Менгер и австрийская школа

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра экономики, финансов и статистик

Доклад

На тему: Австрийская школа

Выполнил

студент группы Эпо-16 Ингачёва Ксения

Проверил

Доц,к.э.н Саксина Е.Г

Нижний Новгород

2016г

Содержание

.Введение  
1.Карл Менгер и австрийская школа  
1.1.Эйген фон Бем-Баверк и его теория процента  
2.Теория альтернативных издержек и вменения Визера 2.1Концепция альтернативных издержек. 2.2.Теория вменения Заключение Список использованной литературы  
   
   

15

Введение

Неоклассическое направление возникло в 70–80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этих исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию. Это объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.
Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую, американскую, кембриджскую, чикагскую и др.
Особый интерес представляет австрийская школа.
Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономиии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.
Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены, в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Тем самым австрийская школа поднимает важный вопрос о роли потребителя в деле формирования не только рыночных цен на товары, но и их стоимостей. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно-необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.
Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания о стоимости и цене.

Менгер и австрийская школа

Австрийская экономическая школа была основана Карлом Менгером (1840–1921) и развита в дальнейшем Фридрихом фон Визером (1851–1926) и Эйгеном фон Бем-Баверком (1851–1914). Новые положения, внесенные австрийской школой,можно рассматривать как важнейшие дополнения к неоклассической теории общего равновесия, например, теория ценности и распределения Визера и теория

капитала и процента Бем-Баверка.
Карл Менгер родился в австрийской Галиции (сейчас это территория Польши) в 1840 г. Вместе со своими двумя братьями, Антоном, позднее популярным автором, писавшем о праве на весь продукт труда, и Максом, ставшим известным политическим деятелем, он обучался в университетах Вены и Праги. Карл защитил докторскую диссертацию в Краковском университете и сначала посвятил себя журналистике, а затем поступил на государственную службу. Говорят, что одной из его обязанностей было писать обзоры состояния рынков, и что он был поражен разительным контрастом между традиционными теориями цены и фактами, которые опытные практики считали решающими в установлении цен.
Первое издание «Основания политической экономии» было опубликовано в 1871 г., а в 1872 г. Карл Менгер стал доцентом Политической экономии в Венском университете. В своем предисловии к первому изданию «Основания политической экономии» Менгер обосновывает свой метод, который он назвал атомистическим и который впоследствии стал известен как методологический индивидуализм.
Между тем как в Австрии экономисты – последователи Менгера образовали школу, в Германии в то время работу Менгера отвергали потому, что она являлась бесполезной с точки зрения исторической школы, которая настаивает на том, что политическая экономия является исторической, а не теоретической наукой. Менгер счел необходимым защитить избранный им метод от критики со стороны исторической школы, вместо того чтобы продолжать теоретическую работу. В 1883 г. он опубликовал ещё одну работу, которая положила начало «спору о методе» со Шмоллером. В этой работе Менгер отстаивал права теоретического анализа, который включает точный, или атомистический подход и эмпирический, или реалистический подход, и попытался убедить представителей исторической школы в том, что некоторые вещи, которыми они уже занимались, представляли собой одну из форм теории, т.е. эмпирические законы.

