Второе суждение - определение понятия “реальная покупательная способность рубля”.

Определение реальное, генетическое (поскольку приводится способ образования этого понятия, то есть способ определения реальной покупательной способности рубля).

Форма суждения “В результате роста цен...” такова:

Если В, то С или В ==> С,

где В = “цены растут”;

С = “на рубль можно купить меньше товаров и услуг”

Обозначим А = “Есть инфляция”

Пропущено, но подразумевается из определения, что если есть инфляция, то цены растут. То есть в наших обозначениях:

Если А, то В или А ==> В

Из этих двух суждений по правилам чисто условного умозаключения можно сделать вывод:

Если А, то В Если есть инфляция, то цены растут

Если В, то СЕсли цены растут, то на рубль можно купить...

Если А, то С Если есть инфляция, то на рубль можно купить...

Обозначим D = “реальная покупательная способность рубля снижается”

Пропущено, но подразумевается из определения, что если на рубль можно купить меньше товаров или услуг, то его покупательная способность снижается.

То есть в наших обозначениях:

Если С, то D или C ==> D

Из этих двух суждений по правилам чисто условного умозаключения можно сделать вывод:

Если А, то C Если есть инфляция, то на рубль можно купить...

Если C, то DЕсли на рубль ..., то его пок. способн. снижается

Если А, то D Если есть инфл., то пок. спос. рубля снижается

Итак, логически состоятельным выводом из суждений приведенного фрагмента будет:

“инфляция снижает реальную покупательную способность рубля”

или

“реальная покупательная способность рубля падает в результате инфляции”

Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

(Часть 1. Понятия и суждения)

1. Предмет изучения науки логики.

2. Основные этапы развития логики как науки.

3. Значение логики и логических законов в познании и практической деятельности.

4. Чувственная и логическая ступени познания. Основные формы чувственного познания.

5. Формы абстрактного мышления. Особенности логической ступени познания.

6. Логическая форма мысли. Основной принцип формальной логики.

7. Истинность мысли и логическая правильность рассуждения.

8. Особенности понятийной формы мышления.

9. Логические характеристики понятия. Закон соотношения объема и содержания понятия.

10. Виды понятий.

11. Виды отношений между понятиями.

12. Обобщение и ограничение понятий.

13. Определение понятий.

14. Правила и ошибки в определении понятий.

15. Деление понятий. Виды делений понятий. Классификация.

16. Правила и ошибки деления понятий.

17. Операции над классами понятий. Основные законы логики классов.

18. Суждение как логическая форма отражения действительности.

19. Простые суждения и их форма (структура). Субъект и предикат суждения.

20. Категорические суждения и их виды (А, Е, I, 0).

21. Сложные суждения. Логические операции образования сложных суждений.

22. Виды сложных суждений и условия их истинности.

23. Логические отношения между суждениями. Логический квадрат.

24. Способы отрицания сложных суждений.

25. Модальность суждений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

(Часть 2. Умозаключения и их применение)

Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru

1. Умозаключения как логическая форма отражения действительности.

2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения.

3. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.

4. Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

5. Простой категорический силлогизм. Правила категорического силлогизма.

6. Сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы (полисилогизмы, сориты, эпихейрема).

7. Умозаключения из суждений с отношениями. Их свойства.

8. Условное умозаключение (условный силлогизм).

9. Условно-категорические умозаключения.

10. Разделительный силлогизм.

11. Условно-разделительный силлогизм.

12. Сложные силлогизмы

13. Индуктивные умозаключения. Их виды.

14. Умозаключения по аналогии. Их виды.

15. Понятие о логическом законе. Использование формально-логических законов в практической деятельности.

16. Основные законы формальной логики.

17. Гипотеза как форма развития знаний.

18. Построение гипотезы и этапы ее развития.

19. Способы подтверждения и опровержения гипотез.

20. Индуктивные методы установления причинных связей.

21. Понятие доказательства. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство.

22. Понятие опровержения и его виды.

23. Правила доказательного рассуждения.

24. Ошибки, встречающиеся в доказательстве.

25. Понятие о софизмах и логических парадоксах.

26. Правила ведения дискуссии (диспута). Корректные и некорректные приемы, используемые в споре.

27. Логические структуры вопросов и ответов.

28. Технология подготовки к докладу, выступлению.

Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru ТЕКСТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМЫ СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Задание 1

Ограниченность подразумевает выбор. Если мы не можем иметь все, что захотим, то приходится выбирать, чего же нам хочется больше всего. Таким образом, и люди, и общества должны постоянно делать выбор: как использовать доступные им ограниченные ресурсы.

Задание 2

Экономические потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены путем потребления каких-либо товаров или услуг. Желание иметь свободное время мы включаем в экономические потребности, потому что оно необходимо, чтобы наслаждаться потреблением некоторых материальных благ или услуг.

Задание 3

Если молодой выпускник колледжа решает стать бухгалтером, а не юристом, архитектором или инженером, то альтернативная стоимость заключается не в потере обществом одновременно и юриста, и архитектора, и инженера; альтернативная стоимость будет относиться лишь к потере наиболее важной из всех вышеперечисленных альтернатив.

Задание 4

Рост производительности означает создание большего количества товаров и услуг при помощи неизменного количества ресурсов, или одних и тех же товаров и услуг меньшими ресурсами, либо комбинация из этих двух возможностей.

Задание 5

Инвестиции в человеческий капитал имеют место в тех случаях, когда здоровье, образование и профессиональная подготовка населения улучшаются в результате усилий частных лиц, деловых кругов или государства. Хорошее здоровье, высокий уровень образования и соответствующая профессиональная подготовка, - все это вносит свой вклад в производительность труда. Следовательно, инвестиции в человеческий капитал способствуют повышению производительности труда.

Задание 6

Почти во всех странах есть банки, и практически все страны используют деньги как средство обмена и меру стоимости. Россия как развитая страна также имеет широкую сеть банков и использует деньги как средство обмена и меру стоимости.

Задание 7

Поскольку экономические институты и стимулы играют основополагающую роль в любой экономической системе, то знание того, как они работают, является существенно важным для понимания основ функционирования экономики.

Задание 8

Чтобы понять, какие виды товаров и услуг и в каком количестве будут произведены внутри данной экономической системы, требуется знание того, каким образом устанавливаются цены на предлагаемые товары и услуги, как эти цены определяют характер производства, а также, каким образом рыночная структура и действия государства влияют на сам характер производства.

Задание 9

Хотя и владельцы ресурсов, и коммерческие фирмы хотели бы получить более высокую цену за то, что они продают, и заплатить наинизшую цену за то, что они покупают, тем и другим нелегко достичь своих целей в условиях, когда цена, уплаченная покупателем, в то же время является ценой, получаемой продавцом.

Задание 10

Рыночная система полагается на взаимные действия продавцов (предложение) и покупателей (спрос), в результате которых устанавливаются цены на различных рынках. Конкуренция между продавцами дает покупателям возможность выбирать, у кого (если есть у кого) покупать, а конкуренция между покупателями обеспечивает продавцов выбором, кому (если есть кому) продавать.

Задание 11

Спрос и предложение работают наиболее эффективно на тех рынках, где число продавцов и покупателей велико, где каждый из них имеет доступ к сравнительно точной информации, а конкуренция идет за покупку или продажу достаточно однородной продукции. На рынках, которые не обладают всеми вышеперечисленными признаками, силы спроса и предложения изменяются в зависимости от тех структур, которые там преобладают.

Задание 12

Ничем не регулируемая монополия имеет тенденцию к установлению более высоких цен и к производству меньших объемов продукции по сравнению с тем, что имело бы место при тех же затратах, но при наличии конкуренции между продавцами.

Задание 13

В условиях рыночной экономики доходы населения зависят, главным образом, от стоимости тех товаров и услуг (включая и труд), которое оно может продать на рынке. Люди, владеющие большим количеством ограниченных ресурсов, либо обладающие редкими способностями, на которые имеется большой спрос, получают более высокие доходы, чем те, кто их не имеет.

Задание 14

Рынок работает наилучшим образом тогда, когда существует достаточная конкуренция, когда покупатели и продавцы имеют доступ к надежной информации, когда ресурсы сравнительно мобильны и можно свободно изменить их использование в ответ на изменение условий, и когда рыночные цены отражают полные затраты и выгоды, заключенные в производстве и обмене товарами и услугами.

Задание 15

"Чисто" общественным товаром является продукт или услуга, который/которую производители не могут изъять у отказывающихся их оплатить потребителей (неисключаемость), и потребление продукта или услуги одним человеком не уменьшает его/ее полезности для других (совместное потребление).

