Модуль i. современная экономика как рыночная система
Типовое задание №1: «Утверждение или отрицание высказывания».
Цель: проверить знание основных понятий и положений модуля 1.
1. Экономическая теория представляет собой совокупность знаний об общественном производстве и использует инструментарий всех областей научного познания. ( Да / Нет)
2. Экономическая теория – наука об экономических формах, обеспечивающих максимально эффективное производство материальных и духовных благ. ( Да / Нет)
3. Производство в традиционной экономике основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении им рабочей силы. ( Да / Нет)
4. Разделение труда имеет двойственное содержание: кооперация и специализация труда. ( Да / Нет)
5. Ресурсы производства реально вовлечены в процесс создания товаров и услуг. ( Да / Нет)
6. Спросом является всякая потребность в данном товаре.( Да / Нет)
7. Цена ограничивает количество потребителей числом покупателей. ( Да / Нет)
8. Цена является единственным фактором, влияющим на изменение величины спроса. (Да/ Нет)
9. Изменение неценовых факторов спроса ведет к изменению положения кривой спроса на графике. (Да/ Нет)
10. Дотации, выделяемые государством производителям, способствуют росту объемов предложения. ( Да/ Нет)
Требования к выполнению: Студентом подчеркивается одно из утверждений.
Типовое задание № 2: Выбрать правильный вариант ответа.
Цель: проверить знание студентом содержания программного материала по данному модулю, основные принципы, теории, категории, законы.
1. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:
а) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование;
б) только к рыночной экономике;
в) только к традиционным экономическим системам;
г) к любому обществу безотносительно его социально – экономической и политической организации.
2. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает:
а) проблемы ускорения экономического роста;
б) организацию деятельности отдельных фирм;
в) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов;
г) как обществу достигнуть полной занятости.
3. В чем отличие натурального хозяйства от товарного?
а) в натуральном хозяйстве в отличие от товарного производятся только чистые
продукты, получаемые в природе;
б) продукты, произведенные в товарном хозяйстве, в отличие от натурального
предназначены для обмена на рынке;
в) продукты, произведенные в товарном хозяйстве, имеют более высокое качество;
г) в натуральном хозяйстве в единицу времени изготавливается меньше продуктов,
чем в товарном.
4. К производным ресурсам относятся:
а) природные;
б) материальные;
в) информационные;
г) трудовые.
5. Факторным доходом является:
а) пенсия;
б) стипендия;
в) заработная плата;
г) выигрыш в лотерею.
6. Фактором эластичности спроса является:
а) число конкурирующих продавцов данного товара;
б) цены на комплементарные товары;
в) доходы потребителя;
г) число потребителей.
7. Фактором изменения «самого» спроса является:
а) изменение числа конкурирующих продавцов;
б) изменение цен на товары-субституты;
в) величина предельно возможных затрат потребителя;
г) верно все вышеперечисленное.
8. Владелец закусочной опасается повысить цены на 10%, полагая, что при этом он потеряет половину своих клиентов. Можно утверждать, что спрос:
а) эластичен;
б) неэластичен;
в) абсолютно эластичен;
г) абсолютно неэластичен.
9. При росте государственных дотаций:
а) величина предложения растет;
б) величина предложения падает;
в) «само» предложение растет;
г) «само» предложение падает.
10. Равновесная цена устанавливается:
а) в результате государственного вмешательства в процессы ценообразования;
б) в результате взаимодействия спроса и предложения;
в) производителем, в зависимости от издержек производства;
г) потребителем, в зависимости от степени полезности того, иного товара.
Требование к выполнению: Студентом отмечается верный вариант ответа.
Типовое задание № 3: «Построение графической модели Кривой производственных возможностей.»
Цель: проверить насколько понята студентами сущность проблемы рационального использования ресурсов, навыки графического построения кривой производственных возможностей.
1. Постройте КПВ по данным, представленным в таблице:
Цветы | Сувениры | |
А | ||
В | ||
С | ||
D |
в) Как изменится положение КПВ, если издержки производства цветов уменьшатся вдвое?
г) Как изменится положение КПВ, если издержки производства сувениров вдвое возрастут?
2. Пусть Иванов затрачивает 1 ч. на производство табуретки и 2 ч. на производство стола, а Петров – 2 ч. на производство табуретки и 1 ч. на производство стола. А. Определите как выглядит кривая производственных возможностей их совместного труда в течение одного рабочего дня? В. Как изменится кривая производственных возможностей, если Иванов освоит технологию Петрова в производстве столов? С. Каковы альтернативные издержки производства первого стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Петрова?
3. Две гипотетические страны «Альфа» и «Бета» с равными прозводственными возможностями по разному реализуют свой производственный потенциал. Страна «Альфа» направляет большую часть ресурсов в отрасль производства средств производства, страна «Вета» - в отрасль производства средств потребления. Как изменятся производственные возможности двух стран через 10 лет?
Требования к выполнению: Модель кривой производственных возможностей строится в координатной плоскости (методические указания по построению графиков прилагаются отдельно в дополнительных материалах) по данным, указанным в задании. Долее следует пунктиром показать состояние кривой производственных возможностей после изменения отмеченных в задании параметров. В задании 2. Следует также рассчитать альтернативные издержки, которые рассчитываются на единицу товара.
Типовое задание № 4: «Построение кривых спроса и предложения. Графической модели рынка».