Тема 9. Финансовая база региона
1.Состояние и развитие банковской и кредитной системы в регионе.
2.Реформа местного самоуправления.
3.Бюджетная и налоговая политика в регионе.
Вопрос1. Состояние и развитие банковской и кредитной системы в регионе.
Кредитно-банковская система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Начиная с 1990г. банковская система Рязанской области, как и всей страны в целом, начинает носить двухуровневый характер:
1. ЦБ (в Рязанской области «Главное управление ЦБ РФ по Рязанской области);
2. Коммерческие банки
Сегодня в нашей области функционирует 208пунктов банковского обслуживания, которые включают в себя 4 кредитные организации, действуют 4 самостоятельных коммерческих банка, 24 филиала банков Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Томска (в том числе 10 филиалов Сбербанка России). Работают более 180 дополнительных офисов, операционных касс и 3 представительства кредитных организаций. На 1 млн. жителей области приходится 85 банковских учреждений. По данному показателю среди 16 регионов ЦФО Рязань находится на 10 месте (не считая Москвы и Московской области). Возможности для открытия новых филиалов в регионе существуют.
С 1991 года происходит развитие системы коммерческих банков.
Банковская система нашего региона в период финансового кризиса 1998 года выстояла, но структура самого банковского сектора области в этот период была несовершенна: банки и их филиалы располагались в основном в областном центре и промышленно развитых районах области, а в отдаленных населенных пунктах население подчас было лишено банковских услуг.
Расширить сферу финансово-банковских услуг в регионе за счет ипотечного кредитования и лизинга, привлечь в регион кредитно-инвестиционные ресурсы, повысить надежность региональных банков, упрочить их самостоятельные позиции была призвана «Концепция развития банковской системы Рязанской области до 2010 года».
В 2001 году банковский сектор региона уже относится к числу достаточно устойчивых и стабильно развивающихся систем в РФ.
Кредитный рынок в регионе в этот период развивается, но ряд причин препятствует его развитию:
· финансовая непрозрачность заемщика;
· недостаточный объем долгосрочных ресурсов банка;
· недостаточный спрос на кредит со стороны платежеспособных заемщиков;
· отсутствие быстрой окупаемости проектов.
Сегодня региональные банки заняли прочное место в экономике региона, они продолжают работать прибыльно, наращивая масштабы своей деятельности.
Из года в год наблюдается рост ресурсной базы банковского сектора нашего региона, что позволяет банкам увеличивать кредитные вложения в экономику региона: в 2005 году – 25 млрд. рублей, на 1.04.2008г – 60,3 млрд. рублей, на 1 сентября 2010 года – 78,6 млрд. рублей.
Банковская система нашего региона ныне соответствует среднему уровню, а по ряду показателей даже превышает его.
Центральное место в банковском секторе региона занимает Рязанское отделение Сбербанка России, которое в течение 15-20 последних лет работает с прибылью. Сбербанк активно сотрудничает с предприятиями оборонного комплекса, активно кредитует население по 20 видам кредитов («молодая семья», «доверительный кредит – без залога и поручительства», «товарный кредит», целевой «автокредит» и пр., долгосрочный – «образовательный кредит» и т.п.).
К середине 2006 года был повышен порог госгарантий по застрахованным вкладам до 200 тысяч рублей, а с 2008 года – до 700 тысяч рублей. Конкуренция между банками реально растет. На сегодня практически все рязанские коммерческие банки («Приовнешторгбанк», «Живаго», «Вятич», «Ринвестбанк») вошли в систему страхования вкладов населения.
Финансово-экономический кризис в меньшей мере коснулся банковского сектора. Кредитная деятельность банков активизировалась, растет спрос на долгосрочные кредиты со стороны предприятий, но банки ограничены в своих возможностях.
Для достижения оптимальной структуры, количественных и качественных характеристик банковской системы региона необходимы:
-поддержка стабильно работающих региональных банков;
- дальнейшее наращивание ресурсной базы;
- открытие филиалов региональных банков в промышленно развитых муниципальных районах и пр.
Вопрос 2.Реформа местного самоуправления.