Задание 16

Фрикционная безработица - это более или менее неизбежный вид безработицы, который имеет место в рыночной экономике в тех случаях, когда люди меняют место работы, когда новые представители трудовых ресурсов ищут свою первую работу, или же в тех случаях, когда рабочие временно увольняются с сезонных работ.

Задание 17

В периоды сокращения экономической активности падает совокупный спрос на товары и услуги, и это падение спроса вызывает рост безработицы. Напротив, в периоды усиления экономической активности совокупный спрос растет, что приводит к сокращению безработицы.

Задание 18

При непредвиденной инфляции, если долговременный контракт заключен на фиксированную сумму долларов, то покупатель обычно выигрывает, а продавец проигрывает.

Задание 19

Если совокупный спрос превосходит совокупное предложение, то средние цены на товары и услуги тянутся вверх за избыточным спросом, что обычно сопровождается быстрым ростом денежного предложения в стране.

Задание 20

"Подталкиваемая" затратами инфляция имеет место тогда, когда увеличение цен на факторы производства приводит к росту стоимости, при этом более высокие издержки производства подталкивают большинство продавцов к повышению цен на свою продукцию даже в отсутствие каких-либо изменений в совокупном спросе.

Задание 21

Если правительство увеличивает расходы на закупку товаров и услуг или на трансфертные (передаточные) платежи, не увеличивая при этом в той же степени налоговых сборов, то, при прочих равных условиях, общий совокупный спрос растет, что приводит к росту занятости в экономике или к росту инфляции, или к тому и другому вместе.

Задание 22

Если правительство сокращает свои расходы без снижения налоговых поступлений, совокупный спрос уменьшается и экономика испытывает падение занятости или замедление темпов инфляции.

Задание 23

Так как почти каждая страна имеет свою собственную денежную систему, должен существовать некий "механизм сцепления", позволяющий населению и компаниям одной страны обменивать свои деньги на валюту тех стран, с которыми они желают совершить экономические операции.

Задание 24

Когда представители других стран покупают наш экспорт, посещают нашу страну или вкладывают капиталы в Россию, а также, когда иностранные компании, банки и государства выплачивают долги россиянам, на валютных рынках идет рост предложения иностранных валют и рост спроса на рубли.

Задание 25

Ничем не регулируемая монополия имеет тенденцию к установлению более высоких цен и к производству меньших объемов продукции по сравнению с тем, что имело бы место при тех же затратах, но при наличии конкуренции между продавцами.

Задание 26

Ничем не регулируемая монопсония имеет тенденцию к установлению более низких цен и к продажам меньших объемов продукции, чем в случае наличия конкуренции между покупателями.

Задание 27

Возрастание риска и повышение процентных ставок, которые сопровождают инфляцию, обычно приводят к тому, что долговременное планирование и инвестиции в долговременные проекты становятся непривлекательными.

Примеры анализа фрагмента текста - student2.ru ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ФРАГМЕНТА ТЕКСТА

Текст 1

Основная экономическая проблема, встающая перед отдельными людьми, группами людей и целыми сообществами, заключается в том, что производственные ресурсы ограничены в сравнении с человеческими потребностями. В связи с этим возникает основополагающее условие ограниченности. Такая ограниченность приводит людей к необходимости делать выбор между различными способами использования доступных им ресурсов, с целью отыскать наиболее эффективный, то есть тот, который в наибольшей мере способствует удовлетворению их потребностей. Поскольку большая часть основных экономических проблем возникает из самого фактора ограниченности, то понимание этой концепции является исходной точкой для понимания всей экономики в целом.

Текст 2

В современных обществах люди обладают большим разнообразием потребностей. Одни из них, например, любовь и привязанность, по своей природе не могут быть классифицированы как экономические. Другие же, такие как пища, одежда, жилье, медицинское обслуживание, развлечения и даже свободное время, напрямую связаны с экономикой. Экономические потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены путем потребления каких-либо товаров или услуг. Желание иметь свободное время мы включаем в экономические потребности, потому что оно необходимо, чтобы наслаждаться потреблением некоторых материальных благ или услуг.

Текст 3

Человеческие ресурсы - это здоровье, физическая сила, образование и профессиональные навыки людей. Количество трудоспособных людей и время их работы представляют одно из измерений производственных ресурсов. Другим измерением является уровень их способностей и степень заинтересованности (мотивация). Качество человеческих ресурсов отражает усилия, предпринятые в прошлом по развитию профессиональных навыков людей, их знаний и мотивации к труду. Способность заниматься экономической деятельностью, связанной с риском открытия нового дела, либо с привнесением на рынок новых видов товаров или услуг в надежде получить прибыль, получило особое название - антрепренерство, или предпринимательство, от французского слова "entrepreneur", означающего "предпринимать".

