Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Топливная промышленность мира.
Электроэнергетика мира.
Металлургическая промышленность мира.
Машиностроение.
Химическая промышленность мира.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира.
Легкая промышленность мира.
Мировое сельское хозяйство.
Транспорт мира.
Вопрос 1.Топливная промышленность относится к группе добывающих отраслей и является базовой. Ее значение для развития хозяйства заключается в обеспечении топливом других отраслей. Прежде всего это касается тепловой энергетики, входящей вместе с топливной промышленностью в единый топливно-энергетический комплекс, нефтехимии, металлургии, непосредственно использующих добываемое сырье.
Топливная промышленность включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. Ее состав определяется видами добываемого топлива.
а) Нефтяная промышленность. Более 4/5 всех запасов и около ½ добычи приходится на развивающиеся страны. Наибольшие запасы сосредоточены в Юго-Западной Азии (страны Ближнего и Среднего Востока) – 66%. Главные районы добычи: Персидский залив, Западная Сибирь, Мексиканский залив, Карибский бассейн. Страны лидеры по добыче нефти: Россия, США, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Мексика, ОАЭ, Венесуэла, Ирак, Великобритания.
б) Газовая промышленность. Размещается преимущественно в развитых странах, однако растет добыча в развивающихся странах
Наибольшие запасы сосредоточены в СНГ (Россия) – 33% и Юго-Западной Азии (Иран) – 25%. Главные районы добычи: Западная Сибирь, Северная Африка, Северная Америка, бассейн Северного моря. Страны лидеры по добыче природного газа: Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания, Узбекистан, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия.
в) Угольная промышленность. Размещение запасов и добыча преимущественно в развитых странах. Наибольшие запасы сосредоточены в Северной Америке (США) – 33%, СНГ (Россия, Украина и Казахстан) – 22%, Зарубежной Европе (Германия, Великобритания) – 22%. Главные районы добычи: Восточная Сибирь, Китай, Индия, Северо-восток США,
нспорт мира.
хозяйство.
я промышленность мира.
Западная Европа.
Страны лидеры по добыче угля: Китай , США, Россия, Польша, Индия, Австралия, Германия, ЮАР, Украина, Казахстан.
Основными проблемами топливной промышленности являются:
Ø истощение запасов минерального топлива (по расчетам, разведанных запасов угля хватит примерно на 240 лет, нефти – на 50, газа – на 65);
Ø нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива (нарушение почвенного покрова, загрязнение отходами, потери нефти при транспортировке по трубопроводам и разлив при авариях танкеров и т.п.);
Ø территориальный разрыв между районами добычи и потребления минерального топлива.
В целях экономии топливных ресурсов разрабатываются ресурсосберегающие технологии (например, более глубокая переработка нефти), расширяется применение неисчерпаемых ресурсов (солнечной энергии). При этом осваиваются новые месторождения в северных районах, нефти и газа в шельфовой зоне Мирового океана.
Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. ЕЕ значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплексной автоматизацией производства.
Электроэнергетика играет важную районообразующую роль, являясь одним из современных факторов размещения производства.
Производство и потребление электроэнергии растет быстрыми темпами, определяя уровень развития экономики в странах мира.
По объемам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся, процентное соотношение составляет примерно 80 к 20.
Среди регионов мира по выработке электроэнергии лидируют Северная Америка и Зарубежная Европа.
Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются: США, Россия, Япония, Китай, Германия, Канада, Франция, Великобритания, Украина, Индия.
По объемам выработки электроэнергии на душу населения безусловными лидерами являются: Норвегия (29тыс.кВт.ч), Канада (20тыс.кВт.ч), Швеция (17тыс.кВт.ч), США (13тыс.кВт.ч), Финляндия (11тыс.кВт.ч)при среднемировом показателе 2тыс.кВт.ч. Наименьшие показатели производства электроэнергии на душу населения в странах Африки, Китае и Индии.
В структуре производства электроэнергии во всех регионах мира лидируют тепловые электростанции. Исключение составляет Латинская Америка, где преимущество отдается гидроэлектростанциям, что связано с природными условиями этого региона.
