Международное сотрудничество
Важное место в международном сотрудничестве России по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимают отношения:
- с Департаментом ООН по гуманитарным вопросам, на базе которого в 1998 году создано Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ);
- с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;
- с Организацией ООН по образованию, науке и культуре;
- с Международной организацией гражданской обороны, с Советом Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф;
- с Международным агентством по атомной энергии, с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
- с Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, с Всемирной продовольственной программой, с Программой ООН по развитию (ПРООН), с Детским фондом ООН;
- с Всемирной организацией здравоохранения, с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, с Департаментом чрезвычайного гражданского планирования НАТО и др.
Наиболее важное место в международном сотрудничестве России по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций занимают отношения с ООН — организацией, обладающей уникальными возможностями по объединению усилий стран в борьбе с катастрофами и кризисами. В настоящее время существенную роль в координации международных усилий по вопросам оказания помощи при бедствиях играет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. Оно подчиняется одному из заместителей Генерального секретаря ООН, отвечающего за гуманитарные вопросы, который одновременно является председателем Межведомственного постоянного комитета, рассматривающего вопросы политики и сотрудничества между гуманитарными организациями системы ООН — ФАО, УВКБ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ВПП, ПРООН.
Для решения практических вопросов повышения готовности, чрезвычайного реагирования, координации в ходе предупреждения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций при УКГВ ООН созданы Экспертная группа ООН по оценке чрезвычайной ситуации и координации деятельности, а также Международная консультативная поисково-спасательная группа (ИНСАРАГ). В сферу деятельности этого управления попадают вопросы секретариата Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий и действующей консультационной группы по теоретическим вопросам совершенствования структуры чрезвычайного гуманитарного реагирования — так называемый «Интерлакский процесс».
Россия в лице МЧС России тесно сотрудничает с этим специализированным органом ООН, участвуя в гуманитарных операциях ООН. Нашей стране благодаря этому сотрудничеству удается в своих интересах использовать возможности международного сообщества, получать целевую международную помощь. Перспективным является сотрудничество с УКГВ ООН в рамках проекта 213/3 «Об использовании военных ресурсов и средств гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и в международных гуманитарных операциях». В настоящее время работа в рамках проекта ВРСГО идет достаточно активно. К участию в нем привлечены УВКБ ООН, МКККП, Бюро Евросоюза по гуманитарным вопросам структуры гражданского планирования НАТО, а также национальные службы 40 стран мира.
Другим специализированным органом ООН, с которым Россия в лице МЧС России осуществляет тесное сотрудничество, является Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Деятельность Управления направлена на международную защиту беженцев под покровительством ООН, поиск решения проблемы беженцев посредством оказания помощи государствам, международным и частным организациям в деле добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых национальных общинах.
УВКБ ООН принимает также меры и оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях, участвует в гуманитарных операциях, зачастую возглавляя такие акции. Последнее объясняется тем, что это управление в отличие от других структур ООН может быстро создавать в районах бедствий и кризисов действующую полевую сеть управления. Это позволяет эффективно проводить крупномасштабные операции по оказанию помощи.
В рамках системы МЧС России были сформированы экспедиционные силы (автотранспортные отряды) для участия на условиях контрактов в международных гуманитарных операциях. Под эгидой УВКБ ООН они успешно работали в бывшей Югославии, доставляя грузы гуманитарной помощи в осажденные города Боснии и Герцеговины. Была оказана гуманитарная помощь Афганистану, Китаю, Колумбии, Кубе, ряду стран СНГ (всего 12 государств).
На основе опыта этой работы в системе МЧС России был создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования России, а позже в его составе было учреждено Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (Агентство «ЭМЕРКОМ»), работающие при МЧС России. Корпус имеет в своем распоряжении авиацию, автотранспортные отряды, медицинские, инженерные подразделения и другие силы, позволяющие МЧС России при координации со стороны МИД России оперативно и квалифицированно реагировать на запросы ООН и ее спецучреждений, а также осуществлять собственные гуманитарные инициативы. Эти силы уже в 1995 — 1996 годах приняли участие в чрезвычайной операции ООН по обеспечению выживания беженцев в Руанде и Заире.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений международной деятельности под эгидой ООН является гуманитарное разминирование. Мины - наследие многочисленных военных конфликтов XX века - серьезная угроза гражданскому населению. В связи с этим предпринимаются определенные меры по выходу России на рынок гуманитарного разминирования — важный сектор гуманитарных услуг.
