Оха-ть предупреждение и депортацию как административные взыскания.
Адм. взыскание – это мера ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения.
взыскания, которые являются только основными (предупреждение) взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными (депортация);
Предупреждение – это самый мягкий вид адм. взыскания морального характера, который свидетельствует о негативной оценке обществом поведения виновного лица. Данное взыскание предназначено для предостережения правонарушителя от совершения им новых правонарушений. Предупреждение, не смотря на свой моральный характер, в равной степени с иными взысканиями образует у виновного лица состояние адм. наказанности, продолжительностью в 1 год, с момента применения взыскания.
Депортация- административное выдворение за пределы РБ – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства, совершенные на её территории, в период своего постоянного или временного пребывания. Депортацию как адм. взыскание следует отличать от депортации как меры пресечения. В последнем случае данная мера применяется к иностранцу, который прибыл на территорию РБ или в зону пограничного, а также таможенного контроля, без документов, позволяющих ему находиться на данной территории, или располагающий предметами и товарами ограниченного ввоза или запрещенные к ввозу в РБ. Депортация может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Процедура депортации сопровождается запретом виновному лицу на право въезда в РБ в течение определенного срока (от года до 10 лет).
58. Оха-ть штраф как адм. взыскание, его допустимые размеры и порядок уплаты.
1.Штраф является денежным взысканием, карательного характера размер которого определяется:
а) В базовых величинах ,устоновленной законо-ом на день вынесения постановления о налажении админ-ого взыскания.
б) В процентном либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, незаконной сделки либо к доходу, полученной в результате указанной сделики.
2.Размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах находится в следующих пределах:
а) для физ лиц -от 0.1 до 50БВ
б)для ИП - от 2 до 200БВ
в)для юр лиц - от 10 до 1000БВ
3. Максимальный размер штрафа,исчесляемого в процентном либо кратном отношении не может превышать 2-кратный)а в ряде случаев 5-кратный)размер стоимости соответ-его предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате этой сделки.
4.Размер штрафа, налагаемого на физ. лицо в порядке замены уголовной ответ-сти административной, устанавливается от 5 до 30 БВ.
5.В случае не установленной в санкции нижней границы штрафа она не должна превышать 0.5БВ.
6.Штраф не может быть применен:
а) к несовершеннолетним не догстигшим 16-летнего возраста.
б)к военнослужащим срочной службы.
СРОК УПЛАТЫ ШТРАФА ЛИЦОМ, ПРИВЛЕЧЕННЫМ К АДМ. ОТВ.— адм. штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к адм. отв, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении адм. штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки
63. Оха-ть сущность, виды и принципы административного процесса.
Адм. процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления (их должностных лиц) по разрешению индивидуальных административных дел в порядке реализации функций исполнительной власти.
Принципы административного процесса:
1) законности при осуществлении адм. процесса;
2) компетентности органа или должностного лица (наличия соответствующих полномочий);
3) охраны интересов личности и государства;
4) процессуального равенства сторон;
5) презумпции невиновности;
6) объективности (достижения материальной истины);
7) доступности участия в административном процессе;
8) публичности (гласности) административного процесса;
9) ведения процесса на государственном языке (с правом использования участником процесса родного языка);
10) экономичности адм. процесса;
11) ответственности должностных лиц за правильное рассмотрение дела;
12) двустепенности административного процесса.
Адм. процесс обладает следующими особен-
ностями:
1) Он призван регулировать общественные отношения, воз-
никающие на базе норм АП в связи с
совершением адм. правонарушения. Такие отно-
шения возникают, как правило, по инициативе субъекта управ-
ления (так, гражданин, совершивший правонарушение, совсем
не горит желанием вступать по этому поводу в какие-либо от-
ношения с гос. органом, однако отношения возни-
кают). В то же время инициатором возникновения администра-
тивно-процессуальных отношений может быть и сам гражда-
нин (например, при подаче жалобы на действия гос. органа или должностного лица уже у последнего возникают
определенные обязанности перед гражданином), и даже иное лицо
(законный представитель, адвокат, представитель и др.).
2) В основе адм. процесса лежит рассмотре-
ние индивидуальных адм. дел.
3) Адм. процесс регламентируется нормами права. То есть правовые нормы устанавливают определенный порядок, на основании которого происходит рассмотрение и разрешение конкретных дел.
4) Административно-процессуальную деятельность осуществ-
ляют не только органы исполнительной власти и их должност-
ные лица, но и судебные органы. В то же время не все органы
исполнительной власти наделены правом осуществлять адми-
нистративную юрисдикцию. Однако хотя круг субъектов, упол-
номоченных осуществлять административный процесс, весьма
широк, но их перечень четко определен законом и произволь-
ная замена недопустима.
5) Административно-процессуальная деятельность базиру-
ется на определенных принципах, которые по своему характеру
близки к принципам правосудия, но отражают специфику ад-
министративной юрисдикции.
6) В результате осуществления адми. юрисдик-
ции происходит принятие властного и одностороннего решения.
Причем только посредством административного процесса при-
меняются административные взыскания.
Задачами адм. процесса являются:
1) защита личности, ее прав, свобод и законных интересов,
интересов юр. лиц, общества и государства путем быст-
рого и полного рассмотрения дел об административных право-нарушениях;
2) изобличение и привлечение виновных к адм.отв.;
3) обеспечение правильного и единообразного применения
закона с тем, чтобы каждый, кто совершил адм.
правонарушение, был подвергнут справедливому адм. взысканию и ни один невиновный не был привлечен к
адм. отв.
66. назвать обстоятельства, исключающие производство по делам об адм. правонарушениях. Обстоятельства, исключающие производство по делу об адм. правонарушении:
1-отсутствие события административного правонарушения;
2-отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
3-истечение сроков наложения административного взыскания;
4-принятие законодательного акта РБ, устраняющего административную ответственность;
5- невменяемость физического лица, совершившего деяние и т.д.