Однако по странам мира структура выработки электроэнергии различна.
Основными проблемами электроэнергетики являются:
Ø истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
Ø загрязнение и разрушение природной среды.
Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод. Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов, аварий на АЭС. Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС (затопление земель и нарушение водного баланса территории, гибель рыб, изменение режима рек и растительного покрова). В целях решения этой проблемы активизируются научные исследования, проводится прогнозирование предполагаемых изменений.
Решение проблемы истощения запасов минерального топлива видится в переходе к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии.
Среди нетрадиционных источников энергии в настоящее время наиболее широко применяется геотермальная энергия. Для обогрева и теплоснабжения она используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США, Новой Зеландии, России. В 20 странах мира построены геотермальные электростанции. Наибольшую суммарную мощность они имеют в США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии, на Филиппинах.
Используют солнечную энергию для строительства СЭС Франция, Испания, Италия, Япония, США.
Использование приливной энергии еще не получило широкого распространения и находится на экспериментальной стадии. Пока в мире построены 4 приливные электростанции небольшой мощности (Франция, Россия, Китай, совместно США и Канада).
Мощность ветровых электростанций достигла 2 млн кВт. ВЭС построены в США (Калифорния), Дании, Швеции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Испании, Греции, Канаде.
К нетрадиционным источникам энергии можно отнести и синтетическое горючее, разрабатываемое на основе угля, горючих сланцев, нефтеносных песков и биомассы. Опты получения различных синтетических видов топлива есть в Германии, ЮАР, Венесуэле, Китае, Индии, Бразилии.
Вопрос 3.Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
На протяжении длительного времени развитие металлургии определяло экономическую мощь стран. Однако начиная с 70-х годов темпы ее развития в мире замедлились. Это связано, во-первых, с начавшимся процессом сокращения металлоемкости продукции; во-вторых, с применением новых конструкционных материалов, заменяющих металлы (пластмассы, композитные материалы).
При этом сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике, а производство «металлов XX века» - кобальта, титана, бериллия и т.п.- обеспечивает развитие современных отраслей. Поэтому металлургия по-прежнему играет ведущую роль в экономике, обеспечивая потребности более чем в 70 различных металлах.
Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции (проката листового металла, кабеля и др.). В состав металлургической промышленности входят две отрасли: черная металлургия и цветная металлургия, каждая из которых имеет свои особенности территориальной ориентации и размещения.
Размещение предприятий черной металлургии определяется рядом факторов:
1) природно-ресурсным (сырьевым и топливным);
2) транспортным;
3) экологическим;
4) потребительским.
В соответствии с этим сформировались следующие типы ориентации предприятий черной металлургии:
Ø ориентация на территориальное сочетание месторождений каменного угля и железной руды характерна для комбинатов полного цикла, включающих все стадии производства – от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката (Великобритания, Россия, Китай, Индия, ЮАР, Украина);
Ø ориентация на каменноугольные бассейны связана с высокой потребностью производства в металлургическом коксе (Россия, США, Украина, Германия, Польша);
Ø ориентация на железорудные бассейны связана с сокращением расходов кокса в связи с усовершенствованием доменного производства (Россия, Украина Китай, Бразилия, Мексика);
Ø ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды связана с преодолением территориального разрыва между сырьевыми базами и производством в результате развития транспортной магистрали, освоением новых ресурсных районов, причем такая ориентация предопределила сдвиг металлургического производства к крупным морским портам (Россия, США, Япония, страны Зарубежной Европы);
Ø ориентация на потребителя связана с появлением мини-заводов и развитием передельной металлургии (США, Япония, Италия, Испания, Мексика, Бразилия).
Влияние экологического фактора проявляется в перемещении части предприятий черной металлургии, как одного из самых «грязных» производств, из развитых в развивающиеся страны.
Размещение предприятий цветной металлургии связано с разнообразием сырьевой базы.