Текст 4

Альтернативной стоимостью называется упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости альтернативы из-за того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению. Если мы затратим какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенной цели, то нам придется поступиться возможностью использовать те же ресурсы в других целях. Таким образом, термин "альтернативная стоимость" относится к наиболее желаемой из не выбранных альтернатив. Если, например, какой-либо участок земли может быть отведен под административное здание, стадион, универмаг или крытую автомобильную стоянку, то альтернативной стоимостью отведения этой земли под универмаг будут потери, связанные с отказом только от наиболее желаемой из оставшихся альтернатив.

Текст 5

Ценовые ожидания и их изменения также могут оказывать влияние на уровень инфляции. Если потребители, инвесторы и деловые круги начинают предвидеть возможность инфляции, то само это предвидение может превратить ожидаемый рост инфляции в самореализующееся пророчество. Например, если потребители посчитают, что цены вот-вот вырастут, они могут поспешить сделать покупки, надеясь успеть воспользоваться старыми ценами. Волна подобных покупок увеличивает спрос и раскручивает инфляционную спираль. С другой стороны, если какие-либо предприятия, рабочие или заимодавцы увеличивают цены, заработную плату и процентные ставки, чтобы привести их в соответствие с ожидаемой инфляцией, то в ответ на это и другие продавцы попытаются защитить себя от роста цен, увеличивая свои цены. Таким образом, инфляционные ожидания могут сыграть ключевую роль в зарождении и развитии инфляции.

Текст 6

Специализация имеет место в тех случаях, когда хозяйственная единица производит менее разнообразный набор товаров и услуг, чем тот, который она потребляет. В специализацию могут быть вовлечены отдельные люди, фирмы, города, регионы, даже страны. Например, в различных странах отдельные регионы специализируются обычно на тех товарах и услугах, к производству которых они лучше всего приспособлены с учетом имеющиеся у них в наличии производственных ресурсов. В этом случае они могут продавать большую часть своей продукции жителям других районов, покупая все, что им нужно в других местах. Специализация является основой для торговли и обмена между людьми, предприятиями, городами, регионами и странами.

Текст 7

Экономическая концепция разделения труда тесно связана со специализацией, но обычно относится к процессам, при которых рабочие выполняют одну или небольшое число производственных операций, как, например, при работе на конвейере. Применительно к труду, понятие специализации обычно используют по отношению к профессии человека, имеющего специальную подготовку, то есть специализация подразумевает наличие плотников, электриков, программистов, преподавателей математики, садовников, глазных хирургов и т. д. С одной стороны, различные формы специализации и разделения труда чаще всего приводят к росту производительности. Однако, с другой стороны, они уменьшают возможность самообеспечения и усиливают экономическую зависимость друг от друга, вызывая таким образом большую необходимость в обмене товарами и услугами.

Текст 8

Обычно капитальные ресурсы служат долго и стоят больших денег. Поэтому инвестиции в капитальные ресурсы часто связаны с риском и несут в себе альтернативную стоимость других способов вложения затраченных на них денег. К. примеру, с появлением более совершенной технологии или при изменении рыночной конъюнктуры оборудование может устареть еще до того, как оно окупит себя настолько, чтобы все, кто его инвестировал, могли возвратить вложенные деньги. Следовательно, все виды бизнеса, занимающиеся инвестированием в капитальные ресурсы, должны заранее предусмотреть получение доходов, достаточных для того, чтобы стоило идти на возможный риск.

Текст 9

Непосредственное влияние на производительность оказывают конкретные действия государства и проводимая им политика. Исторически сложилось так, что государство способствует росту производительности через строительство транспортных сетей, предоставление возможностей получить образование, а также путем финансирования и проведения научных исследований в области сельского хозяйства. В функции государства также входит обеспечение законодательной и политической стабильности, что приводит к возможности заключения долговременных деловых соглашений и их выгоде. Однако государство может и тормозить рост производительности, если его законы служат интересам отдельных групп, а не всеобщему благосостоянию народа, если его налоговая политика отрицательно влияет на сбережения и инвестиции и если оно осуществляет регулирование цен и проводит политику торговых ограничений, что затрудняет продвижение ресурсов к местам их наиболее продуктивного использования.

