Маркетинг социально-культурной сферы.
Маркетинг(market-рынок) – дословно означает рыночную деятельность. На ранних стадиях развития маркетинга его рассматривали в основном как целенаправленную деятельность по сбыту. Затем маркетинг рассматривали как рекламную деятельность. В результате же маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по продвижению продукции на рынок, связывая 4 маркетинговые политики (товарная, ценовая, рекламная, сбытовая), а также все маркетинговые технологии (маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, механизм ФОССТИС и т.д.)
Первоначально нужно рассмотреть рыночные концепции (направление деятельности). Концепция товара ориентирована на создание товара, концепция сбыта, концепция маркетинга, которая на сегодняшний день является востребованной.
Функции, методы и принципы маркетинга.
Функции маркетинга – круг обязанностей, задача.
Функции маркетинга подразделяются на две группы практические и управленческие.
Управленческие
1. Планирование- разработка в рамках маркетинговой деятельности (платные услуги) маркетинговых планов и программ,
2. Организация-исполнение маркетинговых планов и программ.
3. Маркетинговый контроль– отчет о финансовой деятельности мероприятий и осуществлению маркетинга.
4. Информационно-исследовательская –деятельность по подготовке и осуществлению маркетинговых исследований и маркетингового анализа рынка.
5. Информационное обеспечение– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
6. Интегральная функция– осуществления комплекса мероприятий по реализации деятельности.
Практические
1. Функция конфигурации -связана с разработкой и изготовлением продукции, формированием ассортимента, модернизацией (Товарная политика).
2. Функция цены (валютизация) –деятельность в области ценообразования, выбора ценовых стратегий (ценовая политика)
3. Функция фасилитации –определение каналов распределения и организации продвижения товара (Сбытовая политика).
4. Функция символизации- осуществление PR, PC и рекламная политика.
Методы маркетинга
Метод – способ достижения поставленной цели.
№ | Ситуация | Метод | Назначение |
Спрос негативен | Конверсионный маркетинг | Мероприятия по ФОССТИС | |
Спрос отсутствует | Стимулирующий маркетинг | Снятие причин безразличного отношения потребителя к данному товару | |
Потенциальный спрос (надо сделать реальным) | Развивающий маркетинг | Создание образа товара, реклама его качественных характеристик | |
Колебание спроса (сезонное потребление) | Синхромаркетинг | ФОССТИС (скидки, акции, распродажа, льготные условия) | |
Спрос снижается | Ремаркетинг | Оживление продукции | |
Колебание спроса | Поддерживающий маркетинг | КРМ, изменение ценовой политики, реклама. | |
Спрос чрезмерен | Демаркетинг | Повышение цены, лицензирование. | |
Спрос необходимо свести к нулю | Противодействующий маркетинг | Прекращение производства продукции |
Принципы маркетинга
№ п/п | Название принципа | Назначение принципа |
Опора на спрос потребителя | Спрос=Предложению (нужда, потребность, платежеспособность) | |
Приспособление к рыночным условиям | Исследование рынка, его сегментация. Выявление потребностей. | |
Комплексный подход | Совокупность всех элементов и маркетинговых политик, сочетание функций, методов и принципов. | |
Научный подход | Научные выводы и достижения. Инновационный подход. Научное прогнозирование. | |
Ориентация на результат | Достижение долговременных целей. Получение реальной прибыли. | |
Маневренность и адаптация к условиям рынка | Гибкость системы бизнеса и маркетинга. Мобильность системы сбыта. Подвижность каналов распределения. | |
Дифференциальный подход к потребителям | Сегментация рынка. | |
Планомерность и систематичность | Долговременный характер планов. Система деятельности. Постоянный анализ деятельности. | |
Правовое обеспечение | Деятельность в рамках закона. Юридическая ответственность. Соблюдение прав (потребителей, авторское) | |
Социальная ответственность | Соблюдение моральных норм, соблюдение административной этики, деловой этикет персонала. |
Бизнес-планирование.
Бизнес-план — финансовый документ, позволяющий привлекать дополнительные средства учреждения культуры.
Традиционные планы учреждения культуры не предусматривают перспективы направления ее рыночной деятельности. Этот вопрос решается с помощью бизнес-плана, который является дополнением к основному плану, обеспечивая эффективность хозяйственной деятельности и улучшая качество предоставляемых платных услуг.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует учреждениям культуры новый подход к планированию. Появляется необходимость поиска новых форм и моделей планирования, которые должны максимальную эффективность предпринимательской деятельности (платных услуг).