Сотрудничество с ООН, ее органами и организациями содействует достижению интересов России, создает возможность для получения страной международной помощи.
Так, важной сферой сотрудничества является мобилизация международного содействия в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории России. В результате целенаправленной работы с ООН удалось привлечь около 5 млн. долларов для ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения. В 1997 году для населения Якутии, Сахалина и Хабаровского края, пострадавшего от наводнений и лесных пожаров, начата реализация проектов помощи Программы развития ООН стоимостью более 1,5 млн. долларов. Расширяя рамки международного сотрудничества в деле борьбы с различными катастрофами, Россия в 1991 — 1992 годах активно участвовала в разработке конвенции «О трансграничном воздействии промышленных аварий», а в 1993 года подписала ее (постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 118).
Организация "Частичное открытое соглашение Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф" была создана в 1987 году с целью развития международного сотрудничества стран Западной и Восточной Европы и Южного Средиземноморья в области борьбы с катастрофами. В настоящее время в состав ЧОС входят 23 государства, как являющиеся членами Совета Европы, так и не являющиеся его членами, а также ряд организаций и наблюдателей. В 1991 году Россия подтвердила свое участие в ЧОС.
Практическая работа с этой организацией началась в 1992 году, когда Россия как полноправный член ЧОС не только стала активно участвовать в его заседаниях, но и оказала помощь Турции при землетрясении. Существенным вкладом России в деятельность организации стало создание в Москве нового центра — Европейского центра новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф. Как вклад МЧС России в международное гуманитарное право можно оценивать инициативу в подготовке проекта Этической хартии по защите прав человека в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая востребована процессом развития Совета Европы.
Определенное место в системе международных отношений занимает сотрудничество России с Международной организацией гражданской обороны. Задачами МОГО являются сбор и распространение информации по вопросам гражданской обороны (гражданской защиты), подготовка кадров по гражданской обороне, оказание помощи государствам в создании и развитии национальных структур гражданской обороны. Большинство государств - членов организации являются развивающимися странами, которые из-за ограниченных экономических возможностей наиболее уязвимы при бедствиях, военных и других конфликтах. Вместе с тем в нее постепенно вступают и европейские страны. В настоящее время в МОГО входит более 50 государств.
Одним из перспективных направлений сотрудничества с МОГО стала подготовка сотрудников МЧС России, подведомственных ему организаций, офицеров войск гражданской обороны на курсах повышения квалификации, организуемых этой организацией. За 1994 — 1999 годы прошли стажировку на таких курсах в Швейцарии и других странах более 70 специалистов МЧС России. В 1995 году МЧС России было подписано соглашение с МОГО о создании и деятельности Регионального центра МОГО на базе Академии гражданской защиты МЧС России. С этого момента зарубежные специалисты регулярно проходили стажировку на базе этого центра. Благодаря сотрудничеству с МОГО Россия получила прямой доступ к сотрудничеству с национальными структурами гражданской защиты (обороны) большого числа стран мира.
Авторитет МЧС России способствовал принятию в МОГО ряда государств — участников СНГ, поддержке наших инициатив в государствах Ближнего Востока. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был избран президентом Генассамблеи МОГО на двухгодичный срок. В руководящем органе МОГО - Постоянном секретариате МЧС России имеет своего представителя, что позволяет активно влиять на деятельность этой организации.
Определенное место в международном сотрудничестве России по вопросам чрезвычайных ситуаций занимает взаимодействие с НАТО.
Начиная с 1993 года, МЧС России активно сотрудничает с Департаментом чрезвычайного гражданского планирования НАТО. Это сотрудничество касается развития прямых двусторонних контактов на уровне
Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.