Система национального счетоводства
Результатом функционирования экономики является национальный продукт. Национальный продукт — это все товары и услуги, создаваемые в данной стране за определенный период времени (обычно за год).
В странах с рыночной и переходной экономикой размеры созданного в стране продукта определяются по Системе национальных счетов (СНС), включающей взаимоувязанные показатели развития экономики на макроуровне. СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйствующими субъектами в процессе общественного воспроизводства. Система национальных счетов появилась в 1940—1950-е гг. в развитых государствах и сейчас применяется более чем в 150 странах. В 1993г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую, пересмотренную СНС, которую большинство государств, в том числе и Республика Беларусь, используют в настоящее время.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. СНС, позволяет определять макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, т.е. получать ту информацию, на основе которой можно уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг. Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии производственного процесса, его активы и пассивы. Данные СНС Беларуси ежегодно публикуются Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в книге ≪Национальные счета Республики Беларусь≫.
В СНС изучаются экономические операции между субъектами национальной экономики (институциональными единицами) - физическими лицами (или их группами в форме домашних хозяйств) и юридическими лицами. Институциональные единицы могут выступать в качестве резидентов на экономической территории страны и нерезидентами.
Институциональные единицы в СНС группируются по секторам. Всего выделяют пять таких секторов:
1) нефинансовые предприятия;
2) финансовые учреждения;
3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи;
4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйство не контролируемые и не финансируемые государством;
5) домашние хозяйства, т.е. все физические лица в экономике страны, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, собственно домашние хозяйства;
6) заграница (остальной мир) - все экономические агенты заграницей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.
Нужно учитывать, что в СНС кроме понятия ≪национальная экономика≫ используется термин ≪внутренняя экономика≫. Внутренняя экономика включает все вышеперечисленные секторы, кроме последнего. Она ограничивается операциями только между институциональными единицами-резидентами. Национальная экономика в СНС включает все шесть секторов и предусматривает операции между самими резидентами и нерезидентами.
СНС — это ≪бухгалтерский учет страны≫, так как он пользуется теми же принципами: двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. По форме СНС представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция по нему записывается два раза: первый раз — как актив продавца, а второй — как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок предназначен для сопоставления инвестиций и сбережений, он позволяет количественно оценить создание, распределение и конечное использование национального дохода. Второй блок необходим для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отражаемого в таблицах В.Леонтьева ≪затраты—выпуск≫. Третий блок включает счета потоков фондов, по нему прослеживается движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, которая представляет функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Модель народнохозяйственного кругооборота
На рис. 8.1 приведена простая модель национальной экономики, на котором представлены только два рынка (товаров и услуг — первый, факторов производства — второй) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие операции.
Домашним хозяйствам принадлежат все ресурсы, находящиеся в частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и покупают товары и услуги. Предпринимательские фирмы приобретают необходимые для своей деятельности ресурсы и продают произведенные товары и услуги. Государственный сектор обеспечивает экономику общественными благами (наука, культура, оборона) и производственной инфраструктурой (дороги, служебная связь, транспорт и др.). Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Навстречу потоку товаров и услуг движется поток денег. Домашние хозяйства получают доходы в виде зарплаты, рентных платежей, дивидендов от ценных бумаг и несут расходы, связанные с покупкой товаров и услуг, выплатой налогов. Часть дохода сберегается. Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы и инвестиции. Государственный сектор расходует средства на оплату труда государственных служащих, закупку товаров и услуг, выплату домашним хозяйствам пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимательского сектора, Кроме того, государство в лице центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими через операции кредитования и заимствования денежных средств.
Таким образом, кругооборот денег включает в себя два потока доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, можно определить весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т.е. национальный продукт. Отсюда следует, что национальный продукт в денежной форме — это общая стоимость товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период.