ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Особенности современного социально-экономического развития республики
3.1.1. Анализ макроэкономического развития национальной экономики республики
Само понятие национальная экономика, на наш взгляд, необходимо трактовать двояко. С одной стороны, это взаимосвязанная совокупность сфер хозяйственной деятельности, отраслей экономики, функционирующих на суверенной географической территории. С другой стороны, экономика страны включает не только производственную деятельность, но и сферу услуг и посредническую деятельность и определяет порядок и условия осуществления любой полезной деятельности, а также социальные взаимоотношения, возникающие в воспроизводственном процессе, которые тесно связаны с общемировыми процессами. В этом смысле национальную экономику следует рассматривать как совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности на определенной суверенной географической территории, включая условия, принципы и порядок взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, обществом и государством, а также их взаимосвязи с мировым хозяйством.
Основными показателями, определяющими уровень социально-экономического развития страны, ее экономический потенциал, а также места и роли страны в мировой экономике являются: национальное богатство, ВНП, ВВП или национальный доход на душу населения, отраслевая структура национальной экономики и производство основных видов продукции на душу населения. К параметрам подобной группы относятся и показатели, определяющие экономическую эффективность функционирования народного хозяйства, уровень участия страны в мировой торговле, параметры ввоза и вывоза капитала и платежеспособности страны. Вышеперечисленные макроэкономические показатели, в обобщенном виде, следует рассматривать в качестве своеобразных измерителей состояния национального хозяйства и могут служить основой для выработки целенаправленной государственной экономической политики, тем более, в настоящее время они служат официальными стандартами, применяемыми международными статистическими, экономическими и финансовыми организациями, для проведения международных экономических сопоставлений и сравнительного анализа достигнутого уровня экономического и социального развития разных стран мира.
Согласно методике, применяемой в Республике Абхазия, в состав национального богатства входят: основные производственные фонды, т.е. здания и сооружения, машины и оборудования, транспортные средства, передаточные устройства, рабочий и продуктивный скот и т.п.; основные непроизводственные фонды, т.е. жилой фонд, здания, сооружения и оборудование учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, науки, искусства, спорта и отдыха и т.п.; материальные оборотные средства в сфере материального производства; запасы и резервы в сфере производства и сфере услуг; государственные резервы средств производства и предметов потребления; предметы длительного пользования у населения срок службы, которых превышает один год;
К определенным недостаткам национального богатства в качестве показателя, определяющего экономический потенциал страны можно отнести то, что не все его составные части легко поддаются точной оценке, более того и цены по которой они определяются, не всегда соответствуют рыночной. Кроме того, данный показатель не включает зарубежные активы физических и юридических лиц страны (не вычитываются суммы амортизации активов, принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам в стране), а также золотовалютные резервы и многие неосязаемые затраты, такие как репутация фирм, интеллектуальный потенциал страны и т.п.
Заметим, что именно такие макроэкономические индикаторы, как ВНП, ВВП или НД на душу населения положены в основу международных экономических сопоставлений, применяемых официальными экономическими и финансовыми организациями ООН, и в соответствии с уровнем этих параметров, страны мира подразделены на развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Последние, в свою очередь, делятся на «новые индустриальные» государства, среднеразвитые страны и слаборазвитые государства. По определенным объективным и субъективным причинам многие из вышеперечисленных макроэкономических показателей не подсчитываются в настоящее время в Республике Абхазия.
Характеризуют уровень экономического развития страны и показатели производства основных видов продукции, являющихся базисными для национальной экономики. Они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей населения страны в этих видах продукции.
Основные макроэкономические показатели развития национальной экономики Республики Абхазия за 2002-2006 гг. приводятся в таблице 1, которые свидетельствуют о положительных тенденциях, достигнутых за последний период в республике. Особенностью современного развития национальной экономики республики является рост удельного веса торгово-посреднической деятельности, куда перемещается в поисках заработков значительная часть трудовых ресурсов республики, в том числе и высококвалифицированных специалистов.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели развития национальной экономики Республики Абхазия за 2002-2006 гг., в фактических ценах[22]
Макроэкономические показатели | Темп роста, % | |||||
Валовой объем продукции, млн. руб. Прибыль, млн. руб. Численность занятых, тыс. чел. Фонд заработной платы млн. руб. Среднемесячная заработная ная плата, млн. руб. Внешнеторговый оборот, млн. руб. Доходы государственного бюджета, млн. руб. Расходы государственного бюджета, млн.руб. | 2424,5 90,8 32,4 187,1 481,6 1348,1 260,2 241,3 | 3000,0 129,7 32,4 300,6 772,3 1540,8 348,8 361,2 | 4108,9 137,0 31,6 425,4 1122,4 1937,5 472,7 469,3 | 6290,1 357,7 34,5 580,8 1402,7 3341,1 709,4 695,7 | 7742,8 459,1 33,6 484,8 2003,1 3897,4 1094,1 1121,8 | 123,1 128,3 97,4 83,5 142,8 116,7 154,2 161,2 |
3.1.2. Показатели, определяющие уровень развития социальной сферы
Уровень социального развития в республике можно выяснить, пользуясь нижеследующими показателями, каждый из которых состоит из комплекса параметров: состоянию трудовых ресурсов, оцениваемых по средней продолжительности жизни, уровню образования населения, потреблению основных продуктов питания в калориях; уровню квалификации трудовых ресурсов, численности учащихся и студентов на 10 тыс. человек населения, доли расходов на образование в государственном бюджете; развитию сферы услуг, определяемой по числу врачей на 10 тыс. человек населения, обеспеченностью населения жильем, бытовыми приборами длительного пользования.