Ø Выплавка тяжелых металлов (меди, олова, цинка, свинца) в основном ориентирована на сырьевой фактор, так как содержание полезного компонента в руде низко (менее 1-2%). С этим связано развитие медной промышленности в Чили, Заире, Замбии, Перу; оловянной – в Малайзии и Индонезии, а также сосредоточение предприятий цветной металлургии в районах добычи сырья в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Польше, Испании. При этом в развивающихся странах преобладают нижние стадии производства (добыча руды, производство концентрата и чернового металла), в развитых – верхние стадии (выплавка металла и производство конечного продукта). Поэтому особую роль в размещении предприятий по производству тяжелых цветных металлов приобрел транспортный фактор, способствующий перемещению их к морским портам. Это характерно для стран Западной Европы, США, Японии, ориентированных на сырье из развивающихся стран.
Использование вторичного сырья усилило влияние потребительского фактора.
Проявление экологического фактора заключается, как и для черной металлургии, в выносе «грязного» производства в развивающиеся страны.
Ø Выплавка легких металлов (алюминия, титана, магния, бериллия и др.) не так привязана к сырьевой базе, поскольку содержание полезного компонента в руде составляет 40-60%. Главный фактор – энергетический, поскольку это очень энергоемкое производство. Поэтому выплавка легких металлов ведется в основном в развитых странах.
Связь между районами добычи и потребления сырья осуществляется транспортными перевозками, поэтому транспортный фактор оказывает большое влияние на размещение производства.
Металлургия относится к группе отраслей, оказывающих негативное влияние на все компоненты природной среды, и к одному из самых «грязных» производств. Поэтому именно в этой отрасли начали применять такие природоохранные технологии, как замкнутое оборотное водоснабжение, малоотходное производство на основе комбинирования, методы химической очистки.
Важным шагом явилось сокращение доменного производства и развитие электрометаллургии, являющейся наиболее экологически чистой. Решению экологических проблем способствует также использование вторичного сырья и сокращение металлоемкости производства.
Вопрос 4.Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.
Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия.
Среди развивающихся стран только в новых индустриальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря.
По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:
1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);
2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);
3) приборостроение;
4) производство технологического оборудования и т.п.
В зависимости от технологии производства выделяются:
Ø трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение и другие новейшие отрасли);
Ø металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетическое машиностроение и пр.)
Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:
Ø фактор трудоемкости;
Ø фактор наукоемкости;
Ø сырьевой фактор;
Ø потребительский фактор;
Ø транспортный фактор;
Ø фактор территориальной концентрации.
В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше). Точное машиностроение концентрируется в больших городах и агломерациях, научных центрах. Здесь же в соответствии с потребительским фактором сосредоточено производство бытовой техники.
Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около ⅔ его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущими странами по их производству являются Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Республика Корей.
Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.
Вопрос 5.Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От ее развития во многом зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство – минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население – разнообразными бытовыми химическими средствами. Продукция химической промышленности способствует повышению эффективности производства в целом, поскольку новые современные материалы значительно превышают по качеству давно используемые. Активное применение новых материалов и постоянное увеличение потребности в них повышают темпы развития химической промышленности, и в настоящее время она представляет собой наряду с машиностроением одну из самых динамичных отраслей.
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав:
а) Горнохимическая промышленность (добыча сырья: апатитов, серы, фосфоритов, каменных солей);
б) Основная химия (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
в) Химия органического синтеза (производство полимеров (пластмасс, синтетического каучука, химических волокон) и их переработка);
г) Прочие отрасли (бытовая химия, микробиологическая, парфюмерная, фармацевтическая промышленность).
Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природную среду.
С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырье, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она производит вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановления почв.
С другой стороны, она относится к числу наиболее «грязных» производств, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.
Вопрос 6.Лесная и деревообрабатывающая промышленность – одна из самых старых отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли хозяйства конструкционными материалами и сырьем. Это назначение отрасли сохранилось Джо наших дней, однако приобрело насколько иной характер. Сократилось использование древесины в качестве строительного материала и возросли объемы глубокой переработки древесины. Сегодня древесина перерабатывается в фанеру, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность включает в себя следующие отрасли:
а) Лесозаготовка;
б) Первичная обработка древесины:
Мебельная промышленность;
Целлюлозно-бумажная промышленность.