В настоящее время «Спор о методах» имеет в основном историческое значение, но менгеровский взгляд на органическое понимание социальных феноменов и социальных институтов таких, как институт денег, может до сих пор представить интерес для экономистов, занимающихся институциональной экономической теорией.
После опубликования статей о капитале и деньгах в 1888, 1892 и 1900 гг. Менгер ушел с кафедры в 1903 г., чтобы целиком посвятить себя научному творчеству. Сфера его интересов охватила философию, психологию и этнографию. В 1921 г. он умер, не успев завершить своей системы политической экономии. «Основания» являлась только «первой, общей частью» его системы, где рассматривались общие условия экономической деятельности, обмен ценностями, цена и деньги. Планировалось, что вторая часть будет посвящена проценту, заработной плате, ренте, доходу, кредиту и бумажным деньгам, третья часть должна была излагать прикладную теорию производства и торговли, а четвертая часть должна была содержать критику современной экономической системы и предложения по экономической реформе.
Составленное из рукописей Карла Менгера, второе издание «Основания политической экономии» было отредактировано и опубликовано в 1923 г. сыном Карла Менгера. В оценке этого второго издания мнения ученых разделились. Шумпетер рассматривал его как плод преклонных лет, который не привносит ничего существенного. Переводчики «Основания» на английский язык решили использовать первое издание, «потому что, во-первых, именно первое издание оказало влияние на развитие экономической доктрины, во-вторых, второе издание было посмертным, не просмотренным автором, и, в-третьих, потому что многочисленные различия между двумя изданиями делают перевод, содержащий различные варианты одного и того же текста, неосуществимым». Тем не менее, антрополог Карл Поланьи высоко оценил второе издание на основании того, что оно расширило область исследования, включив антропологию, социологию и экономическую историю, а также дало определение экономики, которое удовлетворяло требованиям общественных наук в целом.
Первое издание «Основания политической экономии» состоит из восьми глав: «Общая теория о благе», «Экономика и экономические блага», «Теория ценности», «Теория обмена», «Теория цены», «Потребители и меновая ценность», «Теория товара» и «Теория денег». Во втором издании девять глав; добавлены две новые главы – «Теория потребностей» и «Человеческие потребности и мера благ» – и изъята одна старая – «Потребители и меновая ценность». Как резюмирует Хайек, основное достижение Менгера в первом издании заключается в том, что он «распространил определение ценности блага полезностью со случая с заданными количествами потребительских товаров на общий случай, т.е. на все товары, включая факторы производства». Между тем, во втором издании подход Менгера к экономике выходит за пределы явлений, связанных с редкостью, максимизацией и рынком, которые он называл «экономной экономикой». Другой аспект экономики называется техническим и связан с потребностями производства.
Эти два аспекта экономики – технический и минимизации издержек, называют базовыми; и хотя они, как правило, почти всегда взаимосвязаны, они вызываются причинами, существенно отличными и не зависящими одна от другой….Технический аспект экономики человеческого общества не обязательно зависит от экономного и не обязательно связан с ним.
Как отмечал Поланьи, Менгер был удовлетворен этим общим определением экономики и в дальнейшем не делал попыток рассмотреть доиндустриальные нерыночные виды хозяйства.
Что касается понятия ценности, лежащего в основании теории рыночной экономики, то Менгер подчеркивает его субъективность.
Таким образом, ценность не есть нечто присущее благам или какое-либо их свойство, аналогично ценность не есть некая, существующая независимо от благ вещь. Это суждение, которое делают индивидуальные участники экономического процесса относительно значения имеющихся у них благ для поддержания их жизни и благосостояния. Следовательно, ценность не существует вне сознания людей.
Здесь важно, что Менгер не только настаивает на принципе, согласно которому ценность определяется предельной полезностью непосредственно потребляемого (блага низшего порядка), но также развивает теорию вмененной ценности для факторов производства (благ высшего порядка).
Следовательно, для этого человека ценность любой доли всего доступного ему количества блага равна для него важности удовлетворения наименее значимых потребностей среди тех, которые обеспечиваются равновеликими долями всего количества в целом…. Ценность благ высшего порядка, уже затраченных при производстве блага более низкого порядка, также не может быть определяющим фактором ценности последнего. Напротив, ценность благ более высокого порядка во всех случаях регулируется ожидаемой ценностью благ более низкого порядка, для производства которых их предназначили или предназначат участники экономического процесса.
В теории производства или отношений затрат-выпуска Менгер признает технологическую заменяемость и взаимодополняемость между факторами производства.

Ссылаясь на принцип предельной производительности, Менгер настаивает на том, что ценность данного количества определенного блага высшего порядка не равна значению потребностей, удовлетворяемых с помощью всего продукта, который это благо помогает производить, она равняется лишь значению потребности, удовлетворяемой той частью продукта, которая останется не произведенной, если мы не будем иметь в распоряжении данного количества блага высшего порядка.

