Сущность, функции и условия возникновения рынка.
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Рынок –это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая более эффективное решение экономических проблем.
Объектами рынка является товар и деньги.
Субъектами – продавцы и покупатели, которые представлены государством, фирмами, домохозяйствами и т.д.
К покупателямотносятся потребители, приобретающие товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье.
К продавцам относятся фирмы, продающие результаты своего труда, и владельцы ресурсов, которые сдают их в аренду или продают.
В условиях товарного производства большая часть благ становится товаром.
Товар— это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обменапутем купли–продажи.
Товар — элементарная форма богатства.
Сегодня к богатству относятся не только материальные блага, выступающие в роли товара, но все то, что ценится обществом, в том числе и интеллект, чистый воздух и др.
Представители классической школы утверждали, что товар обладает двумя свойствами:
1) потребительной стоимостью;
2) стоимостью.
Потребительная стоимость, по утверждению классиков, - это полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо потребность человека в товарах и услугах, т.е. конкретным трудом создается потребительная стоимость товара. а абстрактным трудом – стоимость.
Абстрактный труд – это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.
Наличие у товара двух свойств – потребительной стоимости и стоимости – классики объясняли двойственным характером труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это конкретныйтруд: труд повара, ткача, слесаря и т.д. С другой стороны, это абстрактный труд, т.е. труд вообще, как затраты энергии в физиологическом смысле слова.
Например, фермер вырастил помидоры, т.е. создал потребительную стоимость. Но его интересует стоимость товара, поэтому он везет помидоры на рынок.
Рынок – это «судья», который «признает» или «не признает» частный труд фермера (труд, затраченный на выращивание помидоров). Получается что стоимость – это не просто труд, а труд нужный обществу.
Как известно, «монархом», управляющим всей рыночной системой, являются деньги.
Деньги– особый товар, спрос и предложение на который складываются на специфическом денежном рынке. Деньги обладают наибольшей способностью к сбыту или наибольшей ликвидностью (это абсолютно ликвидное средство.)
Ликвидность – способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками). Ликвидность – это способность денег обмениваться на любой товар и услугу.
Ликвидный товар – это легко реализуемый товар.
Деньги – это способ обозначения цены.
Цена – это установленное количество денег, которое продавец требует за право владения продуктом.
В современном мире нельзя представить даже самую слабую экономику без денег. Как правило, в каждой стране имеются свои деньги – национальная валюта, которая вводится государством. Сила денег тем выше, чем развитее в национальном хозяйстве рыночные ценности.
Рассмотрим, каким же образом возникли деньги. Стадии развития денег можно разделить на следующие эпохи:
1. Эпоха товарных денег. Это были ракушки и меха, масло и соль, скот, рабы, сигареты и водка, из металлов – бронза, железо, медь. Эпоха товарных денег характеризуется бартернымисделками.
2. Эпоха идеальных денег. Эпоха связанная с использованием в обращении монет из серебра и золота.
3. Эпоха бумажных денег. Первые бумажные деньги появились в Китае в XII в., в XVII в. – в Америке, в XVIII в. – во Франции, Англии и России.
4. Эпоха современных денег. С середины 30-х годов XX в. начала функционировать система обращения кредитных и бумажных денег. Появились кредитные деньги. К ним относят, в первую очередь векселя, платежные поручения и чеки.
Вексель – долговое обязательство заемщика кредитору об уплате долга в определенный срок.
Платежное поручение – это письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Чек – это приказ банку, выписанный владельцем денежного вклада о выдаче с его счета лицу, указанному в чеке.
Использование электронной техники привело к появлению электронных денег. Новая ступень в развитии современных денег – появление пластиковых карточек.
Сущность и роль денег проявляются в их функциях:
Основные функции денег.