Особенности размещения определяются сырьевым фактором, что объясняет размещение предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности в странах, богатых лесными ресурсами. Наряду с этим фактом важную роль в размещении мебельных производств играет потребительский фактор, а целлюлозно-бумажных предприятий – фактор обеспеченности водными ресурсами и дешевой электроэнергией.
Страны-экспортеры древесины: Канада, США, Россия, Скандинавские страны.
Страны-импортеры древесины: Япония, страны Зарубежной Европы, отчасти США.
В последнее время значительно возрос экспорт тропической древесины из Малайзии, Бразилии, Индонезии, Филиппин, Папуа-Новой Гвинеи.
Экологические проблемы лесной и деревообрабатывающей промышленности связаны с:
Ø увеличивающимся объемом заготовки древесины (особую опасность представляет вырубка тропических лесов – так называемых «легких планеты»);
Ø недостаточным использованием отходов лесозаготовки и лесопиления;
Ø недостаточными по сравнению с масштабами вырубки лесовосстановительными работами;
Ø значительным загрязнением водных объектов сбросами предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
Вопрос 7.Легкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами (тканями, нитями и др.).
Легкая промышленность непосредственно влияет на уровень жизни людей. Основные особенности этой отрасли: трудоемкость и небольшие размеры предприятий, не требующих большого расхода воды и электроэнергии. Это позволяет, во-первых, решать задачи обеспечения населения (преимущественно женского) рабочими местами, и во-вторых, строить предприятия в странах и районах с ограниченными водными и энергетическими ресурсами.
Легкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей. Их можно объединить в следующие группы:
Ø Первичная переработка сырья;
Ø Текстильная промышленность;
Ø Швейная промышленность;
Ø Обувная промышленность.
Такая группировка отраслей объясняется особенностями размещения предприятий легкой промышленности, поскольку:
Ø для отраслей первичной переработки сырья (хлопка, льна, шелка, шерсти, кожи) главный фактор размещения связан с сельскохозяйственным производством (то есть сырьевой базой);
Ø для швейной и обувной – это потребительский фактор;
Ø для текстильной промышленности – сочетание, в зависимости от производственных стадий, двух указанных факторов.
Текстильная промышленность – ведущая отрасль легкой промышленности. Эта отрасль представлена во всех странах, но уровни ее развития различны: от кустарного до современного механизированного производства. Для многих стран эта отрасль является традиционной.
В мире сложилось пять регионов текстильной промышленности: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон, а шерстяная, шелковая и льняная отрасли имеют меньшее значение.
Совокупный выпуск готовой продукции достиг 115 млрд м2 в год. Ведущими странами в производстве являются: США, Китай, Индия, Россия, Япония, Германия, Италия, Республика Корея, Франция, Бразилия. По выпуску отдельных видов тканей лидируют страны «первой десятки»:
Ø хлопчатобумажные ткани – Китай Индия, Россия;
Ø шерстяные ткани – Италия и Россия;
Ø шелковые ткани – США, Япония и Китай;
Ø ткани их химического волокна – США.
В развитии легкой промышленности в целом, и в том числе в текстильной, наметились определенные тенденции, которые в перспективе могут изменить ее отраслевую и территориальную структуру.
1) Снижение темпов роста производства тканей из химических волокон и расширение производства натуральных тканей.
2) Резкое возрастание доли развивающихся стран в производствах текстильной и швейной промышленности.
3) Использование дешевой рабочей силы развивающихся стран путем открытия в них филиалов предприятий стран Запада.
4) Расширение ассортимента выпускаемой продукции в развивающихся странах и повышение ее качества в связи с техническим переоснащением производства.
Вопрос 8.Сельское хозяйство – древнейшая и наиболее распространенная отрасль материального производства, поскольку основное ее назначение – обеспечение населения продуктами питания. Кроме того, сельское хозяйство является сырьевой базой для отраслей легкой и пищевой промышленности.