Текст 10

Организация экономической жизни народов и обществ для решения основных проблем, вызванных ограниченностью ресурсов и альтернативной стоимостью, осуществляется через экономические системы. Экономическую систему можно описать как совокупность институтов, законов, различных видов деятельности, основополагающих ценностей и интересов людей, которые все вместе и составляют ту структуру, где принимаются экономические решения. В мире ограниченных ресурсов и альтернативной стоимости любому обществу приходится принимать коренные экономические решения, связанные с тем, как распределить совокупный реальный доход, производимый экономической системой в целом. Кроме того, представители любого общества, независимо от типа его экономической системы, вовлечены в некоторые основные виды экономической деятельности, которые включают как производство, обмен и потребление различных товаров и услуг, так и сбережения и инвестирование в капитальные ресурсы и человеческий капитал с целью их накопления, ведущего к росту производительности труда и увеличению объема выпускаемой продукции. Таким образом, отличительными чертами экономической системы являются не особые виды экономической деятельности, но сам характер существующих институтов и способ их влияния на принятие экономических решений.

Текст 11

Стимулами называются факторы, оказывающие воздействие на человека и определяющие мотивы его поведения. Экономические стимулы обычно действуют через денежные вознаграждения или взыскания, ставя их в зависимость от поведения человека, через предоставление больших или меньших прав на товары и услуги. Но человеческое поведение определяется не одними лишь экономическими стимулами. Иногда люди отказываются от более высокооплачиваемой работы из-за нежелания переезжать в другую местность. В некоторых странах женщины в период воспитания детей прекращают работу на значительное время, несмотря на связанные с этим финансовые потери. Поскольку люди стремятся сохранить существующий порядок или, возможно, хотят оказать кому-либо услугу, частные и государственные заказы не всегда достаются тем, кто предлагает самую низкую цену. И далеко не во всех случаях работу получают наиболее квалифицированные претенденты, так как работодатель может захотеть сохранить, либо изменить привычную процедуру найма на работу. Но в конечном счете, экономические стимулы, то есть желание получить финансовую или материальную выгоду и избежать финансовых или материальных потерь, остаются мощными движущими силами.

Текст 12

Главной движущей силой в рыночной экономике является преследование собственного экономического интереса. Потребители хотят так разместить свой доход, чтобы получить от него наибольшее удовлетворение. Производители стремятся к максимальной прибыли и используют наиболее эффективные сочетания производственных ресурсов для выпуска товаров и услуг, необходимых потребителю. Рабочие желают продать свой труд за наибольшее денежное вознаграждение и лучшие условия труда. Владельцы сбережений ищут высокие процентные ставки, чтобы получить больший доход на вложенные средства. И во всех этих случаях в качестве движущей силы выступают собственные интересы.

Текст 13

Наиболее важным стимулом в рыночной экономике является прибыль. Прибыль - это то, что остается от дохода, полученного в результате продажи товаров или услуг, после вычитания из него всех производственных затрат. Именно стремление к прибыли побуждает предпринимателей начинать новое или расширять уже существующее дело и переключаться с выпуска одних видов товаров или услуг на другие. Прибыль как движущая сила вынуждает владельцев и управляющих предприятий повышать эффективность производства, внедрять новые ресурсосберегающие технологии, более энергично соревноваться с другими производителями за деньги потребителей. Полученная прибыль является важным источником средств для новых инвестиций, и следовательно, стимулирует экономический рост. Напротив, понесенные убытки (отрицательная прибыль) сигнализируют о необходимости переброски ресурсов на другие цели. Таким образом, в конкурентной рыночной экономике … (продолжите).

Текст 14

Отдельные лица, группы людей, регионы и целые страны часто специализируются на производстве определенных товаров или оказании каких-либо услуг. Это приводит к выпуску большего объема товаров и услуг, чем это необходимо для потребления самому производителю. В таких ситуациях производители обменивают излишек своей продукции на различные товары и услуги, произведенные где-либо другими людьми, в результате чего все выигрывают. Действительно, принцип добровольного обмена основан на том, что обе стороны ожидают получить взаимную выгоду от торговли. В противном случае обмен просто бы не состоялся.