В отличие от теории ценности в классической и марксистской экономических теориях, где утверждается, что стоимость продукта труда (блага низшего порядка) определяется овеществленным количеством труда (блага высшего порядка), Менгер считал, что ценность блага низшего порядка определяется его предельной полезностью, а ценность блага высшего порядка вменяется ему от ценности блага низшего порядка на основе предельной производительности первого блага при производстве последнего. Предпринятая Менгером попытка объяснить ценность всех благ полезностью и предельным принципом в дальнейшем была развита его последователями, в частности Визером.
Однако не все аспекты теории Менгера были до конца развиты его последователями. Например, Менгер утверждает, что: процесс, посредством которого блага более высокого порядка постепенно превращаются в блага более низкого порядка, а последние в конце концов направляются на удовлетворение человеческих потребностей,…подчиняется, как и другие процессы перемен, закону причинности. Понятие причинности, между тем, неотделимо от понятия времени.
Он подчеркивает неопределенность методологии при определении ценности блага более высокого порядка ожидаемой ценностью благ более низкого порядка. Менгеровская теория цены рассматривает большей частью реальные, несовершенные рынки. В результате, у Менгера отсутствует понятие предопределенной рыночной цены.
Таким образом, товаров, которые можно обменивать один на другой в некоторых определенных количествах (к примеру, некая сумма денег и некоторое количество какого-то другого экономического блага), которые по желанию можно менять один на другой посредством продажи или купли, короче, товаров, которые являются эквивалентами в объективном смысле этого слова, не существует – даже на конкретных рынках в данный момент времени.
Нужно отметить прежде всего то, что Менгер различает товар и благо. Товар он определяет следующим образом: продукты, которые производители или посредники держат наготове для продажи называются товарами. В обыденном употреблении этим термином обозначаются материальные блага (за исключением денег).
Но почему же некоторые блага быстро перестают быть товарами, в то время как монеты никогда не перестают быть товарами? Другими словами, почему маленькие металлические диски, явно бесполезные как таковые, могут быть товарами и обмениваться на полезные вещи, которые могут стать потребительскими благами? Это объясняется различной степенью обмениваемости товаров. Наиболее обмениваемым среди всех товаров являются деньги. «Теория денег с необходимостью предполагает теорию обмениваемости благ».

