Теория рынка потребительских товаров. Мультипликатор
Кейнс анализирует экономическую систему с точки зрения функционирования рыночных отношений. При этом он рассматривает рынок как сферу всеобщей связи воспроизводственного процесса, через которую государство может воздействовать на национальную экономику.
Кейнс различает два вида рынков: рынок потребительских товаров и рынок средств производства, и считает, что ключевой проблемой процесса воспроизводства являются ёмкость рынка, возможность его расширения в соответствии с увеличением предложения товаров.
Кейнс признает, что возможно несовпадение совокупного предложения товаров и совокупного спроса, в результате чего не все товары реализуются. Для достижения равновесного состояния, по его мнению, необходимо увеличение общего объёма совокупного спроса посредством государственного регулирования, с помощью которого можно обеспечить необходимый эффективный платёжеспособный спрос и получение высоких прибылей. В противном случае неэффективный спрос приведёт к увеличению безработицы и перепроизводству товаров.
Кейнс выясняет факторы, определяющие ёмкость рынка потребительских товаров и рынка средств производства.
Ёмкость рынка предметов потребления при неизменной системе распределения Кейнс связывает с размером спроса на товары личного потребления, который, в свою очередь, зависит от двух переменных: склонности к потреблению и объёма совокупного дохода.
Склонность к потреблению равна доле дохода, идущей на потребление.
Она отражает функциональную зависимость между величиной национального дохода (Y), выраженной в единицах заработной платы, и расходами на личное потребление (С) при данном, неизменном уровне дохода. Кейнс выражает функцию потребления следующим образом: С = f (Y).
Тенденцию изменения величины потребления при изменении дохода выражает предельная склонность к потреблению (МРС), которая определяется как отношение приростных величин: ДС / АУ, и показывает, какая часть дополнительного, предельного дохода направляется на приращение потребления.
Кейнс считает, что склонность к потреблению выступает как самостоятельный фактор, влияющий на объем рынка на потребительские товары, независимо от величины совокупного дохода. При неизменной его величине, но при различной склонности к потреблению, рыночный спрос на предметы потребления различен.
При изменении величины дохода склонность к потреблению зависит от субъективных и объективных факторов. Субъективные факторы включают психологические черты человеческой природы, а также общественные привычки (осторожность, предусмотрительность, расчётливость, скупость и пр.) и влияют на величину расходов независимо от размеров индивидуальных доходов. Но субъективные факторы не оказывают существенного влияния на размеры потребления, поэтому Кейнс принимает их за "данные".
Объективные факторы, наоборот, оказывают существенное влияние на величину склонности к потреблению. К ним Кейнс относит:
изменение единицы заработной платы, считая, что существует прямо пропорциональная зависимость между изменением единицы труда и объёмом потребительского спроса; величину чистого дохода;
случайные изменения в ценности капитала, что влияет на потребление наиболее состоятельных людей; влияние возможного обесценения денег, налогообложения, которое носит конфискационный характер; изменения в налоговой политике; ожидания изменений в будущих уровнях дохода. Решающее значение Кейнс придаёт изменению единицы заработной платы.
Кейнс анализирует действие и второго фактора, определяющего размер совокупного спроса на предметы потребления, - объем совокупного дохода. Для этого он, основываясь на психологии поведения людей, рассматривает функциональную зависимость изменения объёма совокупного потребления от изменения объёма совокупного дохода.
Кейнс пишет, что люди подразделяют доход на потребление (С) и сбережение (S), поэтому совокупный спрос (Y) равняется сумме затрат на потребление и сбережение или затрат на потребление и инвестиции (I):
Y = С + S, или Y = С + I.
Следовательно, заключает Кейнс, для достижения равновесия в экономике, т. е. эффективного спроса, позволяющего обеспечить достаточную ёмкость потребительского рынка, необходимо, чтобы инвестиции равнялись величине сбережений (I = S). Если инвестиции уменьшаются, то уменьшается и доход, что означает соответствующее уменьшение сбережений и последующее снижение размера инвестиций.
Однако в реальной действительности, по мнению Кейнса, величина сбережений, направляемая на инвестиции, зависит от действия "психологического закона", в соответствии с которым по мере роста совокупного дохода люди увеличивают своё потребление, но в меньшей степени, чем растёт доход. В результате в большей степени увеличивается сберегаемая часть национального дохода, которая изымается из обращения, и спрос на потребительские товары относительно сокращается. Поэтому, заключает Кейнс, склонность к потреблению имеет тенденцию падать, а склонность к сбережению - возрастать. В итоге получается, что потребление растёт с ростом дохода, но более медленными темпами, чем сбережения.
