Выбор в условиях неопределенности
Канеман и Тверский предложили при описании принятия решений в условиях неопределенности вместо теории ожидаемой полезности использовать значение ценности перспективы (обозначенную как V) и определенную как функция от двух аргументов П и . Первый аргумент, П, придает исходу перспективы с вероятностью p, действительный вес данного v исхода для субъекта – функцию П(p), которая отлична от самой р.
При этом сумма П(p) и П(1-p) обычно меньше единицы. Второй аргумент - v – присваивает каждому значению исхода x, величину , отражающую субъективную ценность данного исхода. При этом исходы х должны быть определены относительно точки связи 1, которая определена как ноль.
Поэтому аргумент характеризует ценность отклонений от этой точки связи, т.е. выигрыши и потери.
В таком случае, функция ценности перспективы (V), определяется как
где х – исход перспективы с объективной вероятностью p
y – исход перспективы с объективной вероятностью q
Субъект, принимающий решение, выбирает ту перспективу, функция ценности которой для него наибольшая.
Как показали Канеман и Тверский, в первой проблеме подавляющее большинство респондентов выбирают перспективу Б, но во второй проблеме – перспективу А. Такое различие в выборе не возможно объяснить с позиции теории ожидаемой полезности, т.к. обе проблемы рассматриваются ей как абсолютно идентичные[5].
Ситуационная задача
Нарисуйте рынок яблок (кривые спроса и предложения) и рынок нефти. Производители яблок и нефти повысили цены на свои товары. К каким последствиям это приведет?
Решение
На рынке яблок повышение цен приведет к перенасыщению рынка, потому что согласно закону спроса и предложения спрос на яблоки упадет, а предложение его повысится. При этом спрос на яблоки эластичен, так как, во-первых, это не товар первой необходимости, а, во-вторых, у него есть много товаров-заменителей (другие виды фруктов). Поэтому падение спроса будет больше, чем рост цен. В результате доходы производителей яблок снизятся. Ситуация на рынке яблок представлена на рисунке 2.1
На рынке нефти ситуация сложится несколько иная. Спрос на нефть не эластичен. Это связано с тем, что нефть важнейший энергоресурс и уровень его потребления (а, следовательно, и спрос) определяется используемыми технологиями, которые невозможно быстро заменить. Следовательно, падение спроса превысит рост цен, и доходы производителей нефти повысятся. Ситуация на рынке нефти представлена на рисунке 2.2.
Рис.2.1 – Изменения на рынке яблок, вызванные повышением цен на них
Рис. 2.2 – Изменения на рынке нефти, вызванные повышением цены на нее
Решите задачи
Задача 1
На приобретение товаров Х и У потребитель выделяет 600 у. е. Цена товара Х составляет 24 у. е., а товара У – 20 у. е. Альтернативные сочетания этих товаров, приносящие потребителю одинаковое удовлетворение потребностей представлены в таблице:
Товар | Варианты альтернативных сочетаний | |||||
Х | ||||||
У |
Определите оптимальный уровень удовлетворения платежеспособного спроса потребителя. Решение оформите графически.
Решение
Чтобы определить оптимальный уровень удовлетворения платежеспособного спроса потребителя, нужно найти условия его равновесия на рынке. Для этого используем данные таблицы, рассчитав стоимость альтернативных наборов, приносящих потребителю одинаковое удовлетворение потребностей. Используем для этого формулу:
I = X*Px + Y*Py
Оптимальным будет тот набор, стоимость которого будет равна сумме, выделенной потребителем на покупки. Этому условию отвечает два набора, 2-ой и 3-ий.
I = 10*24+18*20 = 240+360 = 600 руб.
I = 15*24+12*20 = 360+240 = 600 руб.
Эту задачу можно решить графически. Для этого в одной системе координат построим, используя данные таблицы, кривую безразличия. А затем, определив две крайние точки, линию бюджетного ограничения.
1-я точка на оси X – максимальное значение продукта X, при условии, что продукт Y не будет покупаться.
Qх = 600/24 = 25 ед.
Аналогично определим точку на оси Y.
Qy = 600/20 = 30 ед.
Точка касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения и будет показывать то сочетание товара X и товара Y, которое соответствует оптимальному уровню удовлетворения платежеспособного спроса потребителя.
Рис. 1 – Условия равновесия потребителя на рынке
Задача 2
В краткосрочный период фирма производит 100 единиц товара при средних постоянных издержках- 5 руб. Если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 рублей, то общие издержки…
Сократятся на 1000 руб.;
2. возрастут на 10 руб.;
3. увеличатся на 1000 руб.;
4. уменьшатся на 10 руб.
Решение задачи:
ТС = AFC*Q + AVC*Q
1. ТС1 = (100*5) + (100*20) = 2500 руб.
2. ТС2 = (100*5) + (100*10) = 1500 руб.
. ТС1 – TC2 = 2500 – 1500 = 1000
Ответьте на вопросы теста
1) Потребительское равновесие это:
a) любая точка, расположенная на бюджетной линии;
b) любая точка на самой высокой кривой безразличия;
c) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;
d) та точка бюджетной линии, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия.
Ответ: та точка бюджетной линии, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия.
2) Если фирма при увеличении цены получает меньшую выручку, то спрос на данный товар:
a) Эластичный;
b) Неэластичный;
c) единичной эластичности;
d) абсолютно эластичный;
e) абсолютно неэластичный.
Ответ: Эластичный
3) Цена на одежду, вероятно, возрастет в результате:
a) повышения зарплаты на ткацких фабриках
b) роста предложения одежды
c) снижения спроса на одежду
d) появления нового оборудования, снижающего стоимость производства
Ответ: повышения зарплаты на ткацких фабриках
Список использованной литературы
1. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2006. - 346 с.
2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. т.1, т.2. - М.: ИИНФРА-М, 2009. – 642 с.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд.- М.: «Дело ЛТД», 2011. – 460 с.
4. Франк Р. Микроэкономика и поведение. – М,: Инфра-М, 2009. – 702 с.
5. Экономическая теория. Книга для учителя. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс, 2006. – 808 с.
[1] Липсиц И.В. Экономика. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2006. С. 133.
[2] Экономическая теория. Книга для учителя. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс, 2006. С. 162.
[3] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд.- М.: «Дело ЛТД», 2011. –с..165.
[4] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. т.1, т.2. - М.: ИИНФРА-М, 2009. С. 115.
[5] Франк Р. Микроэкономика и поведение. – М,: Инфра-М, 2009. С. 133.