Рассмотрим обстоятельства, исключающие адм. ответственность для юр. лица:
1-смерть индивидуального предпринимателя;
2-обстоятельства, предусмотренные пунктами 1-4
3-недоказанновсть виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя и т.д.
67. Назвать процессуальные сроки в АП.
Процессуальный срок представляет собой период времени, установленный законом или судом для совершения определенных процессуальных действий (рассмотрение дела, исправление недостатков в заявлении, подачи кассационной жалобы).
Сроки совершения процессуальных действий подразделяются на 2 вида:
1)сроки, установленные судом
2)сроки, установленные законом
70. оха-ть стадию возбуждения и расследования дела адм. правонарушении
Возбуждение дела об адм. Правонарушении На этой стадии по абсолютному большинству дел компетентными должностными лицами совершается комплекс процессуально-процедурных действий, в ходе которых производится установление факта проступка, его фиксация в протоколе об адм. правонарушении, определяется круг возможных доказательств, решается вопрос о направлении дела для рассмотрения по существу органу, правомочному принимать решение о применении предусмотренных законом мер адм. взыскания. Закон не устанавливает срока, в течение которого по возбужденному делу об адм. правонарушении должна быть закончена предварительная подготовка, а дело направлено по подведомственности. Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (как письменные, так и устные) свидетелей, потерпевших, родственников и др. граждан; сообщения должностных лиц, администрации предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и др. СМИ.Возбуждение дела по своему юр. значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юр.фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения. В протоколе указывается: дата и место его составления, должность, ФИО лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя (ФИО, возраст, род занятий, размер заработка, если нарушитель работает, место жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя); место, время совершения и существо адм. правонарушения: нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетели и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим адм. правонарушение. Если по делу имеются свидетели и потерпевший, то протокол может быть подписан и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а так же изложить мотивы своего отказа от его подписи. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об адм. правонарушении. Оттого, насколько грамотно, обстоятельно и мотивированно он составлен, зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность применения взыскания.
Завершающий этап первой стадии производства по делам об адм. правонарушениях - направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что это происходит лишь тогда, когда должностное лицо, закончившее расследование и составившее протокол само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие гос.органы, на рассмотрение общественности. Направляя материалы расследования по подведомственности, руководитель проверяет обоснованность привлечения лица к адм. отв., достаточность собранных доказательств, правильность оформления дела.
Рассмотрение дела о правонарушении Рассм. дела о правонарушении - это основная, центральная стадия производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Дело об адм. правонарушении рассм. по месту его совершения, если иное не установлено текущим законодательством в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом) протокола.Соответственно дело м/б рассмотрено, например, по месту учета транспортного средства, по месту жительства правонарушителя, по месту нахождения таможенного органа. Законодательством РБ м/б предусмотрено и иное место рассмотрения дела об адм. правонарушении. Орган (должностное лицо) при поступлении дела о правонарушении разрешает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протоколы и другие материалы дела об административном правонарушении; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы по делу, о ходатайстве лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. Затем оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. Если в заседании участвует прокурор, то заслушивается его заключение.
Разбирая дело, необходимо установить: был ли совершен проступок, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить смягчающие и отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению; имеются ли основания для передачи дела на рассмотрение общественности. При рассмотрении дела об адм. правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания, в котором указывается: дата и место заседания; наименование и состав органа, рассматривающего дело; содержание данного дела; сведения о явке лиц, участвующих в нем; объяснения, а также ходатайства заинтересованных лиц, результаты их рассмотрения; документы и вещественные доказательства, исследуемые при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим в заседании и секретарем. Подведение итога всей предшествующей работы - принятие постановления. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к адм. отв., устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.
В зависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из 2 вариантов постановления по делу: - о наложении адм. взыскания;
- о прекращении дела производством.
Законодательством предусматриваются материальные и процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении дела: 1. Если не установлена виновность лица, дело которого разбирается, принимается постановление о признании его невиновным и прекращении дела 2. Дело прекращается, если акт, за нарушение которого привлекается правонарушитель, утратил силу в связи с актом амнистии, в связи с душевным заболеванием виновного и в др. случаях, предусмотренных ст. 227 КоАП. 3. При малозначительности проступка дело м/б прекращено, а гражданину сделано устное замечание.
78. Раскрыть сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в сфере гос. управления.
Законность в государственном управлении— это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Особое значение принцип законности имеет в сфере управления. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государственных органов. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.
Во-вторых,субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т.п.). Конкретизируя общие предписания правовых норм, эти акты вызывают возникновение, изменение, прекращение конкретных правовых отношений в контексте различных отраслей права.
В-третьих,управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.). С ними чаще всего имеют дело граждане, различные организации. От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций.
В-четвертых,органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни: Издание нормативных актов органами управления базируется на принципах законности, т.е. они должны соответствовать законам, основываться на них. Соблюдение законности при издании нормативных актов возрастает, так как содержащиеся в них предписания часто затрагивают права и интересы граждан, предприятий, учреждений,
организаций.
В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер адм.принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры гос. принуждения.
Принципами законности являются:
1. верховенство Конституции РБ а так же декреты и указы президента;
2. недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
3. реальная гарантированность прав и свобод личности;
4 взаимосвязь законности и правовой культуры;
5. единое понимание законности на всей территории РБ;
6. создание обстановки неотвратимости наступления ответственности в случае совершения лицом правонарушения.
Государственная дисциплина - установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками гос. аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурного обслуживания населения. Дисциплина играет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.
При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская и т. д.), но в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т. д.). Ее содержание шире содержания «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.