Процесс регистрации предприятия в Молдове
В Республике Молдова действуют упрощенные правила регистрации предприятий различных видов собственности. Компанию можно зарегистрировать в течение буквально 1-2 дней. Однако на практике процесс регистрации предприятия оказывается далеко не столь быстрым и простым.
Сначала предприниматель обращается в Государственную регистрационную палату Молдовы, где резервируется название фирмы и предоставляются основные документы:
- паспорта учредителей;
- минимум пять заранее подобранных названий будущей фирмы. Лучше, если вариантов будет больше, так как большинство хороших и благозвучных названий, скорее всего, уже занято. Зарезервировать фирменное наименование будущей компании можно на сайте электронных услуг (стоимость этой услуги составляет 50 лей на 1 месяц и 100 лей на полгода). Кроме того, там же можно воспользоваться дополнительным сервисом по проверке имени. После оплаты незанятого пока названия, вы получите квитанцию с указанием времени регистрации и самого регистратора.
- юридический адрес компании (он может и не совпадать с адресом прописки одного из учредителей);
- сумма для оплаты регистрации предприятия и государственных пошлин. Стоимость регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 514 леев (около 30 евро) в течение пятидневного срока. При однодневной процедуре регистрации придется заплатить 935 леев (примерно 55 евро).
В том случае, когда учредителями или директором являются граждане других государств, они должны, помимо перечисленных документов, представить свой действительный национальный паспорт с действующей визой или паспорт с печатью пограничной службы о въезде в страну, если они являются гражданами стран, с которыми Молдова имеет безвизовый режим. Для этих лиц срок пребывания в стране не может превышать 90 дней от даты первого въезда. Иностранцы, имеющие право находиться на территории страны, должны представить документы, подтверждающие это.
Для регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями к заявлению о регистрации необходимо приложить выписку из национального регистра страны происхождения инвестора, учредительные документы иностранного юридического лица, справка об отсутствии судимостей у будущего директора компании (если он является гражданином другого государства). Эти документы предоставляются в оригинале или в нотариально заверенных копиях, переведенных на молдавский язык.
На этом же этапе придется позаботиться о юридическом адресе компании, который может быть адресом проживания одного из учредителей или местом расположения офиса, который вы будете арендовать.
Затем придется посетить нотариуса, который заверит все учредительные документы в присутствии всех партнеров и акционеров. При регистрации акционерного общества, в список утверждаемых документов добавляется протокол о регистрации.
При регистрации, к примеру, ООО, после прохождения всех этих процедур у вас на руках будут следующие документы: сертификат о регистрации (Certificat de inregistrare), выписка из Государственного регистра ( Extras din Registrul de stat al persoanelor juriice), решение (Decize privind inreagistrara modificarilor), печать и документ, подтверждающий ее и факт ее получения (Adevetin?a -privind fabricarea ?tampilei pentru SRL), устав (Statutul). В этот же день, когда вы зарегистрируете свою фирму, необходимо подписать приказ о назначении на должность главного бухгалтера.
После того, как вы зарезервируете название компании и заверите документы, надо будет открыть временный счет в банке, который по завершении процесса оформления документов станет постоянным счетом фирмы. На этот счет вносится уставной капитал компании. Причем, если у предприятия один учредитель, придется внести сразу всю сумму. Если же учредителей больше, то ее можно внести частями (единовременно 40%, а оставшуюся часть – в течение полугода после регистрации фирмы).
Сразу же после регистрации фирму, фискальный код и счет в банке необходимо поставить на учет в налоговой службе. Как показывает практика, лучше, чтобы этим вопросом занимались непосредственно директор и бухгалтер нового предприятия. Кроме документов, полученных в регистрационной палате, налоговой инспекции придется представить договор аренды, заверенный нотариально, или разрешение владельца арендуемого вами офиса или иного помещения на использование этого адреса в качестве юридического адреса вашей фирмы.
И это еще не все. В Национальном бюро статистики вы должны получить документ с кодами вашей деятельности (Adeverin?a). Обычно выбирают около пяти. В дальнейшем их можно изменять и добавлять новые. Как и в других странах, некоторые виды деятельности требуют получения лицензии. Сейчас список видов деятельности, которые подлежат лицензированию, включает в себя 55 пунктов. Среди прочего сюда относится аудиторская, страховая деятельность, операции с финансами, торговля алкогольной продукцией, разведение племенного скота, садоводство, виноградарство, выращивание ягод, услуги в сфере логистики и т. д.
Впрочем, открыть фирму в Молдове не так уж и сложно по сравнению с тем, сколько процедур вам придется пройти при ее закрытии, если в этом возникнет необходимость. Как утверждают специалисты, более 70% молдаванских компаний, которые фактически не ведут никакой деятельности, существуют лишь номинально. Их владельцы вынуждены выплачивать налоги, сдавать отчеты, оплачивать услуги бухгалтеров, так как не могут закрыть фирму из-за сложной системы ликвидации предприятия. С каждым годом количество таких «фирм-призраков» только увеличивается.