Особенности сельского хозяйства связаны:
Ø с сезонностью производства;
Ø с решающим влиянием природных условий на отраслевую структуру и размещение;
Ø с тем, что земля – главное средство и одновременно предмет труда, а значит, от размеров площадей и качества почв зависит сельскохозяйственное производство.
Структура сельского хозяйства:
а) Растениеводство (зерновое хозяйство, производство технических культур и картофеля, овощеводство, садоводство и виноградарство);
Растениеводство развито практически во всех природных зонах мира, кроме тундры, арктических пустынь и высокогорий. Современный уровень развития техники, выведение новых сортов позволяют расширить границы размещения отдельных сельскохозяйственных культур.
География отраслей растениеводства зависит от:
Ø наличия земель, пригодных для пашни, и их плодородия;
Ø климатических условий;
Ø биологических особенностей сельскохозяйственных культур.
б) Животноводство (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство);
Животноводство распространено почти повсеместно. Основная часть животноводческой продукции приходится на страны, расположенные в зоне умеренного климата.
Размещение отраслей животноводства непосредственно зависит от кормовой базы, то есть от заготовок сочных кормов, сухих кормов (в т.ч. фуражного зерна) и силоса.
Сельское хозяйство развитых стран отличается резким преобладанием товарного сельского хозяйства. Оно развивается на основе механизации, химизации производства, применения биотехнологий, новейших методов селекции.
Техническое перевооружение и интенсификация производства привели к увеличению доли крупных хозяйств с узкой специализацией. При этом сельское хозяйство носит индустриальный характер, поскольку включено в единый агропромышленный комплекс с переработкой, хранением, транспортировкой и сбытом продукции, а также производством удобрений и техники (так называемый агробизнес).
Сельское хозяйство развивающихся стран более неоднородно и включает в себя:
Ø традиционный сектор – потребительское сельское хозяйство преимущественно растениеводческого направления с мелкими крестьянскими хозяйствами, обеспечивающими себя продуктами питания;
Ø современный сектор – товарное сельское хозяйство с хорошо организованными плантациями и фермами, с использованием лучших земель и наемной рабочей силы, с применением современной техники, удобрений, основная продукция которых ориентирована на внешний рынок.
Высокая доля традиционного сектора в сельском хозяйстве развивающихся стран определяет их существенное отставание в развитии этой отрасли.
«Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники.
Она охватило все страны мира, получив широкое распространение в 60-х годах. Родоначальницей «зеленой революции» принято считать Мексику, где был создан Международный центр по улучшению сортов пшеницы и кукурузы.
«Зеленая революция» включает:
Ø выведение новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур;
Ø осуществление ирригационных проектов;
Ø широкое применение современной техники, удобрений, средств защиты растений.
Зеленая революция» в развивающихся странах несколько ослабила остроту продовольственной проблемы, так как повышение урожайности привело к увеличению производства продуктов питания. Однако она носит «очаговый» характер и охватила лишь Мексику, ряд стран Южной и Юго-Восточной Азии, не затронув другие регионы. Кроме того, «зеленая революция» имеет определенные негативные социальные и экологические последствия, связанные со снижением роли мелких крестьянских хозяйств и увеличением «нагрузки» на землю.
Влияние сельскохозяйственного производства на природную среду огромно. К нему можно отнести:
Ø эрозию земель в результате неправильной распашки, перевыпаса скота, применения тяжелой техники;
Ø загрязнение почв из-за неконтролируемого использования минеральных удобрений и ядохимикатов;
Ø загрязнение вод неочищенными стоками животноводческих ферм;
Ø нарушение растительного покрова вследствие освобождения территории под сельхозугодия;
Ø нарушение водного баланса отдельных территорий вследствие неправильного проведения мелиоративных работ.
Вопрос 9.Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.
Значение транспорта состоит в том, что он:
1) обеспечивает связь между районами производства и потребления товаров и услуг;
2) воздействует на размещение производства;
3) способствует специализации и кооперированию производства стран и районов;
4) способствует развитию процессов международной интеграции;
5) обеспечивает развитие всех форм международных экономических и культурных связей.
