Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 43).
— Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)
— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.
- Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.
- К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных.)
- Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим.)
- Прочитайте названия животных во второй строке.
- К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных.)
- Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным.)
- Выполните остальные задания самостоятельно. (3 — всеядные (желтым), 4 —растительноядные (зеленым).)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
- А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.
№2 (с. 44).
- Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (Растительноядных и хищных животных.)
- Каких животных мы называем растительноядными?
- Каких животных называем хищными?
- Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.)
№3(с. 44).
- Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию.
- Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с. 45).
- Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб кабан.
- Что нужно написать в первом квадрате? (Дуб.)
- А во втором? (Кабан.)
- Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядной группе животных.)
- Что запишем в последнем квадрате? (Волк; относится к хищникам.)
- Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.
- В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№5 (с. 45).
- Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Изготовьте из бумаги модели цепей питания, представленных в учебнике, или составьте свои. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций, текста учебника на с. 94 и атласа-определителя. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
2. Беседа
Доброе слово о хищниках
— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.
— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)
Про всех на свете
Все-все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны —
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Б. Заходер
— Почему цепи питания начинаются с растений? (Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)
— Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз? (Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)
Итак, животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
VIII. Подведение итогов урока
- На какие группы делятся животные по способу питания?
- Назовите животное и группу, представителем которой оно является.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 94—97, ответить на вопросы; раздела «Проверь себя» на с. 96.
2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 46).
Дополнительный материал
Правда о волке, зайце, лисе и медведе
Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут.
Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.
Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай!
Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится.
Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.
Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз по соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало.
Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая!..
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.
Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется ia добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой - брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу.
Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений.
Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.
К осени нагуляет медведь жиру, и вдруг пропадает у него аппетит — ничего не ест. У него теперь одна забота — найти в чаще самое глухое место, где бы можно было устроить берлогу. Подыщет вывороченное дерево, подкопает немного, натаскает сухой травы, примнет свою постель — и на боковую. До самой весны спит медведь, всю зиму не ест, не пьет. Говорят, будто он с голоду лапу сосет, но это шутка — зимой косолапому есть совсем не хочется, аппетит разыгрывается только весной
Тема: Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»
Цель: систематизировать знания о природе родного края.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.
Оборудование: мозаика «Карта родного края»; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.
Ход урока
I. Организационный момент