В связи с этим Кейнс подчёркивает, что сбережения - это не всегда благо. Преобладание сбережений над потреблением в доходах населения, сокращая совокупный спрос, не позволяет реализовать всю массу товаров, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для перепроизводства, оказывает депрессирующее влияние на занятость и снижает темпы роста национального дохода.
Для того чтобы показать, как изменяется величина дохода общества, следовательно, и совокупный спрос на потребительские товары в зависимости от изменения инвестиций, Кейнс переходит к рассмотрению теории мультипликатора, которая является составной частью теории рынка и главным аргументом в обосновании необходимости государственного регулирования экономики.
Концепция мультипликатора выступает теорией измерения эффективности использования государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем производства, занятость, доход, рынок предметов потребления.
Мультипликатор - это множитель, это коэффициент, отражающий определённое количественное соотношение между двумя или несколькими переменными экономическими величинами, связанными функциональной зависимостью.
Вначале в 1931 г. возникла теория мультипликатора занятости. Р. Кан показал, что всякие затраты, вызывая "первичную" занятость, рождают дополнительную покупательную способность со стороны предпринимателей и рабочих, что является источником повышения спроса и "вторичной" занятости и т.д. Но новые расходы составляют только часть добавочных доходов, поэтому "вторичная" занятость меньше первичной, т.е. существует убывающая прогрессия. Мультипликатор - это коэффициент, показывающий зависимость занятости от первоначальных инвестиций, и его величина обусловлена долей дохода, расходуемой на каждом этапе.
Кейнс дополняет теорию мультипликатора занятости теорией мультипликатора инвестиций и обосновывает их связь.
Мультипликатор занятости определяется как отношение прироста всей занятости к приросту первичной занятости в отраслях, связанных с инвестициями. Поэтому Кейнс считает, что прирост первичной занятости, вызванный инвестициями в какой-либо отрасли, ведёт к кратному увеличению занятости в других отраслях. Мультипликатор инвестиций показывает зависимость дохода и потребительского спроса от объёма инвестиций.
Таким образом, Кейнс устанавливает взаимозависимость между доходом и инвестициями, между общей занятостью и занятостью, непосредственно связанной с инвестициями. В свою очередь, связь между мультипликаторами занятости и инвестиций состоит в том, что прирост занятости находится в функциональной зависимости от прироста инвестиций, а прирост дохода, в свою очередь, от прироста занятости.
Кейнс изображает действие мультипликатора следующим образом: поскольку все отрасли национального хозяйства взаимосвязаны между собой, то увеличение инвестиций в одной из отраслей обусловливает прирост инвестиций в других отраслях и кратное увеличение занятости. Это сопровождается увеличением производимого дохода общества и, как следствие, - повышением расходов на потребление, причём потребительский спрос возрастает тем больше, чем больше доля расходов на потребление и чем меньше его сберегаемая часть.
Повышение потребительского спроса означает, в свою очередь, увеличение ёмкости рынка, что создаёт благоприятные условия для роста производства, занятости, доходов общества.
Величину мультипликатора (М) Кейнс связывает с предельной склонностью к потреблению (МРС), т. е. с приростом доли расходов, идущих на потребление, по отношению к приросту дохода. Мультипликатор равен:
М=
В этом случае прирост дохода будет зависеть от новых инвестиций и величины мультипликатора:
у = I • М, или Y = I
Из формул следует, что мультипликатор находится в прямо пропорциональной зависимости от доли потребления (предельной склонности к потреблению) и в обратно пропорциональной зависимости от доли сбережений (предельной склонности к сбережению) в приросте дохода.
Таким образом, Кейнс показывает, что инвестиции в данной отрасли оказывают воздействие на смежные отрасли через изменение объёма потребления в исходной отрасли, т.е. через расширение ёмкости потребительского рынка в связи с первоначальными инвестициями.
В заключение анализа он устанавливает закон, по которому увеличение занятости, непосредственно связанной с инвестициями, стимулирует увеличение инвестиций и занятости в отраслях промышленности, производящих средства производства, необходимых для создания предметов потребления. Это приводит к общему приросту занятости в кратном размере по отношению к первичной занятости, которая связана с инвестициями.
Итак, для Кейнса наиболее значимыми являются инвестиции в отрасли, производящие потребительские товары, которые определяют изменения ёмкости рынка товаров потребления.