Административная ответственность. Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством
Как известно, важнейшим признаком правовой нормы является охрана ее государством. Эффектив- ность правового регулирования общественных отно- шений обусловлена, в частности, тем, что требова- ния норм права обеспечиваются в случае необходи- мости мерами государственного принуждения. Нор- мы административного права в этом смысле не явля- ются исключением.
Следует, правда, иметь в виду, что администра- тивное принуждение не сводится к мерам админист- ративной ответственности. Помимо мер юридической ответственности выделяют административно-предуп- редительные меры, основной целью которых является предупреждение возможных правонарушений и кото- рые носят принудительно-профилактический харак- тер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка доку- ментов, введение карантина и др.), а также меры пре- сечения, которые направлены на прекращение проти- воправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение,
применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и т. п.).
Тем не менее, ключевую роль в системе мер адми- нистративного принуждения играют меры админист- ративной ответственности.
Административная ответственность — вид юриди- ческой ответственности, которая выражается в при- менении уполномоченными органами государствен- ного управления и их должностными лицами, а так- же судьями предусмотренных законом администра- тивных наказаний к лицам, совершившим админис- тративные правонарушения.
Важнейшим нормативно-правовым актом, устанав- ливающим административную ответственность и ре- гулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией РФ административное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, некоторые аспекты административной ответственнос- ти могут регулироваться законодательством субъек- тов РФ. В частности, законами субъектов РФ (респуб- лик в составе РФ, краев, областей и т. д.) может пре- дусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Од- нако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их примене- ния, порядка производства по делам об администра- тивных правонарушениях и исполнения постановле- ний о назначении административных наказаний от- носится к ведению Российской Федерации.
Административная ответственность обладает ря- дом признаков, общих с другими видами публично- правовой ответственности и отличающих ее от ответ- ственности частно-правовой. Административная от- ветственность:
— является штрафной ответственностью, т. е. нап- равлена на наказание нарушителя (а не на восстанов- ление имущественного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонарушений в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовавшем за него наказании;
— необходимым условием ее применения являет- ся вина нарушителя; объективное вменение не допус- кается. В административном праве, как и в уголов- ном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении админист- ративного правонарушения не будет установлена всту- пившим в законную силу постановлением правопри- менительного органа или должностного лица, рассмат- ривающего дело (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция — презумпция виновности);
— может воздействовать не только на имуществен- ную сферу правонарушителя, но и на саму его лич- ность (например, административный арест);
— всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имуществен- ной ответственности применяются в пользу кредито- ра, в том числе потерпевшего);
— о применяется только по инициативе специ- ально уполномоченных государственных (муници- пальных) органов и их должностных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве);
— не может быть понесена правонарушителем доб- ровольно, без применения государственного принуж- дения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);
— императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон администра- тивного правоотношения.
Эти признаки административной ответственности, как уже было сказано, являются общими с другими видами публично-правовой ответственности. Наряду с ними административная ответственность имеет и свои собственные, характерные только для нее признаки:
— основанием применения административной от- ветственности является правонарушение особого вида, именуемое административным;
— мерами административной ответственности яв- ляются административные наказания, предусмотрен- ные КоАП РФ;
— административная ответственность применяет- ся (по общему правилу) во внесудебном порядке орга- нами государственного управления и их должност- ными лицами.