1. Мера стоимости. Эта функция заключается в приравнивании стоимости товара к определенному количеству денег. С функцией меры стоимости, связано свойство денег служить масштабом цен. Масштаб цен не является постоянной величиной: в ходе инфляции покупательная способность денег падает, а цены растут. Примером мгновенного изменения масштаба цен является деноминация – изъятие из обращения одних денежных единиц и замена их другими, имеющими иную покупательную способность. (пример, Россия 1997 – 1998 гг.,в обращении были выпущены деньги нового образца, 1 новый рубль = 1000 старым.
2. Средство обращения – деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг.
3. Средство накопления. Эту функцию деньги могут выполнять, когда продавец, получив их за свой товар, не расходует их сразу. Предприятия накапливают деньги для инвестиций, для периодических выплат и т.д. В то же время население накапливает деньги для покупки товаров длительного пользования, на «черный день» и т.д. Накопление денег в наличной форме называется – тезаврацией. В России она очень распространена, так как до сих пор существует опасность потери вкладов в банках или блокирование доступа к ним.
4. Средства платежа. Эту функцию деньги выполняют при продаже товаров в кредит, уплате налогов, возврате денежных ссуд, выплате заработной плате и т.д. Особенностью – является существование разрыва во времени между движением денег и товарно - материальных ценностей. Здесь обращаются не сами деньги, а платежные обязательства, выраженные в деньгах.
5. Мировые деньги. Эта функция проявляется в рамках международных экономических отношений, когда деньги используются в качестве международного платежного средства, для формирования валютных резервов отдельных стран и международных экономических организаций, для определения мировых цен на товары и услуги т.д.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.
Основные функциирынка:
- интегрирующая – сфера производства (производители), сфера потребления (потребители), а также торговцы-посредники, включены в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами;
- регулирующая – оперативное реагирование на изменения спроса и предложения. Колебание спроса и предложения оказывает немедленное воздействие на цены. Рост цен – сигнал к расширению производства, снижение цен – сигнал к его сокращению.;
- стимулирующая – побуждение производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли;
- информационная – современный рынок как гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг;
- посредническая – рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.;
- ценообразующая – рынка обеспечивает признание лишь общественно необходимых затрат, только их согласен оплатить покупатель;
- санирующая (дифференцирующая) – рынок «очищает» экономику от нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.
Современный рынок характеризуется сложной структурой и инфраструктурой.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов.
Рынок можно классифицировать по ряду признаков:
1. По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.
2. По характеру производственного продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и т.д..
3. По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.
4. По характеру продаж: оптовый, розничный.
5. По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и т. д.
6. По правовому положению : легальный, теневой.
7. По географическому признаку: местный, национальный, мировой.
В структуре рынка большое значение имеет его инфраструктура –комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный режим функционирования отдельных рынков.
Инфраструктура рынка включает такие элементы, как: биржи (товарные, фондовые, валютные, труда); аукционы, ярмарки; предприятия оптовой и розничной торговли; банки, страховые компании, фонды; информационную, транспортную систему; юридические конторы; рекламные агентства и т.п.
Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Если они находятся в равновесном сбалансированном состоянии, то и вся экономика функционирует нормально и также находится в равновесии. И, наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (пр., банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономики в целом.
Рынок — включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов.
B экономической литературе выделяют четыре важнейших исторических условия возникновения рынка.
Первое условие — общественное разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.
В основе экономического развития лежит естественное разделение труда — разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда.
Общественное разделение труда — это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Известны четыре общественных разделения труда:
- отделение земледелия от скотоводства;
- отделение ремесла от сельского хозяйства;
- выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала;
- выделение НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ).
Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.
Специализация дает производителю немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т.е. производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят, экономическая обособленность хозяйствующих производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правом собственности, то рынок существовать не может.
Третье условие — разрешение проблемы трансакционныхиздержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.
Под экономическим агентомпонимается индивид, занимающийся экономической деятельностью на основе самостоятельно принимаемых решений.
В качестве экономических агентов могут выступать отдельные личности, группы людей или институты (организации), образующие элементарные действующие единицы на основе самостоятельно принимаемых решений.
Рыночный механизм— это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.
Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка— это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.