С начала 2004 года материальное положение пенсионеров, количество которых составляет 57,0 тыс. человек, улучшилось, благодаря пенсионным выплатам, осуществляемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Развитие уровня образования в республике характеризуют следующие данные 2006 года:
- дошкольных образовательных учреждений было 21, в которых воспитывались 1,4 тыс. детей;
- общеобразовательных школ – 175, количество учащихся в них – 27,7 тыс. чел.;
- общее количество учителей в общеобразовательных школах составляло 3,6 тыс. чел.;
- средних специальных учебных заведений – 15, а количество учащихся в них – 2,1 тыс. чел., преподавателей – 321 чел.; выпущено специалистов разных профессий – 817 чел.;
- высших учебных заведений – 2, в них обучалось 3,6 тыс. студентов, работало преподавателей – 516 чел., выпущено специалистов для различных отраслей национальной экономики – 441 чел.
Таким образом, общая численность учащихся и студентов в РА в 2006 году составляла 37,0 тыс. чел., что составляет 17,1% от общего количества наличного населения республики. На нужды образования в 2006 году было направлено 119,7 млн. руб., или 10,7% всех бюджетных расходов республики.
Основные количественные показатели развития здравоохранения в Абхазии в 2006 году:
- врачей – 609; на 10,0 тыс. чел. населения приходилось 28,2;
- среднего медицинского персонала – 1,4 тыс. чел; на 10,0 тыс. чел населения приходилось 63,5;
- число больничных учреждений – 19, в которых насчитывалось 1,8 тыс. койко-мест, что составляет на 10,0 тыс. чел. населения 83,4;
- бюджетные расходы – 75,7 млн. руб., что составляет 6,7% всех расходов бюджета.
Основные количественные показатели развития здравоохранения в Абхазии в 2006 году:
- врачей – 609; на 10,0 тыс. чел. населения приходилось 28,2;
- среднего медицинского персонала – 1,4 тыс. чел; на 10,0 тыс. чел населения приходилось 63,5;
- число больничных учреждений – 19, в которых насчитывалось 1,8 тыс. койко-мест, что составляет на 10,0 тыс. чел. населения 83,4;
- бюджетные расходы – 75,7 млн. руб., что составляет 6,7% всех расходов бюджета.
Объем платных услуг населению является макроэкономическим параметром, отображающим уровень социального развития общества. Данный показатель включает объемы услуг, оказанных официально зарегистрированными предприятиями и организациями, имеющими статус юридического лица, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Показатель платных услуг населению дает наиболее полно представление о реальном уровне жизни населения и включает в себя в обобщенном виде следующие показатели: бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, системы образования, культуры, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, услуги правового характера и др.
В 2006 году объем платных услуг населению в РА составил 1366,0 млн. руб., что в 1,3 раза превышает показателя 2005 года, когда этот показатель составлял 1056,2 млн. руб., что является свидетельством роста жизненного уровня населения. Индекс физического объема платных услуг населению в 2006 году вырос по отношению к 2005 году в сопоставимых ценах на 103,2%.
По данным Управления государственной статистики республики, стоимость набора из 35 основных продуктов питания в месяц, включенных в продовольственную «корзину» в среднем на одного трудоспособного жителя на конец 2004 года составляла 1521 руб., что составляет 108,1% по отношению к 2004 году.
Одной из важнейших инструментов государственного воздействия на социальные отношения в Республике Абхазия должно стать объективно выстроенная социальная политика государства, ибо от нее зависит согласованные действия всех членов общества в целях ускоренного и эффективного развития национальной экономики.
В условиях Республики Абхазия в целях определения реального уровня жизни населения можно использовать следующую схему формирования и использования доходов:
1.Дном. – (ОУ + ОП + Н) = РД;
2. РД – (ДП + ПН + ЗКт) = КД;
3. КД – Ицт = КДсцт., где
Дном. – номинальные доходы населения, состоящие из денежных доходов, натуральных доходов и косвенных доходов. Денежные доходы населения включают доходы, получаемые за работу в государственных, частных, совместных, фермерских и других предприятиях и организациях до уплаты налогов и платежей. Натуральные доходы – доходы, получаемые от семейного, крестьянского или фермерского хозяйства, предприятий и организаций государственного и негосударственного секторов национальной экономики. Косвенные доходы населения могут включать услуги, предоставляемые бесплатно отраслями социальной инфраструктуры, а также трансферты от государства;
ОУ – оплата за услуги;
ОП – обязательные платежи во внебюджетные и другие государственные фонды;
Н – налоговые отчисления в бюджет;
РД – реальные доходы населения, определяемые путем вычета из НД сумм, уплаченных населением в виде обязательных платежей, налогов и оплаты услуг;
ДП – добровольные пожертвования, платежи и взносы;
ПН – прирост накоплений;
ЗКт – снижение задолженности населения за товары, купленные в кредит.
КД – конечные доходы населения;
Ицт – индекс цен и тарифов;
КДсцт – конечные реально используемы доходы в сопоставимых ценах и тарифах.