Степень обмениваемости товаров определяется Менгером как «большая или меньшая легкость, с которой их можно реализовать на рынке в любое подходящее время по текущим ценам покупки или немного ниже».
За этим определением стоит замечание Менгера о том, что чем меньше разность между более высокой ценой покупки и более низкой ценой продажи, тем выше обмениваемость товара.
Цены меняются в зависимости от различных мест, разного времени и разных людей. Несмотря на то, что Менгер детально описывает условия, от которых зависит степень обмениваемости товаров, с нашей точки зрения интересен именно тот факт, что она зависит от того, хорошо или плохо организован соответствующий рынок.
Если конкуренция на рынке товара плохо организована и, следовательно, существует опасность того, что владельцы не смогут продать свои права на владение этим товаром по экономическим ценам, в то время как для владельцев других товаров эта опасность совсем отсутствует или присутствует не в такой сильной степени, ясно, что этим обстоятельством будет объясняться значительное различие между обмениваемостью этого товара и всех прочих….Товары, рынок которых хорошо организован, могут быть без труда проданы их владельцами по ценам, соответствующим общей экономической ситуации. А товары, рынки которых плохо организованы, переходят из рук в руки по неадекватным ценам, а порой и вовсе не могут быть реализованы.
С точки зрения менгеровской обмениваемости товар обладает высокой обмениваемостью, когда его продавцы находятся в сильной рыночной позиции соответствующего рынка, и более низкой обмениваемостью, когда они находятся в слабой позиции.
Существует два вида спроса и предложения: регулярные, устойчивые спрос и предложение и нерегулярные, случайные спрос и предложение. Если существует избыточное предложение со стороны регулярного поставщика, случайный спрос будет легко удовлетворяться регулярными поставщиками по текущей цене. Случайное предложение должно вступить в конкуренцию с регулярным избыточным предложением, чтобы удовлетворить случайный спрос, и его будет нелегко реализовать до тех пор, пока не будет снижена цена. Обмениваемость соответствующего товарного продукта является низкой, и цена перепродажи, назначаемая случайными поставщиками, которые хотят избавиться от этого только что купленного ими товара, будет значительно ниже, чем цена, по которой они покупали его в качестве регулярных покупателей. Когда же предложение регулярных поставщиков неэластично, случайным поставщикам не надо конкурировать с регулярными поставщиками, чтобы удовлетворить спрос, их поставки будут легко реализованы. Обмениваемость товара является высокой, и нет разрыва между ценой перепродажи поставщиков, желающих сбыть только что купленный ими товар, и ценой, по которой они его купили.
Менгер объясняет происхождение денег на основе своей теории обмениваемости товаров.
Так как каждый участник экономического процесса все больше и больше осознает свой экономический интерес, он руководствуется этим интересом без какого-либо договора, без законодательного принуждения и даже без оглядки на общест-венный интерес и отдает свои товары в обмен на другие, обладающие большей обмениваемостью товары, даже если он не нуждается в них для непосредственного потребления.
Это непреднамеренно увеличивает обмениваемость товаров, упомянутых последними, так что они становятся приемлемыми для каждого участника торговли и превращаются в средства платежа. Деньги как средство обмена предполагают низкую обмениваемость других товаров.
По Менгеру, ценность обусловлена способностью блага в будущем утолить потребность. Любые блага без оценивающего их субъекта не имеют ценности.
Различные виды благ ранжируются в зависимости от важности удовлетворяемых ими потребностей. В свою очередь, ранжируются значения последовательных актов удовлетворения каждой потребности, т.к. первая единица потребляемого блага для индивидуума более ценна, чем вторая, вторая более ценна, чем третья, и так вплоть до полного насыщения, когда степень удовлетворения очередной единицей нулевая.
Удовлетворение потребности в пище (1-е благо) до определенного предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (5-е благо). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетворение, что и первая единица потребления табака. С данного момента индивид старается привести в равновесие удовлетворение своей потребности в пище и в табаке. Для него равнозначны шестая единица пищи и вторая единица табака, девятая единица пищи и пятая единица табака…
Функция полезности, по Менгеру, не непрерывна, а дискретна. Он отрицает бесконечную делимость благ. Поэтому отвергается использование для экономического анализа дифференциального исчисления. Вообще у Менгера нет и следа математических формул и выводов, нет даже простейших графиков, отражающих зависимость между экономическими явлениями, например, между, ценой и спросом. Это – его принципиальная позиция: объект науки, по Менгеру, не функциональные, а причинно-следственные связи и зависимости. Негативное отношение к математическому аппарату, точнее, его игнорирование, свойственно и другим представителям австрийской школы.
Менгер вводит деление благ, на блага низшего порядка (предметы потребления) и блага высших порядков (используемые для создания предметов потребления). Само по себе такое деление не содержало ничего нового, кроме терминологии. Новшество заключалось в толковании ценности этих групп благ.

Традиционно считалось, что ценность (стоимость) предметов потребления определяется ценностью используемых при их создании факторов производства сырья, орудий труда и т.д. По Менгеру, все обстоит как раз наоборот: ценность благ низшего порядка определяет ценность благ высших порядков. Степень удовлетворения нужд потребителя обусловливает ценность потребительских продуктов, а от того, насколько они ценны, зависит ценность непосредственно задействованных при их изготовлении средств производства, чем, в свою очередь, определяется ценность сырья и машин, пошедших на выпуск вышеназванных средств производства, и т.д. Менгер уточняет, что ценность благ высших порядков отражает не сегодняшнюю ценность благ первого порядка, а ожидаемую на тот момент, когда завершится их создание благами высших порядков. Например, ценность сельскохозяйственных орудий, применяемых при посеве озимых культур, определяется ожидаемой ценностью зерна будущего урожая.
Менгер ввел в анализ понятие ликвидности (он называет эту категорию «способность к сбыту»). Различные товары обладают разной способностью к сбыту. Наиболее ликвидны деньги. Фактор ликвидности Менгер считает очень важным: он, наряду со стремлением к непосредственном) потреблению, может служить побудительным мотивом к обмену,
Им введены в экономическую науку понятия «цена,спроса» и «цена предложения».

Наши рекомендации