6 октября 2003 года был принят Федеральный закона № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», цель которого приблизить власть к народу, вовлечь население в процесс управления территориями, создав в пределах нынешних муниципальных образований более мелкие.
Реформа федеративных отношений и местного самоуправления сегодня является одной из самых кардинальных. Она означает коренную ломку всей системы управления и хозяйствования. Ее основными задачами являются:
- четкое разграничение полномочий и ответственности всех уровней власти, в том числе бюджетных и налоговых полномочий;
- разграничение расходных обязательств и доходных источников, обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней;
- введение новой системы межбюджетных отношений.
В 2004-2005 годах в Рязанской области были определены границы территорий муниципальных образований, в 2008 году их количество составляет 315, в том числе 4 городских округа, 25 муниципальных образований, 30 городских поселений, 256 сельских поселений. Состоялись выборы в органы местного самоуправления. Проведен экономический анализ доходной базы каждого городского округа и поселения.
В октябре 2005 года была принята Концепция поэтапной реализации 131 Федерального закона на территории Рязанской области
С 2006 года в стране введен четвертый уровень бюджетной системы РФ – бюджеты поселений. Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены доходные источники бюджета каждого уровня.
Развитие местного самоуправления стало составной частью региональной политики. Реализация 131 Федерального закона потребовала принятия целого ряда законов, нормативных правовых актов на уровне области, муниципальных образований и поселений. Были приняты областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения, образования, труда и социальной защиты, молодежной политики, сельского хозяйства, административных отношений и пр. (около 100).
Проведенная работа позволила с 2006 года приступить к реализации реформы местного самоуправления на территории нашего региона, с соблюдением всех норм действующего законодательства.
В конце июня 2008 года в регионе прошел Ш Съезд муниципальных образований Рязанской области, на котором был проанализирован ход реализации реформы местного самоуправления в Рязанской области, выделен ряд проблем, которые необходимо решать в срочном порядке.
К самостоятельному исполнению бюджетов в 2009 году перешли 13 поселений в восьми районах области.
Государство ставит своей целью создать экономическую основу местного самоуправления. Но и сами муниципальные власти должны искать пути к увеличению доходов местных бюджетов. Надо активнее привлекать в районы инвестиции, рационально использовать собственную землю и имущество, развивать малый и средний бизнес на своих территориях, что позволит создать новые рабочие места, будет способствовать развитию бытовой и промышленной инфраструктуры, укреплению социальной сферы, а значит повышению качества жизни населения нашего региона.
Субсидия это единоразовое и срочное пособие из Федерального бюджета..
Субвенция – имеет целевой характер, это основная финансовой помощи региону для выравнивания его социально-экономического развития.
Дотация – это средства, выделяемые на покрытие дефицита нижестоящих бюджетов
Вопрос 3. Бюджетная и налоговая политика в регионе.
Бюджет представляет собой смету денежных доходов и расходов государства, местных органов власти, предприятий на определенный период времени. Совокупность бюджетных отношений образуют бюджетную систему страны. Она включает бюджеты 3-х уровней: государственный (федеральный), республиканский (в т.ч. области), местный (городской, районный).
Статья 15 БК РФ определяет бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения обязательств соответствующего субъекта РФ.
Бюджет области выражает специфические социальные и производственные интересы региона, направлен на улучшение качества жизни населения и на создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере региона.
Бюджет выполняет 3 функции: распределительную, стимулирующую, контрольную.
В условиях рыночной экономики усилилась экономическая самостоятельность бюджетов всех уровней. Важной проблемой бюджетной системы остается проблема бюджетного дефицита.
Бюджет Рязанской области является консолидированным и состоит из областного бюджета и местных бюджетов Рязанской области.
Консолидированный Бюджет Местные бюджеты
Бюджет субъекта РФ = субъекта РФ + МО:
Местные бюджеты муниципальных образований включают в себя:
бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов,
бюджеты городских поселений,
Бюджеты сельских поселений (или сметы доходов – расходов).
Основой формирования любого бюджета является определение сценарных условий развития экономики в региональном и общенациональном аспекте.