Текст 15

Специализация и обмен снижают самообеспечение товарами и услугами, и потому повышают взаимозависимость. Взаимозависимость означает, что решения или события, происходящие в одной части земного шара либо в отдельной отрасли экономики, оказывают влияние на решения или события в других регионах мира и в других экономических отраслях. Плохие погодные условия в Восточной Европе могут вызвать изменение цен на сахар в Соединенных Штатах Америки, а цены на сахар, в свою очередь, могут повлиять на продажу конфет, прохладительных напитков и даже на продажу оборудования для уборки сахарной свеклы и сахарного тростника в различных странах мира. Рост заработной платы работников сталелитейной промышленности может повлиять на розничную торговлю в Питтсбурге, на производственные затраты в автомобилестроении Детройта и на экономические условия как в других отраслях промышленности, так и в различных регионах.

Текст 16

Рынок - это механизм экономических институтов, дающий возможность продавцам и покупателям обмениваться своими товарами и услугами. Рынку совсем не обязательно находиться в каком-либо определенном месте. Нью-йоркская фондовая биржа или Чикагская торговая палата действительно имеют конкретное месторасположение, эти рынки можно увидеть или посетить. Однако у других рынков, таких как рынок школьных учителей или рынок вновь построенного жилья, нет определенного географического положения. Такие рынки функционируют с помощью объявлений, писем, телефонных звонков, компьютерных сетей, личных взаимоотношений и переговоров в самых различных местах. Можно считать, что "рынок" существует, если есть некое устройство, которое позволяет потенциальным покупателям и продавцам общаться по поводу обмена товаров и услуг.

Текст 17

Отрицательный эффект инфляционных процессов в большой степени зависит от того, с какой точностью предвидится инфляция, а также от того, насколько она неожиданна. Если инфляция предвидится с высокой степенью точности, то можно при договорах включать в контракт "инфляционную премию". Такие премии предназначены для защиты кредиторов и других получателей будущих денежных платежей от снижения покупательной способности возвращаемых денег. Предвидя инфляцию, кредиторы, например, будут настаивать на более высоких ставках процента, и чем выше предполагаемый уровень инфляции, тем выше эти ставки. Подразумевается, что если берущие в долг соглашаются на предлагаемые процентные ставки, то они разделяют те же самые инфляционные ожидания. Однако часто бывает, что сделать верный инфляционный прогноз непросто, так что возможен непредвиденный выигрыш либо для кредитора, либо для должника, в зависимости от знака ошибки.

Текст 18

В условиях инфляции повышается и без того высокий риск прогноза будущих затрат и прибылей, связанных с инвестициями, которые окупятся не скоро, например, в завод по производству электронного оборудования или нефтеперерабатывающий комплекс. В общем случае возросший риск и повышенные процентные ставки, которые сопровождают инфляцию, обычно приводят к тому, что долговременное планирование и инвестиции в долговременные проекты становятся непривлекательными. В свою очередь, это приводит к сдерживанию развития производственных возможностей всей экономики в целом.

Текст 19

В рыночной экономике изменения в соотношениях относительных цен являются стимулом к движению и передислокации ресурсов. Рост цен на соевые бобы по отношению к ценам на кукурузу поощряет фермеров выращивать больше сои и сокращать посевы кукурузы. Снижение заработной платы юристов по сравнению с зарплатой экономистов послужит причиной того, что меньше людей пойдут в юристы и больше станут заниматься экономикой. В условиях свободного рынка рост прибыли притягивает ресурсы, а убытки их отталкивают. Прибыль в экономической жизни - это как бы зеленый свет светофора, который меняется на красный в случае убытков. И точно так же, как для нормальной работы системы управления дорожным движением необходимы и зеленый, и красный свет, - для нормального функционирования рыночной системы требуются не только прибыли, но и убытки, которые помогают направить ее ограниченные ресурсы на самое выгодное их использование.

Текст 20

Чем выше цена какой-либо продукции по сравнению с другой при прочих равных условиях, тем меньше у людей желания и возможностей ее покупать. Наоборот, чем ниже цена, тем больше данной продукции люди захотят и смогут приобрести. Цены выступают в качестве рыночного способа нормирования ограниченных ресурсов, товаров и услуг, в результате чего они достаются тем, кто имеет наибольшее желание и возможность их оплатить. Если собственник большого участка земли в центре города может получить более высокую земельную ренту от сдачи его в аренду для постройки административного здания, а не автомобильной стоянки или торгового склада, то этот участок пойдет под здание, а строительство стоянки и склада на том же месте окажется невозможным, так как оно будет "сверх нормы". Если 50000 людей захотят попасть на концерт рок-музыки в зал, вмещающий всего 5000 зрителей, то цена за билет может быть увеличена до той суммы, которую согласны заплатить только эти 5000 , остальные же 45000 человек окажутся "сверх нормы" из-за такой высокой цены.

