Тема 1. Руководство и лидерство. Редина Н.И., Комарова Е.В.Лидерство: учебное пособие в схемах и таблицахдля студентов, обучающихся за образавательно-квалификационными уровнями «специалист»
ББК 65.291-21
К-63
Р-33
Редина Н.И., Комарова Е.В.Лидерство: учебное пособие в схемах и таблицахдля студентов, обучающихся за образавательно-квалификационными уровнями «специалист», «магистр» в отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство» по специальностям7.03050801 «Финанси и кредит», 7.03050401 «Экономика предприятия», 7.03050501 «Управление персоналом и экономика труда», 7.03050803 «Налогообложение», 8.03050801 «Финанси и кредит», 8.03050401 «Экономика предприятия», 8.03050501 «Управление персоналом и экономика труда», 8.03050802 «Банковское дело», 8.03050803 «Налогообложение». – Днепропетровск, Днепропетровская государственная финансовая академия, 2012. – 142 с.
Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам в организации работы по самостоятельному изучению дисциплины «Лидерство» с целью усвоения теоретического материала и приобретения навыков руководства и лидерства. Пособие подготовлено в соответствии с учебными планами подготовки специалистов и магистров в отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство». Предназначено для студентов высших учебных заведений.
Авторы: | Н.И. Редина | - к.э.н, профессор кафедры менеджмента Днепропетровской государственной финансовой академии |
К.В. Комарова | - к.э.н., доцент кафедры менеджмента Днепропетровской государственной финансовой академии | |
Рецензенты: | И.Д. Падерин | - д.э.н., профессор, заведующий кафедры экономики предприятий Днепропетровской государственной финансовой академии |
Н.В. Ковальчук | - к.э.н., доцент кафедры менеджмента Днепропетровской государственной финансовой академии | |
Ответственный за выпуск: | Н.И. Редина | - заведующий кафедры менеджмента Днепропетровской государственной финансовой академии |
Рассмотрено и одобрено Ученым советом факультета управления персоналом и экономики труда
Протокол №
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры менеджмента
Протокол №
содержание
Предисловие ....................................................................................................... | |
Тема 1. Руководство и лидерство................................................................... | |
1.1. Природа лидерства....................................................................................... | |
1.2. Менеджмент и лидерство............................................................................ | |
1.3. Эволюция теорий лидерства....................................................................... | |
Тема 2. Научные концепции лидерства...................................................... | |
2.1. Теории личностных качеств....................................................................... | |
2.2. Поведенческие теории лидерства............................................................... | |
2.3. Теория индивидуализированного лидерства............................................ | |
2.4. Ситуационные теории лидерства............................................................... | |
Тема 3. Личностные аспекты лидерства...................................................... | |
3.1. Лидер как личность...................................................................................... | |
3.2. Эмоциональный интеллект лидера............................................................ | |
3.3. Базовые аспекты эмоционального интеллекта лидера ("Я-концепции'') | |
3.4. Управление личностным стрессом............................................................ | |
Тема 4. Межличностные аспекты лидерства ............................................. | |
4.1. Лидер и последователи…………................................................................ | |
4.2. Наставничество, консультирование и поддерживающие коммуникации .................................................................................................... | |
4.3. Мотивирование деятельности персонала ................................................. | |
4.4 Власть и влияние как инструменты лидерства.......................................... | |
Тема 5. Групповые аспекты лидерства....... ............................................. | |
5.1. Предоставление прав и делегирование полномочий................................ | |
5.2. Создание эффективных команд и работа с командой.............................. | |
5.3. Управление разнообразием......................................................................... | |
Тема 6. Внутриорганизационные аспекты лидерства......................... | |
6.1. Формирование образа (видения) будущего и стратегическое лидерство............................................................................................................. | |
6.2. Формирование корпоративной культуры и ценностей............................ | |
6.3. Формирование обучающейся организации.............................................. | |
6.4. Инновационное лидерство.......................................................................... | |
Список используемой литературы.............................................................. |
Предисловие
Одной из основных проблем современной украинской экономики является дефицит профессиональных менеджеров. Исследования, проводившиеся в течение последнего десятилетия, показали, что для успешного руководства современными организациями одних только профессиональных знаний в сфере экономики, финансов или бизнеса явно недостаточно. Современные организации нуждаются, в первую очередь, в руководителях-лидерах. Готовясь к карьере руководителя, следует иметь в виду, что условия работы будущих руководителей в ХХI века будут значительно отличаться от тех условий, в которых они работали десять лет назад и в которых работают сейчас. Характерной особенностью ХХІ века является взрывной характер всевозможных трансформаций и преобразований во всех сферах человеческой деятельности, которые становятся чем-то неподконтрольным. Люди перестают понимать мир, в котором они живут. У руководителей современных организаций уже нет ответа на все вопросы, потому что они не могут все знать. Поэтому сегодня нужны руководители нового типа, умеющие создать атмосферу сотрудничества в коллективе и повести за собой людей.
Зачастую мы задаемся вопросом: почему те, кто окончил школу с золотой медалью, институт – с красным дипломом, а потом еще успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы в жизни, чем их одноклассники-троечники? Почему высокий уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом того, что человек найдет хорошее место работы, будет зарабатывать и вообще самореализируется в жизни? Исследования показали, что хорошие теоретические знания, навыки или умения по той или иной специальности вовсе не являются гарантом того, что человек будет эффективно работать и завоюет успех для себя и своей организации. Гораздо важнее получить высокие баллы по коэффициенту эмоционального развития, который включает, в первую очередь, навыки самопознания, самоуправления и межличностного общения.
Особенно важным является развитие эмоционального потенциала для выпускников высших учебных заведений, стремящихся стать не просто руководителями, а руководителями-лидерами.
Поэтому целью данного учебного пособия является вооружение выпускников основными положениями теории и практики руководства и лидерства, развитие эмоционального потенциала, что позволит достичь успеха не только в профессиональной, но и личной жизни.
Авторы ставят своей задачей дать четкое представление о сущности лидерства, а также показать, что владение навыками руководства и лидерства является основным условием успешной деятельности.
Структура учебной дисциплины «Лидерство»
Модуль 1
Модуль 1. Лидерство
Содержательный модуль 1
Тема 1. Руководство и лидерство
План
1.1. Природа лидерства.
1.2. Менеджмент и лидерство.
1.3. Эволюция теорий лидерства.
Природа лидерства
Основные понятия руководства и лидерства
Руководство–это способность руководителя или группы руководителей оказывать влияние на отдельных индивидов или группы людей, направленная на эффективное достижение целей организации. Руководитель (менеджер) –это человек, наделенный формальными властными полномочиями, связанными с занимаемой им должностью, способный оказывать влияние на отдельных индивидов или группу людей для эффективного достижения целей организации. |
Руководитель (менеджер):
· Назначается на должность. · Наделяется формальными властными полномочиями. · Берет на себя ответственность за достижение целей организации путем оказания влияния на организационное поведение как отдельных людей, так и рабочих групп в целом. · Руководит работой одного или нескольких сотрудников. · Объединяет и координирует работу членов формальной группы (структурного подразделения, целевой группы, команды и т.д.) или организации в целом. · Может одновременно выполнять и другие виды работы, не связанной с руководством людьми. |
Руководство и лидерство .
Лидер – это человек, который обладает способностью оказывать влияние на поведение отдельных индивидов или группы людей для проведения организационных изменений и достижения общих целей. |
Лидер: