Сущность и значение предвидения (прогнозирования)
В современных условиях предвидение осуществляется в двух основных формах — обыденного предвидения и профессионального научного предвидения. В первом преобладают элементы стихийного, интуитивного, опирающиеся на повседневные знания и опыт. Обыденное предвидение — это то, которое осуществляется всеми людьми в процессе их повседневной жизни. Чем богаче эти знания и опыт, тем больше вероятность удачного предвидения, когда оно совпадает с реальным ходом дальнейших событий. Обыденное предвидение, как правило, не использует особых методов построения конкретного предвидения.
Научное предвидение — это предположение о ненаблюдаемых (неизвестных) предметах (процессах) прошлого и настоящего, а также о возможных явлениях будущего, выдвигаемое на основе сформулированных теорий, законов, гипотез(См.: Виноградов В.П., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М, 1972. С. 17.). Во многих случаях оно предусматривает большую исследовательскую работу, в том числе и экспериментальную, но само его непосредственное осуществление выглядит как логический вывод, умозаключение главным образом от прошлого к будущему.
Деятельность по научному предвидению получила в XX в. название научного прогнозирования (от греч. prognosis — предвидение, предсказание), а науку о научном прогнозировании стали называть прогностикой. Думается в связи с этим, что в обществе всю деятельность по выработке предвидений (прогнозов) можно назвать социальным прогнозированием, которое структурно будет включать две основные части — обыденное прогнозирование и научное прогнозирование.
Научное прогнозирование осуществляется профессионалами-прогнозистами, т.е. учеными (научными работниками), специализирующимися на прогнозировании событий и изменений в узких, хорошо им известных областях природной и социальной действительности. К сожалению, у нас пока не ведется специальной подготовки ученых-прогнозистов. Таковыми становятся некоторые ученые стихийно, в силу особого склада ума. Результатом научного прогнозирования являются научные прогнозы, которые используются при выработке социально значимых целей.
Научное прогнозирование осуществляется специально созданными материальными (техническими) и духовными средствами. Среди последних особое значение имеют такие методы научного прогнозирования, как экстраполяция, экспертная оценка, моделирование, метод аналогии и др. Все дальнейшее развитие научного прогнозирования напрямую связано с созданием и совершенствованием новых средств и методов.
Каково место прогнозирования в структуре социального управления? В литературе чаще всего рассматривается вопрос о соотношении прогноза с планом. Видимо, такой подход был связан с прошлой практикой составления пятилетних и других планов, разработать которые без предварительных прогнозов было явно невозможно. При этом одни ученые считают, что прогнозирование включает разработки, предшествующие планированию. Другие — что это этап, следующий за планированием, охватывающий время более далекого будущего, которое непосредственному планированию не поддается. Третьи противопоставляют прогнозирование как подход к стихийным, неуправляемым процессам природы или общества планированию как способу регулирования управляемых социальных процессов(См.: Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирований. М., 1970. С. 22.).
Представляется, однако, что подобные утверждения одинаково неверны. Прогнозирование напрямую с планированием не связано. Между ними существует только опосредованная связь. В качестве посредствующих звеньев выступают цель и норма. Только после выработки и принятия цели и нормы возникает вопрос о плане реализации (выполнения) этой нормы. Поэтому прогнозирование непосредственно предназначено только для выработки на его основе социально значимой цели. Прогноз — это база и основа для формулирования цели.
Прогнозирование — это предвидение, предсказание будущего. Оно должно предшествовать планированию. Его результат — прогнозы развития. Одна из разновидностей прогнозов — сценарии развития, которые представляют собой прогнозы с учетом тех или иных предполагаемых действий конкретных субъектов прогнозируемой ситуации.
Прогнозы различаются по способам:
- описания тенденций изменения объекта или процесса;
- формирования параметров, характеризующих объект или процесс.
В рамках первого из подходов принято выделять трендовый и факторный подходы.
Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Прогноз-тренд — это прогноз, основанный на использовании линейной экстраполяции, сложившихся в прошлом тенденций.
Факторный подход в прогнозировании предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи. Этот подход основан на оценке влияния различных факторов и их комбинации на развитие возможного будущего состояния объекта управления. Выделяется прогноз с управляющим фактором — включение в факторный прогноз количественных оценок возможных последствий использования различных вариантов социальной (мотивационной) политики, политики регулирования взаимодействия субъектов рынка, финансовой, инвестиционной, кадровой, нормативно-правовой, внешнеэкономической таможенной политики.
По второму подходу принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы. Оба они основаны на выявлении параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс.
Генетический подход позволяет прогнозировать устойчивые тенденции и представляет собой перенесение на будущее зависимостей, характерных для прошлого и настоящего.
Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста.
Генетический и нормативный подходы выступают в прогнозировании альтернативными способами. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.
Прогнозы различаются по срокам, на которые они рассчитаны. Любой прогноз имеет целью учесть перемены в обществе, а они протекают с разной скоростью и неодинаковой длительностью.
Рыночная конъюнктура — цены, курс акций, валютные курсы и т.п. — может существенно измениться в течение дня, недели или месяца. Предвидеть эти изменения, чтобы быстро реагировать на них, — предмет текущего, краткосрочного прогнозирования как важнейшей составной части оперативного управления.
Другие перемены требуют более длительного времени, занимают несколько лет (создание и освоение новых видов продукции, реализация инвестиционных и инновационных проектов и программ и т.п.). Это объект среднесрочного прогнозирования и основанных на нем среднесрочных (на 3—5 и более лет) программ социально-экономического развития.
Глубинные изменения в структуре экономики и общества, страны и мира складываются и проявляются в течение длительного периода и требуют долгосрочного прогнозирования возможных альтернативных тенденций на протяжении 10—20 и более лет, что служит базой для определения перспективной стратегии.
Наконец, можно выделить сверхдолгосрочное предвидение возможных вековых тенденций на основе кондратьевских и цивилизационных циклов, что особенно важно в переходные периоды смены этих циклов, чреватые глубокими кризисами и потрясениями. Это преимущественно предмет научных изысканий, но они необходимы и полезны для государственных и хозяйственных органов, помогая правильно ориентироваться при выборе долгосрочной и среднесрочной стратегии.
Долгосрочное прогнозирование (20 и более лет), в отличие от среднесрочного и особенно краткосрочного, меньше связано с инерцией социально-экономического развития, сложившимися тенденциями, свободнее в выборе вариантов будущей динамики. За 20 лет происходит смена двух поколений техники и одного поколения работников. Оно дает возможность более обоснованно определить альтернативные сценарии структурных сдвигов в экономике и обществе, изменения ряда качественных характеристик. В то же время долгосрочный прогноз менее детализирован, опирается на сравнительно небольшой круг обобщающих показателей. Он служит основой для определения концепции социально-экономического развития на долгосрочный период, выбора долгосрочной стратегии.
Для долгосрочного (как и сверхдолгосрочного) прогнозирования недопустимо и опасно применение методов линейной экстраполяции, продление на будущее сложившихся в прошлом тенденций, поскольку за два-три десятилетия неизбежно происходят переломы в сложившейся траектории динамики страны и мира, бифуркации, периоды усиления хаотичности движения, когда повышается степень неопределенности движения, усиливается его альтернативность.
Планирование как функция управления
Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
А. С. Макаренко
Планирование— это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
Задачи планирования:
1) обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
2) перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных;
3) координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
4) создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план»;
5) стимулирование трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий — объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников;
6) информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
В отечественной практике наследство жестко централизованной системы государственного планирования, формализации структур и отсутствия плановой свободы породило стереотип консервативного планового мышления, что приводит в настоящее время нередко к отрицанию плановой дисциплины на предприятиях и утверждению концепции динамической импровизации.
В зарубежной практике в эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией принципов плановой деятельности.
Чтобы при планировании учесть возможные изменения во внешней среде, организации пользуются методами прогнозирования. Экономическое прогнозирование— это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.
При планировании разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном. Благодаря планированию обеспечивается увязка функций отдельных структурных подразделений в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных документов — планов.
План- основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
Планы различаются по целям, предмету, уровню, содержанию, периодам планирования (табл. 1).
Таблица 1
Схема классификации видов внутрифирменного планирования
Критерий классификации | Вид планирования |
Период планирования | Долгосрочное (более 5 лет) Среднесрочное (от 1 года до 5 лет) Краткосрочное (до I года) |
Уровень планирования | Организация в целом Подразделение Проект Отдельный исполнитель |
Предмет планирования | НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие |
Содержание планирования | Продуктово-тематическое Ресурсное Календарное |
Цель планирования | Стратегическое Тактическое |
Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.
Продуктово-тематическое планированиезаключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР),определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.
Корпорация Siemens осуществляет долгосрочное планирование инноваций следующим образом. Siemens систематически составляет сценарии развития будущих технологий по всем направлениям своей деятельности. Самые важные методы планирования — это так называемый Delphi-метод, основанный на панели экспертов, метод экстраполяции, базирующийся на сегодняшней ситуации, и метод ретрополяции, идущий от экспертной картины будущего к сегодняшнему дню.
Delphi-метод работает так. Например, мы собираем несколько физиков и выносим на обсуждение предположение, что, допустим, в 2012 г. мы будем иметь компьютер со скоростью вычислений столько-то бит в секунду. Физики в свою очередь связываются со многими экспертами и в итоге выносят вердикт: согласны они с этим утверждением или нет. Они могут сказать, что такая скорость будет достигнута позже или раньше. Все эти ответы обсчитываются, и создается модель будущего. От этого предсказанного будущего мы и производим ретрополяцию к сегодняшнему дню. Но это для долгосрочного планирования.
Для краткосрочного планирования лучше подходит экстраполяция от настоящего, впрочем, обычно мы стараемся сочетать эти методы. Конечно, при любом планировании мы учитываем массу внешних факторов: развитие человека и общества, политику, экономику, технологии, состояние окружающей среды, предсказываем поведение конкурентов. Однако в целом Siemens сейчас склонен скорее не предсказывать, а создавать будущее, ведь если повнимательнее приглядеться к текущей ситуации в мире, то становится понятно, как много требуется инноваций. Например, сейчас в мире накопилось огромное количество информации, она поступает через телевидение, Интернет. Однако существуют две нерешенные проблемы. Во-первых, информацию не всегда можно получить в нужный момент. Значит, надо совершенствовать системы доступа, в частности системы мобильной связи третьего поколения. Во-вторых, информацию не всегда можно понять. Люди по-прежнему разговаривают на разных языках, компьютерные системы становятся сложнее и многим трудно ими пользоваться. Значит, мы должны совершенствовать интерфейс. На этом направлении создаются системы распознавания и синтеза речи, автоматические переводчики, обучающиеся всё новым языкам, с этим связаны и системы подавления шума, кодирования радиосигнала и т.д. Недалек тот день, когда при телефонном разговоре с коллегой из Китая мы оба будем говорить на родных языках при помощи электронной системы-переводчика и отлично понимать друг друга.
Источник: Машина времени от Siemens//Эксперт. — 2001. - № 26. - С. 45-47.
Ресурсное планированиевключает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации.
Календарное планированиезаключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.
Стратегическое планированиесостоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
Тактическое планированиезаключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации.
Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования. Наиболее существенными факторами, определяющими систему планов в организации, являются организационная структура и профиль деятельности организации, состав осуществляемых производственных процессов, уровень кооперации при их выполнении, масштабы и постоянство направлений деятельности.
Планированием на предприятии занимаются плановые органы и менеджеры различных уровней. Качество планирования зависит от компетентности менеджеров всех уровней управления, их квалификации, а также информационного обеспечения.
Крупные организации, как правило, планируют «сверху вниз». Планирование осуществляется на высшем уровне управления и имеет характер директивы для низовых уровней управления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкой ступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлых лет, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлых периодов. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Эта информация обеспечивается учетом и обширной статистической базой.
Этапы функции планирования
Планирование, один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.
Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:
• постановку задачи планирования;
• разработку плана;
• реализацию планового решения.
Этап постановки задачипланирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями параметров.
Этап разработки планапредусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения.
Этап реализации планового решениязаключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.
Принципы осуществления функции планирования
Эффективность планирования как функции управления во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы.
Принцип единства.Поскольку организация — это целостная система, то все ее составные части должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации связана с плановой деятельностью всей организации. Все планы, разрабатываемые в организации, - не просто набор документов, а их взаимосвязанная система.
Принцип участия.Этот принцип означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами.
Принцип непрерывности.Он означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность и изменчивость внешней среды. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.
Принцип гибкости.Он тесно связан с принципом непрерывности. Этот принцип заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.
Принцип точности.Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления деятельности, а в краткосрочных планах информация прорабатывается и конкретизируется.
Стратегическое планирование
В настоящее время большинство директоров отечественных предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном управлении и соответственно краткосрочном планировании. Вопросы перспективного развития нередко оказываются на обочине хозяйственной деятельности. Организация системы стратегического планирования на фирме — не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.
Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер по адаптации к новым реалиям уже недостаточно. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием. Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы, что явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования. Стратегическое планирование отличается от долгосрочного планирования. Стратегия — это не индикатор времени, а направление развития. Стратегия включает всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде. Планирование стратегии устанавливает общие направления развития организации.
Еще одно отличие состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому при планировании ставятся оптимистические цели.
В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, способные изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.
Основной принцип стратегического планирования — адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
Стратегическое планирование- это набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы по мочь организации достичь своих целей.
Стратегия(греч. strategos - искусство генерала) - это оптимальный набор правил и приемов, предназначенных для достижения целей организации и реализации ее миссии.
Процесс стратегического планирования показан на рис. 2. На первом этапе организация должна сформулировать свою миссию. Миссияорганизации определяет ее статус, декларируй принципы ее функционирования, заявления, действительные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она показываем на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
Рис. 2.Этапы процесса стратегического планирования
Содержание миссии может включать следующие элементы:
• описание товаров (услуг), предлагаемых организацией;
• определение основных потребителей, клиентов, пользователей;
• цели организации - выживание, рост, доходность и др.;
• технологию: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
• философию: выражаются базовые взгляды и ценности организации;
• внутреннюю концепцию, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;
• внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
Торговый дом «ТД «Русь-импорт» поставляет в Россию элитные вина из 15 стран мира — крупнейших производителей этой продукции. Каждая третья бутылка французского, испанского, итальянского вина на полках московских магазинов имеет контрэтикетку Торгового дома «ТД «Русь-импорт». Вся импортируемая продукция поступает в бутилированном виде, поэтому подделки практически исключены. Среди производителей, поставляемых компанией «ТД «Русь-импорт» вин, — гранды мирового виноделия: Champagne Taittinger, Maison Lonis Jadot, Pio Ccsarc, Les Grands Chais de France.
Торговый дом «ТД «Русь-импорт» так определяет свою миссию: мы несем культуру винопития в Россию. Дело в том, что исторически Россия больше ориентирована на потребление крепкого алкоголя. И традиции культурного винопития в России практически утрачены. Южные районы еще более или менее ориентированы на вино, все остальные ориентированы только на крепкие спиртные напитки типа водки, виски, джина и т.д. Наша компания занимается не только импортом качественных вин и привитием вкуса у россиян к хорошему вину, которое приносит удовольствие, а не алкоголизм, но и обучением, проведением многочисленных занятий. Мы учим наших клиентов, которые покупают вино, культуре винопития. Учим специалистов, как продавать вино, как рассказывать о его достоинствах, какое вино к чему подают, чтобы они могли дать квалифицированный совет покупателю. В глобальном смысле миссия нашей компании -нести культуру винопития в Россию.
Источник. Интервью с И. Е. Дудником — руководителем службы персонала «ТД «Русь-импорт». //Управление персоналом. - 2001. - № 1.- С. 41-46.
Значение миссии для деятельности организации заключается в том, что она:
• является основой для всех плановых решений организации, для дальнейшего определения ее целей и задач;
• помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
• обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации (социального окружения).
При определении миссии должен быть установлен период, и рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда.
На втором этапе стратегического планирования необходимо установить целиорганизации. Они устанавливаются в рамках миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Целями организации могут быть:
• снижение издержек производства и обращения;
• увеличение (удержание) доли на внутреннем и внешнем рынках;
• рост капитализации организации (рыночной стоимости акций);
• повышение уровня инвестиционной привлекательности организации;
• ориентиры организационного развития (например, выделе ние стратегических бизнес-единиц, переход с линейной на диви зиональную организационную структуру управления).
• и другие.
К целям предъявляются следующие требования:
• конкретность и измеримость;
• ориентация во времени;
• достижимость: цели должны быть реалистичными;
• совместимость целей организации в целом и целей ее подразделений.
Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, ранжировать, так как нет возможности решать все проблемы одновременно. Одной из самых распространенных причин неудачи планирования является отсутствие ясно выраженной и тщательно продуманной постановки целей. Основная задача при стратегическом планировании — адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. При анализе внешней средыпрежде всего обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
Анализ внутренней средыпозволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон:
• маркетинг;
• финансы;
• производство;
• персонал;
• организационная культура и имидж организации.
В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства, и те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: Strengths-Weaknesses-Opportunities-Threats — силы — слабости — возможности - угрозы) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
Матрица SWOT имеет следующий вид (рис. 3.).
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для то пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна бып. построена таким образом, чтобы за счет появившихся возмож ностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации ела бости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Рис. 3.Матрица SWOT
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Организации важно не только вскрыть угрозы и возможности, но и оценить силу их влияния на деятельность организации.
Для таких оценок можно построить матрицы влияния возможностей и угроз на организацию (сверху откладывается степень влияния возможности угрозы) на "деятельность организации (сильное, умеренное, малое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью предотвратить угрозу (высокая, средняя, низкая вероятность).
Наряду со SWOT-анализом может быть применен метод составления профиля среды организации. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод составления профиля среды заключается в следующем. В таблицу профиля среды (табл. 2) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:
• оценка его важности для отрасли по шкале:
3 — сильное значение, 2 — умеренное значение, 1 — слабое значение;
• оценка его влияния на организацию по шкале:
3 — сильное влияние, 2 — умеренное влияние, 1 — слабое влияние, 0 — отсутствие влияния;
• оценка направленности влияния по шкале:
+ 1 — позитивная направленность, — 1 — негативная направленность.
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
Таблица 2
Профиль среды
Факторы среды | Важность для отрасли А | Влияние на организацию В | Направленность влияния С | Степень важности D = A х B х C |
Результатом проведения анализа внешней и внутренней среды является система возможных действий, направленных на усиление конкурентных позиций организации и ее развитие.
После оценки опасностей и возможностей организация с помощью методов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии,выявляет относительное положение каждого альтернативного направления деятельности.
Своевременно разработанная и реализованная дальновидная стратегия, основанная на результатах анализа внешней и внутренней среды, может способствовать процветанию целого государства. Яркий пример этому программа сокращения военных рас ходов США.
С прекращением мирового противостояния главный барьер на пути глобализации мировой экономики был устранен. Благодаря развитию международных коммуникаций отдельные региональные рынки стали объединяться в единое глобальное экономическое пространство. Современные информационные технологии позволили фирмам снизить затраты на обслуживание менеджментом возрастающих сфер контроля. Для многих компаний возрастающий положительный эффект масштабов стал перекрывать издержки роста. Особенно большое значение этот фактор приобрел в отраслях, где усложнение технологий и продукции требует все большей концентрации ресурсов для проведения НИОКР. Как известно, в аэрокосмической отрасли ведущие фирмы тратят на НИОКР до 10% своих доходов.
Первыми характер происходящих изменений и влияние на них аэрокосмического комплекса осознали американцы. И сделали все, чтобы захватить инициативу и направить процесс глобализации по выгодному для себя сценарию.
По прогнозам, подготовленным консультантами американского правительства в 1989 г., кардинальное сокращение военных расходов в США должно было привести к снижению темпов роста ВВП на период вплоть до 1993 г. Но уже к 2000 г. эффект от высвобождения 257 млрд. долл. военных финансов и их инвестирования в гражданский сектор должен был обеспечить индекс роста ВВП на уровне 220% по отношению к 1977 г. — моменту начала нового витка гонки вооружений. Следование выбранной стратегии развития американской экономики дало результаты, которые
превзошли самые смелые ожидания. Сокращение доли военных расходов в ВВП США с 6,3% в 1986 г. до 2,9% в 2000 г., привело к росту ВВП, исчисленного в текущих ценах, по сравнению с 1977 г. в 4,8 раза. С учетом дефлятора — приблизительно в 2,5 раза. В абсолютном исчислении военные расходы в США были снижены с 304 млрд. долл. в 1989 г. до 261 млрд. долл. в 1996 г. При этом государственные расходы на гражданские аэрокосмические программы, осуществляемые по линии НАСА, продолжали медленно расти. Беспрецедентный экономический рост США позволил к 1999 г. увеличить абсолютный размер расходов на оборону до 307 млрд. долл., оставаясь в пределах 3,4% от ВВП.
Варианты стратегии в принципе можно ограничить четырьмя альтернативными стратегическими категориями, каждая из которых имеет два варианта. Сосредоточение внимания на этих категориях во многом упрощает процесс разработки стратегии любой организацией.
Рассмотрим следующие основные стратегические альтернативы.
1. Стратегия расширения.Организация ориентируется на крупное увеличение масштабов активности в рамках определенной миссии или пересматривает свое предназначение путем освоения новой продукции, новых рынков или новой технологии. Принятие стратегии расширения обычно требует значительных инвестиций и часто связано с большими рисками.
2. Стратегия стабилизации.Организация нацелена на постепенное наращивание улучшений в оперативной деятельности, продолжая работать в соответствии со своей миссией. Стратегия стабилизации не означает, что организация «ничего не хочет делать», скорее она ориентируется на «тонкую отладку» уже осуществляемых операций.
3. Стратегия экономии.Активность организации направлена на ликвидацию убыточных или маловыгодных операций в рамках действующих целевых установок или пересматривает их благодаря прекращению производства некоторых товаров, уходу с некоторых рынков или отказу от некоторых технологий. Этот вид стратегии берется организацией на вооружение как временная мера при решении специфического круга проблем.
4. Комбинированная стратегия.Организация одновременно осуществляет какие-либо две или даже все три перечисленные стратегии. Обычно это делается в различных хозяйственных единицах. Так, организация может выбрать стратегию расширения и наиболее перспективной в отношении роста области и в то же время выключиться из сфер активности, в которых ожидается спад. Каждый из основных видов стратегии имеет два варианта, учитывающих внутренние и внешние аспекты деятельности организации.
Поскольку большинство организаций работает в условиях конкуренции, следует рассмотреть возможные конкурентные стратегии. Существуют различные названия конкурентных стратегий, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что по существу речь всегда идет о четырех типах: силовой, нишевой, приспособительной и пионерской стратегиях.
Сущность силовых стратегий заключается в стремлении организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а, следовательно, и низкой цены производимой продукции. Достижение подобных целевых установок требует организации массового производства товаров, ориентированных на среднего покупателя со среднестатистическими потребностями и возможностями.
Нишевые стратегии предполагают ограничение организацией ассортимента и объема выпускаемой продукции при одновременном особом внимании к ее качеству. Суть данного подходи заключается в стремлении уклониться от прямого влияния конкурентов через определение и активное формирование на рынке сегментов со специфическими потребностями.
Приспособительные стратегии нацеливают на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных и часто меняющихся потребностей.