В современный период, характеризующийся активными международными интеграционными процессами, роль трансорта возросла. Поэтому транспорт стал объектом активного внедрения научно-технических разработок. В эпоху НТР:
Ø увеличилась пропускная способность транспортных путей;
Ø появились принципиально новые транспортные средства большей грузоподъемности и скорости передвижения (скорости поездов на железных дорогах Японии, Франции, Германии значительно превышают 200 км/ч; современные супертанкеры имеют грузоподъемность 200-500 тыс. тонн);
Ø построены новые виды транспортных путей (подводные тоннели под проливом Ла-Манш и между островами в Японии, по дну морей и океанов проложены подводные кабельные линии и трубопроводы);
Ø широкое развитие приобрели контейнерные перевозки.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В рамках этой системы взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и регионы мира.
Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.
Транспортные системы развитых стран | Транспортные системы развивающихся стран. |
78% общей протяженности мировой транспортной сети | 22% общей протяженности мировой транспортной сети |
74% мирового грузооборота | 26% мирового грузооборота |
Плотность транспортной сети 50-60 км на 100 км2 территории | Плотность транспортной сети 5-10 км на 100 км2 территории |
Высокий технический уровень | Невысокий технический уровень, использование гужевого, вьючного транспорта |
тесное взаимодействие всех видов транспорта | Преобладание одного - двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта |
Сложная конфигурация транспортной сети | в транспортной сети преобладают «линии проникновения», соединяющие главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации |
Высокая «подвижность» населения | низкая «подвижность» населения |
Виды транспорта группируются следующим образом:
Транспорт
а) Сухопутный: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный;
б) Водный: морской, речной;
в) Воздушный.
1) Автомобильный транспорт зародился в начале XX века. Это наиболее дорогой вид транспорта, обладающий большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог 24 млн.км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире 180 км на 100 км2 территории.
Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции.
Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании.
Самый высокий уровень автомобилизации – в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.
2) Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают: Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют: Россия, США, Китай, Канада, Польша.
В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, - к расширению.
3) Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX века. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).
4) Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% - всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.
Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:
Ø Европа - Северная Америка;
Ø Европа - Южная Америка;
Ø Африка - Европа.
По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с предоставлением так называемых «дешевых флагов»: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.
Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерны для развитых стран: Роттердам, Гамбург, Иокогама, Гданьск, Бомбей, Бангкок5, Александрия, Монреаль, Сидней, Новороссийск) и специализированные (характерны для развивающихся стран; обеспечивают погрузку экспортного товара: Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Таминико в Мексике, Валдиз на Аляске).
Важное значение для морского транспорта имеют морские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы).
5) Речной транспорт наибольшее развитие получил в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.
Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).
Многие речные бассейны имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали: Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.
В настоящее время широко используются суда типа «река-море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.
6) Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. По размерам пассажирооборота выделяются страны: США, Россия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия.
Крупнейшие аэропорты мира – Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Лондон (Хитроу). Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе.
Главные направления воздушных трасс:
Ø Европа – Северная Америка;
Ø Европа – Южная Америка;
Ø Европа – Ближний Восток;
Ø Европа – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия;
Ø Европа – Африка;
Ø США – Восточная и Юго-Восточная Азия и Австралия;
Ø США – Южная Америка.
Функционирование транспорта в значительной степени зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную среду сильное отрицательное воздействие.
Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы. Он дает 60% всех вредных выбросов (это окислы азота, углеводорода, соединения свинца). Ежегодно в атмосферу только автомобили выбрасывают 4,5 млрд тонн углекислого газа.
Воздушный транспорт загрязняет атмосферу шлейфами от самолетов, содержащими вредные для окружающей среды выбросы двигателей, а железнодорожный – твердыми частицами.
Морские перевозки нефти привели к значительному «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт оказывает негативное влияние на литосферу.
Основные пути решения экологических проблем:
Ø разработка новых видов транспортных средств;
Ø совершенствование видов топлива;
Ø контроль за превышением норм выбросов вредных веществ.
Раздел II