Основные документы, используемые при формировании бюджета:
- ежегодное Бюджетное послание Президента РФ,
- прогноз социально-экономического развития Рязанской области на очередной финансовый год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики Рязанской области на очередной финансовый год;
- перспективный финансовый план;
- прогноз сводного финансового баланса Рязанской области на очередной финансовый год и др.
Бюджетная и налоговая политика Рязанской области на 2009 год и среднесрочную перспективу направлена на достижение долгосрочный целей социально-экономического развития Рязанской области: решение комплекса задач по повышению уровня и качества жизни населения Рязанской области, обеспечение социальной стабильности, создание потенциала для перспективного развития экономики региона и повышения его инвестиционной привлекательности.
Характерной особенностью бюджетов Рязанской области (консолидированного, областного и городского) последних 5-6 лет является их социальная направленность – доля расходов на социальные нужды достигает 78-85%.
Основные цели бюджетной политики на 2009-2011 годы:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Рязанской области;
- проведение взвешенной бюджетной политики;
- обеспечение надежности, реалистичности экономических прогнозов;
- совершенствование межбюджетных отношений как стимула для развития доходной базы бюджетов;
- реализация на территории Рязанской области национальных проектов;
- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
- развитие экономики села на основе эффективного использования государственных субсидий, развития инфраструктуры села, землеустроительных работ и пр.
Областной бюджет 2011 года спланирован:
- по доходам в объеме 26,7 млрд. рублей,
- по расходам – 30,2 млрд. рублей,
- дефицит равен 3,5 млрд. рублей (т.е. предельно допустимые 15%).
Доходную часть бюджета планируется повысить на 20% за счет роста собственных налоговых доходов. На одну треть предполагается увеличить поступления налога на прибыль.
Расходная часть бюджета увеличена на 510 млн. рублей (на ремонт автодорог, на модернизацию здравоохранения, на развитие АПК и пр.).
На образование выделяется 5,8 млрд. рублей, что в 3,2 раза превышает бюджетные назначения.
На здравоохранение, развитие физкультуры и спорта выделяется 5,1 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2010 году.
На реализацию 51 областной целевой программы выделяется более 6 млрд. рублей.
В новом бюджете найден оптимальный баланс между потребностями и возможностями региона, что должно обеспечить нормальное развитие Рязанской области в 2011 году.
Отличительные черты бюджета 2011 года:
- социальная направленность (78% всех расходов);
- повышение эффективности расходования бюджетных средств путем внедрения программно-целевого метода;
- на 18% увеличиваются объеме межбюджетных трансфертов;
- на 27% увеличивается господдержка АПК;
- в 2 раза увеличивается финансирование развития системы водоснабжения и водоотведения.
За 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета Рязанской области возросли почти на 12% и составили 28 млрд. рублей.Большинство налоговых поступлений в бюджет приходится на акцизы. Доходы местных бюджетов формируются в основном за счет налога на доходы физических лиц и земельного налога. В федеральный бюджет было перечислено за этот же период 41,3 млрд. рублей.
Областной бюджет на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.
Особенностью будущего бюджета является то, что он впервые принимается на три года, как и федеральный бюджет. Долгосрочное планирование обеспечивает преемственность бюджетной политики, делает ее более прозрачной и эффективной.
Объем доходов областного бюджета 2012года определен в размере 30,86 млрд. рублей, или 94% к бюджету 2011 года. На 2013 год этот показатель запланирован в сумме 32,23 млрд. рублей, на 2014 год – 36,29 млрд. рублей.
Основными доходными источниками по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В 2012 году объем поступлений от налога на прибыль ожидается в размере 8,75 млрд. рублей, что на 28,5% больше предварительных итогов 2011 года.
Доходы от НДФЛ составят 7,05 млрд. рублей с ростом 15,6% к уровню 2011 года.
Столь оптимистические прогнозы основываются на предстоящем росте промышленного производства и оплаты труда (расчеты министерства экономического развития и торговли области). Ожидаемая динамика выше, чем в среднем по России.
Расходы на 2012 год запланированы в размере:
- на 2012 год 34,63 млрд. рублей,
- на 2013 год 35,65 млрд. рублей,