Пионерские стратегии ориентируют организацию на радикальные нововведения и развитие на рынке спроса на принципиально новые товары и услуги.
В зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска выбирается лучшая стратегия.Следующий пример наиболее показателен в плане того, как искусно выбранная стратегия может с минимальными издержками наилучшим образом решить задачи, стоящие перед организацией.
Известно, что фирма Apple несколько опоздала на рынок технологий так называемого Интернет-стриминга — технологий доставки видеосигнала на клиентский компьютер конечного пользователя в режиме реального времени (т.е. без предварительной загрузки видеофайла с последующей его «прокруткой» в асинхронном варианте). Подобную технологию уже несколько лет тому назад предложила и компания Microsoft, и компания Sun Microsystems, не говоря уже о таких старожилах этого рынка, как Real Networks. Для того чтобы оказаться и закрепиться в данном секторе компьютерных технологий, компании Apple требовалось не просто предложить «убийственный продукт», перекрывающий по своим возможностям все имеющиеся к настоящему времени технологии, ей также требовалось заставить обратить на свою технологию внимание как можно большего числа членов мирового компьютерного сообщества. Но вот именно это и могло бы потребовать огромных финансовых затрат и сделать предполагаемый бизнес практически бесперспективным.
Однако, примерно в то же время, готовясь к выпуску в прокат после двадцатилетнего перерыва нового фильма из серии «Звездных войн» «Star Wars: Episode I — The Phantom Menace», компания Дж. Лукаса запустила в ноябре 1998 г. двухминутный рекламный ролик, появление которого вызвало небывалый ажиотаж не только среди американцев, но и во всем мире. В кинотеатры стали выстраиваться очереди только для того, чтобы купить билет на любой фильм, посмотреть ролик перед сеансом и затем уйти. Очевидно, что запуск рекламы фильма через сеть кинопроката — это довольно дорогое удовольствие даже для Дж. Лукаса. Президент же фирмы Apple Ст. Джобе в ноябре того же года предложил Дж. Лукасу альтернативный и очень дешевый способ рекламы — показ небольших по времени эпизодов фильма через Интернет с использованием фирменной технологии QuickTime, которая к тому времени уже имела возможности видеостриминга. Предложение было принято и в результате за 6 месяцев до мировой премьеры фильма, состоявшейся в конце мая 1999 г., только с официальных серверов рекламные ролики были «скачаны» более чем 20 млн пользователей! Это число не только продемонстрировало феноменальный интерес к фильму Дж. Лукаса, но и зафиксировала тот факт, что новой технологией фирмы Apple стали обладать или по крайней мере с ней познакомились как минимум 20 млн пользователей.
После принятия решения относительно той или иной стратегии перед организацией встает задача ее внедрения.
Планирование реализации стратегии
Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией. Осуществление стратегии предполагает реализацию ряда краткосрочных (тактических) планов и разработку механизма контроля.
Тактические планы должны быть увязаны между собой и отвечать содержанию стратегии в целом по всем основным функциональным областям хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе тактического планированияразрабатываются процедуры- конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.
Одной из основных задач планирования реализации стратегии является эффективное распределение ресурсов. Чтобы определить, какие ресурсы имеются и лучшим образом их распределить, используют бюджет. Бюджет - метод распределения ресурсов для достижения целей.
Первый шаг в составлении бюджета — количественная оценка имеющихся ресурсов и потребностей в них для достижения целей организации (обычно это делается в денежной форме, но возможна оценка и в натуральном выражении).
Вторым шагом является подготовка подразделениями предложений по использованию имеющихся ресурсов (смет, бюджетов подразделений) на определенный период времени (квартал, полугодие, год).
Третий шаг — анализ и оценка руководством предложений по бюджету, их корректировка подразделениями на основе указаний руководства.
Четвертый шаг - подготовка итогового бюджета (распределение ресурсов).
Контроль реализации стратегии основывается на планировании, должен быть с ним тесно увязан, чтобы быть эффективным.
Методом управления, позволяющим объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям.Кроме того, этот метод помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Основное внимание в «управлении по целям» уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать «задним числом».
