Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. - student2.ru

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Так, курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже с 216 пунктов в сен­тябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года "лопнул" 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 1905-1906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 3-4 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли. Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодо­рожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось. С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название "Нового курса Рузвельта". Его теоретической основой в отличие от "грубого индивидуализма" предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики.

Этапы “Нового курса Рузвельта”

Хронологические рамки Основное содержание
1933-1935 Создание национальной администрации восстановления промышленности (НИРА), принудительное картелирование промышленности на основе "Кодекса честной конкуренции" Учреждение администрации по регулированию сельского хозяйства (ААА), сокращение посевных площадей и поголовья скота, ликвидация фермерской задолженности Стабилизация финансовой системы путем введения чрезвычайного закона о банках и девальвации доллара Борьба с безработицей. Создание молодежных лагерей и организация общественных работ

Окончание табл.

1935-1939 Социализация курса. Принятие закона Вагнера (Национальный акт о трудовых отношениях) и закона о социальном страховании. Запрет использования детского труда. Введение единых нормативов заработной платы и максимальных пределов продолжительности рабочей недели

Таким образом, важнейшим инструментом регулирования стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялись расширенное воспроизводство и социальные преобразования.

В Англии мировой кризис начался позже из-за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако его последствия были очень ощутимыми для экономики, т.к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные от­расли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство "по борьбе с безработицей", которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось дос­тигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931г. “Закон о проверке нуждающихся”, запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмот­реть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.

Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продол­жался до 1935 г. включительно. Падение промыш­ленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице 14.

Таблица 14

Индекс промышленного производства развитых стран
(1929 г. = 100 %)

Страна
США 80, 7 68, 1 53, 8 64, 9
Велико­британия 92, 4 83. 8 83, 8 86, 1
Франция 100, 7 89, 2 69, 1 77, 4
Германия 88, 3 71, 7 59, 8 66, 8

За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80 %, выплавка чугуна и стали – почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.

Одним из следствий такого положения стала достаточно отчетливая тенденция фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.

Программа Народного фронта:

* национализация объектов военной промыш­ленности и Французского банка;

* реформа налоговой системы;

* создание национального фонда помощи без­работным;

* организация общественных работ для безработных;

* сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;

* введение пенсий по старости;

* заключение коллективных договоров;

* введение справедливых цен на сельскохозяй­ственную продукцию;

* расширение советско-французских связей.

Важнейшей победой Народного фронта стали "Матиньонские соглашения" между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание проф­союзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Од­нако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных про­грамм привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 1937-1938 гг. пра­вительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от про­граммы левых сил. В условиях нарастающей воен­ной угрозы был взят курс на милитаризацию эконо­мики. Однако опыт Народного фронта заложил ос­новы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Германия стала одной из наиболее пострадав­ших стран от мирового экономического кризиса, т.к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля-августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли. Число безработных к началу 1933 г. равнялось 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил ХIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществля­лась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший эко­номический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал "фюрер-принцип", требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон “О наследственных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

Подобные изменения были сделаны и в об­ласти внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону "Об обороне империи" произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Таким образом, развитие экономического кризиса 1929-1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название “фиаско рынка”. Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890-1940/50 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как “неомеркантилистский” по своей сути.

Наши рекомендации