Бизнес-план-это экономическое обоснование, в котором анализируется хозяйственная деятельность УК и пути оптимизации деятельности. Бизнес-план раскрывает процесс планирования с финансовых позиций. Бизнес-план подразумевает разработку стратегии внедрения платных услуг, развития предпринимательской деятельности, фандрайзинг……
Бизнес-план основывается на маркетинговых исследованиях внешней среды, потребностей пользователей, поведения конкурентов.
Бизнес-план отражает:
· Укрепление партнерских отношений;
· Обслуживание населения на договорной основе;
· Увеличение количества клиентуры;
· Количество выпускаемой продукции;
· Количество средств, ожидаемых от реализации платных услуг;
· Поиск дополнительных внебюджетных источников финансирования;
В нем отражаются расходы, определяются сроки предоставления услуг, устанавливается круг потенциальных пользователей, предусматривается возможные системы скидок, льгот и т.п., рассчитывается необходимый объем услуг.
Бизнес-план позволяет:
· Распределять свои действия по степени важности и непрерывно, этап за этапом, следовать к реализации цели;
· Выявлять свои сильные и слабые стороны (возможности и угрозы, преимущества и недостатки – SWOT- анализ);
· Соотносит затраты на реализацию деятельности с располагаемыми ресурсами, имеющимися в бюджете;
· Оценить уровень качества предлагаемых и планируемых услуг;
· Определить пути выхода из непредвиденных ситуаций;
· Обосновать процессы сегментации
Бизнес-план – инструмент менеджмента. Оформленная в письменном виде совокупность идей, целей, задач для новой деятельности (социально-культурная программа).
В зависимости от характера предлагаемого проекта Бизнес-план может содержать разделы, отражающие его специфические особенности, вследствие чего структура Бизнес-плана выглядит следующим образом:
1. Титульный лист.
2. Резюме (самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего Бизнес-план).
3. Общие сведения об УК и цели деятельности.
4. Сведения о продукции (платных услугах).
5. Стратегия маркетинга.
6. Ресурсы менеджмента.
7. Персонал и организационная структура.
8. Финансовый менеджмент (внебюджетка).
Принципы расчета заработной платы.
Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работником за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от классификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Минимальная заработная плата (МРОТ) – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Устанавливается одновременно на территории РФ федеральным законом.
Распределяется по гос. уровню:
· Федеральный;
· Региональный;
· Местный;
· Спец.средства;
Функции зар.платы:
Гарантирующая – обеспечение прожиточного минимума;
Стимулирующая – улучшение показателей деятельности работника.
Практическая работа.
Принцип расчета по должности.
Рекламная политика
Реклама- пропаганда потребительских свойств продукции с целью стимулирования сбыта.
Дополнение к классификации
№ п/п | Вид рекламы | Составляющие части |
В прессе | Газеты, журналы, буклеты, PR, PC… | |
Печатная | Проспекты, каталоги, справочники, листовки, информационные письма, пресс-релизы | |
СМИ | Радио, TV……….. | |
Почтовая | Прямая рассылочная | |
Наружная | Буфера, крупногабаритные плакаты, ... | |
Кино (видео) | Презентации | |
Транспортная | Звуковые машины, внутри общ. транспорта………… | |
В местах продажи | Витрины, вывески, упаковки, этикетки | |
Другое | Выставки, ярмарки, аукционы, семинары…………… |
Ступени РП
· Изучение потребности и рынка на который мы выходим (МИ);
· Стратегическое планирование (постановка цели, определение задач, креатив, планирование, контроль результатов);
· Выбор средств рекламы, деятельность соответственно смете;
· Подготовка макета рекламы.
РП – система целенаправленной деятельности, способная формировать благоприятное отношение потребителя выбранного сегмента рынка к продукции.
Особая роль рекламы – возможность воздействия (эмоционально-психологического) на потребителей с целью дальнейшего продвижения.
Черты, характеризующие РП:
· Информативность;
· Предметность;
· Эмоциональность;
· Контролируемость;
· Коммерциализация;
Задачи рекламы СКС:
· Информирование потребителей;
· Формирование позитивного отношения;
· Убеждение;
· Напоминание;
· ФОССТИС;