Первым опубликовал указанную концепцию П. Друкер. Он считал, что каждый руководитель в организации, начиная от высшего до самого низшего, должен иметь четкие цели, обеспечивающие поддержку целей более высокого уровня.
Процесс управления по целям состоит из следующих этапов:
• выработки четких, кратких формулировок целей;
• планирования действий для достижения целей;
• систематического контроля, измерения и оценки результатов работы;
• корректирующих мер для достижения запланированных результатов.
Выработка целей. П.Друкер, Д. МакГрегор твердо убеждены в том, что подчиненные должны принимать активное участие в выработке своих собственных целей, основывая их на целях своих руководителей. Однако, как показывают зарубежные исследования, участие подчиненных и руководителей в выработке своих целей снижается от высших к низшим уровням управления.
В процессе выработки целей необходим двусторонний обмен информацией для уяснения ожидаемых результатов работы и получения поддержки руководителей в таких областях, как информация, уточнение полномочий и ответственности, горизонтальная и вертикальная координация, финансирование, материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.
Планирование действийсвязано с определением того, что, кто, когда, где, в каком количестве требуется для достижения целей.
Стадии этапа планирования действий следующие:
1) определение основных задач и мер;
2) установление подразделений, участвующих в их реализации, и их взаимосвязей во времени;
3) делегирование соответствующих полномочий подразделениям;
4) оценка затрат времени на основные операции;
5) определение ресурсов для каждой операции;
6) проверка сроков и корректировка планов действий.
Механизм оценок и контролядолжен включать:
• определение критериев для оценки результатов;
• сопоставление фактических показателей с намеченными;
• анализ отклонений между ними;
• внесение корректив в стратегию в случае необходимости.
Корректирующие меры- последний этап процесса контроля. Если цели не достигнуты, необходимо изменить факторы внутренней среды, если достигнуты - процесс управления по целям может начаться заново. Более подробно с процессом контроля мы познакомимся на последующих занятиях.
Последним этапом стратегического планирования является оценка стратегического плана.Зная, какие конкретные мероприятия потребуются для реализации стратегии, какие средства для этого нужны, можно и нужно оценить возможность и целесообразность применения данной стратегии.
При оценке стратегического плана следует определить:
• совместима ли стратегия с возможностями организации;
• допустима ли предполагаемая степень риска;
• обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии;
• учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности;
• лучший ли это способ применения ресурсов фирмы.
Оценивать стратегию следует постоянно, так как непрерывно происходят изменения во внешней и внутренней среде организации. Результаты оценки могут служить основанием для пересмотра миссии организации, стратегических целей или применяемой стратегии.
Стратегический план
Цель разработки
Стратегический анализ и выбор стратегии имеют небольшое значение для организации, до тех пор, пока новая стратегия не применяется. "Разработка стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии - главные задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком направлении движется организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а также те шаги и действия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план.".Таким образом, в "Стратегическом плане" определяются конкретные мероприятия по применению стратегии компании.
Главная цель разработки стратегического плана- определить потребности организации в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.
Структура стратегического плана
В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии организации, а также конкретные мероприятия по их реализации.
Желательно, чтобы результаты работ были оформлены в виде отдельных документов. Мы считаем, что это более целесообразно, чем составление единого документа по следующим причинам:
• это дает возможность вносить изменения в каждый документ отдельно;
• повышается "обозримость" и "читабельность" документов;
• к различной стратегической информации предъявляются различные требования конфиденциальности (Миссия компании, например, - наиболее открытый документ, перечень стратегических мероприятий -наиболее конфиденциальный.) и если они будут оформлены в виде отдельных документов, управление ими будет проще.
В состав стратегического плана могут входить следующие документы (примерный перечень):
• Отчет о стратегической диагностике.
• Миссия предприятия.
• Основные стратегические цели.
• Стратегия развития компании.
• План стратегических мероприятий.
Ниже приводятся примерные сведения, которые должны в войти в каждый из этих документов.