Текст 21

Степень конкуренции определяется, главным образом, числом покупателей и продавцов, наличием точной информации и ее доступностью, возможностью тайных соглашений между покупателями и продавцами, природой продукта, а также той легкостью, с которой коммерческие предприятия могут появляться на данном рынке или покидать его. Некоторые рынки конкурентны в очень высокой степени. На них действует множество производителей и потребителей, среди которых нет ни одного, кто бы мог самостоятельно доминировать на этом рынке, либо оказывать заметное влияние на рыночную цену; возможность заключения результативных тайных соглашений невелика; точная информация легко доступна; продукция различных продавцов однородна или настолько схожа, что трудно отличить один продаваемый товар от другого; и любая фирма или организация может присоединиться к этому рынку без всякого труда.

Текст 22

Спектр рыночных структур достаточно широк, он охватывает все рынки - от высококонкурентных до тех, где наличествует только один продавец (монополия) или один покупатель (монопсония). Ничем не регулируемая монополия имеет тенденцию к установлению более высоких цен и к производству меньших объемов продукции по сравнению с тем, что имело бы место при тех же затратах, но при наличии конкуренции между продавцами. Ничем не регулируемая монопсония имеет тенденцию к установлению более низких цен и к продажам меньших объемов продукции, чем в случае наличия конкуренции между покупателями.

Текст 23

Поддерживать конкуренцию не всегда легко. Если на рынке мало покупателей или продавцов, те или другие могут легко договориться и установить фиксированную цену, по которой они хотели бы покупать или продавать. Фиксированные цены могут устанавливаться и тогда, когда продавцов достаточно много, особенно если в этом помогает правительство, как, например, в случае важных отраслей сельского хозяйства. Конкуренция на отдельных рынках может уменьшаться из-за политики ценового лидерства, проводимой одной или несколькими фирмами, или из-за "сознательного параллелизма" в ценовой политике. На других рынках, где неэффективно иметь большое количество производителей какого-либо товара или услуги, мы находим естественные монополии, такие как местные компании по водо- и газоснабжению.

Текст 24

Большинство производимых и обмениваемых на рынке товаров и услуг являются "частными товарами", то есть товарами, предназначенными для индивидуального потребления, производитель которых может отказать потенциальному потребителю в тех случаях, когда последний не в состоянии оплатить товар или услугу. (Иными словами, кто не покупает, тот отлучен от потребления.). Кроме того, потребление таких товаров или услуг отдельными лицами или отдельной семьей делает невозможным их потребление другими людьми. (Иными словами, потреблением нельзя поделиться). Общественные товары (товары общественного пользования) - это товары или услуги, предоставляемые государством в ситуациях, подразумевающих неисключаемость от потребления и/или совместное потребление.

Текст 25

Общественные товары (товары общественного пользования) - это товары или услуги, предоставляемые государством в ситуациях, подразумевающих неисключаемость от потребления и/или совместное потребление. Общественные товары, подобные системе государственной обороны, уличному освещению и контролю за подъемом воды в водоемах, обеспечиваются рыночной системой в недостаточном объеме. Это связано с тем, что частные компании не желают выпускать те товары, за которые люди не будут платить, а также потому, что отдельные потребители не хотят оплачивать товары и услуги, приносящие точно такую же пользу как тем, кто за них платит, так и тем, кто пользуется ими бесплатно.

Текст 26

Совокупным предложением называется общее количество товаров и услуг, произведенных в экономике в течение определенного промежутка времени. Верхним пределом совокупного предложения служит максимальный возможный объем производства в экономике при условии полной занятости всех ее ресурсов. Несмотря на то, что при условии полной занятости производственные возможности экономики в каждый конкретный промежуток времени есть величина постоянная, тем не менее, опыт показывает, что эти возможности обычно с течением времени увеличиваются из-за количественного прироста рабочей силы, повышения общего образования и уровня профессиональной подготовки, роста сбережений и капитальных инвестиций, а также благодаря открытию новых источников ресурсов и технологическому прогрессу.

