Кейнсианская модель макроэкономического
Равновесия
В конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия. Великая депрессия (1929-1933 гг.) опровергла представления классиков о саморегулировании рыночной экономики. Возникло убеждение о необходимости государственного регулирования экономики путем проведения финансовой, кредитно-денежной, бюджетной политики, особенно в период спада.
Первым отказался от господствующих классических взглядов саморегулирования рыночной экономики английский экономист Дж. М. Кейнс, отрицавший эластичность, гибкость цен, зарплаты и процентной ставки.
В период спада цены могут и не упасть, хотя спрос сокращается. Этому способствует власть над рынком крупных продавцов-монополистов, стремление профсоюзов закрепить ставки заработной платы и существование долгосрочных контрактов.
Выводы Дж. М. Кейнса: если начинается спад экономики, то реакция на изменившиеся обстоятельства потребителей, инвесторов и производителей вовсе не обязательно вернет ее в состояние полной занятости. Напротив, экономика может долго пребывать в таком положении, когда объем производства намного ниже производственных мощностей, а уровень безработицы высок. Графическое изображение кейнсианской теории равновесия представлено на рис. 9.
Рис. 9. Графическое изображение кейнсианской теории макроэкономического равновесия
Как видно из графика, линия совокупного предложения горизонтальна, т.к. цены негибкие, неэластичные в сторону снижения. Совокупный спрос изменчив, реальный объем производства снижается.
По мнению Дж.М.Кейнса, количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости зависят от уровня совокупных расходов (совокупного спроса). Главный компонент совокупных расходов - потребление. Доход после уплаты налогов (располагаемый доход), как мы знаем, равен потреблению плюс сбережения. Поэтому факторы, определяющие потребление, определяют и сбережения. К ним кроме величины располагаемого дохода относят размер богатства домохозяйств, размер потребительской задолженности и др.
Второй компонент совокупных расходов - инвестиции. Их величина зависит главным образом от двух факторов: ожидаемой нормы чистой прибыли, которую могут обеспечить инвестиции в будущем, и реальной ставки процента, под которую можно получить кредиты в банках.
Следовательно, расходы на потребление и инвестиции, которые определяют величину совокупного спроса, нестабильны. А неустойчивость совокупного спроса вызывает дисбаланс в рыночной экономике, Для сбалансированности экономики, достижения равновесия спрос должен быть "эффективным". Этот спрос состоит из потребительских расходов населения и инвестиций. Люди обычно поддерживают потребительские расходы на сравнительно устойчивом уровне. Кроме того, поскольку снижение доли потребления в совокупном расходе естественно и вечно (чем богаче люди, тем меньшую долю своего дохода они тратят на потребление, а большую долю сберегают), надо поддерживать другой компонент совокупных расходов - инвестиции. Дж. М. Кейнс считал, что в богатых странах люди склонны большую часть своего дохода (прироста дохода) сберегать, но не все сбережения превращаются в инвестиции. Дело в том, что все наиболее выгодные возможности оказываются использованными и дальнейший рост
капитала должен направляться на осуществление проектов с более низкой нормой чистой прибыли, т.е. по мере экономического роста ослабляются побудительные мотивы к инвестированию. Таким образом, в богатых, промышлённо развитых странах стремление людей сберегать всегда будет обгонять стремление к инвестированию и государство должно стимулировать инвестиции.
Государство, проводя политику, направленную на поддержание частных инвестиций, например, внося соответствующие изменения в налоговую и денежно-кредитную политику, а также осуществляя государственные расходы, может компенсировать недостаток "эффективного" спроса и дополнительным государственным спросом. Таким образом, государство, по мнению Дж.М.Кейнса, помогает экономике приблизиться к уровню равновесия.