Текст 27

Структурная безработица относится к тем ситуациям, когда люди оказываются без работы по причине того, что их нынешние способности, квалификация, подготовка или место проживания не отвечают имеющимся рабочим местам, отражающим базисную структуру экономики. Изменения в потребительских предпочтениях, в технологиях, подъем новых отраслей производства и упадок прежних, а также сдвиги в экономической роли различных географических регионов, - все это влияет на структуру экономики, а следовательно на типы и размещение имеющихся рабочих мест. Если новые рабочие места требуют квалификации и подготовки, отличающейся от прежних, или если новые рабочие места находятся в различных частях страны, то вполне вероятно возникновение структурной безработицы.

Текст 28

Инфляция может привести к обманчивой информации при бухгалтерском учете результатов коммерческой деятельности. Поскольку бухгалтерский учет осуществляется в денежном исчислении, цифры, отражающие изменяющиеся цены, могут вводить в заблуждение. Если товары и материалы, купленные фирмой по более низким ценам, поднялись в цене, а прибыль рассчитывается по старым ценам, то размеры такой прибыли будут преувеличены. То есть такой расчет неявно подразумевает, что товары и материалы могут быть снова куплены (заменены) по низким ценам, в то время как этого уже нельзя сделать.

Текст 29

Относительные цены и соотношения между ними обеспечивают потребителей, производителей и владельцев ресурсов существенно важной информацией, которая им необходима для того, чтобы в условиях рыночной системы принять решение: что, в каком месте, у кого и в каком количестве покупать и покупать ли вообще. Чтобы полностью охватить важность информационной функции, выполняемой ценами, представьте себе, что вы находитесь в универмаге, где все полки заполнены товарами, но нет ни одного ценника. Или что вам нужно выбрать работу, исходя из двух возможностей, ничего не зная о предлагаемой в обоих случаях зарплате. Или же ситуацию, когда вам необходимо решить, стоит ли нанять маляра для покраски вашего дома или заняться этим самому, и при этом у вас нет никакой информации о том, сколько возьмет за эту работу маляр, сколько стоят краска, кисти и другие материалы.

Текст 30

Потребители, сравнивая относительные цены на ту или иную продукцию, имеют возможность определить, какую комбинацию товаров или услуг им выгоднее всего приобрести. Предприятия, сравнивая относительные цены как на различные ресурсы, так и на товары или услуги, могут сделать выводы о том, какие конкретные ресурсы, из применяемых ими для выпуска своей продукции и в каком сочетании принесут им наибольшую прибыль. Владельцы ресурсов, сравнивая относительные цены на различных рынках, получают возможность решить, где им лучше всего продавать свои ресурсы или на каком из рынков они получат наибольшую выгоду от оказания услуг, предоставляемых их ресурсами. Относительные цены и их влияние на решения, принимаемые людьми, являются средствами, с помощью которых рыночная система находит ответы на основные экономические вопросы: Какие товары и услуги будут произведены? Каким образом они будут произведены? Кто их получит?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. М.: Наука, 1991.

2. Белман Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.: Прогресс, 1981.

3. Берков В.Ф. и др. Логические основы общения: Учеб. пособ. для вузов. М.: Политиздат, 1995.

4. Бирюков Б.Ф. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики (формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики). М.: Знание, 1977.

5. Блинников А.В. Великие философы: Словарь-справочник. М.: Лотос, 1997.

6. Брюшинкин В.И. Логика, мышление, информация. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

7. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: Владос, 1994.

8. Грядовой А.П. Логика: Уч. пос. в структурно-логических схемах и таблицах. М.: Щит-М, 1998.

9. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. М.: Финпресс, 1997.

10.Иванов Е.А. Логика. М.: БЕК, 1996.

11.Ивин А.А. Логика. М.: Просвещение, 1996.

12.Ивин А.А. Строгий мир логики. М.: Просвещение, 1998.

13.Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. М.: Просвещение, 1992.

14.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Высшая школа, 1982.

15.Кумпф Ф., Оруджиев З. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1979.

16.Логический словарь ДЕФОРТ / Под ред. А.А.Ивина, В.Н.Переверзева, В.В.Петрова. М.: Мысль, 1994.

17.Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

18.Меськов А.В. и др. Логика: наука и искусство. М.: Высшая школа, 1992.

19.Попов А.И., Стяжкин Е.А. Развитие логических идей от античности до эпохи возрождения. М.: Изд-во МГУ, 1975.

20.Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

21.Субботин А.Л. Традиционная и современная формальная логика. М., 1969.

При подготовке пособия использовались фрагменты текстов, взятые из книг:

1. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Учеб. пособ. / Ф.Сандес и др. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Хейне П. Экономический стиль мышления. М.: Мысль, 1994.

Наши рекомендации