Необходимые меры государственной поддержки и защиты национальных отраслей в рамках интеграции в ВТО
Относительно мер государственной поддержки и защитыотечественных отраслей и мероприятий по подготовке предприятий к работе в условиях открытого рынка предложения заключаются в следующем21:
-срочная разработка и принятие научно обоснованной промышленной политики России, которая стала бы базой для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке;
-создание государственной системы поощрения промышленного экспорта;
-создание механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо страдающих от резко возросшего импорта;
-разработка государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и тому подобное);
-активизация подготовки в стране специализированных кадров, в том числе для бизнес-структур, владеющих тематикой ВТО;
-налаживание систематизированного диалога между правительственными структурами и консультативными механизмами бизнеса по ВТО;
-расширение круга полномочий отраслевых и деловых союзов, способных авторитетно представлять интересы бизнеса перед российской властью;
- подключение к отстаиванию российской позиции в переговорном процессе союзов российских деловых кругов в контактах с их партнерами за рубежом при эффективной координации всей этой деятельности.
Необходимо интенсифицировать подготовку российской экономической системы к нормативам ВТО, прежде всего, по двум направлениям. Во-первых, это принятие адекватного нормативам ВТО законодательства, позволяющего использовать новый арсенал торгово-экономических инструментов для защиты отечественного рынка, разработка эффективных механизмов его защиты в соответствии с требованиями нормативов ВТО. Эти нормативы хотя и ограничивают, но в принципе допускают использование мер нетарифного регулирования: антидемпинговые процедуры, экологические и санитарные нормы, технические стандарты и так далее. Во-вторых, следует обеспечить организацию сбора и анализ статистической и иной информации о состоянии российских рынков по отдельным товарам и услугам, а также ситуации на мировых товарных рынках, соблюдении нормативов ВТО в других странах-членах. Такая информация в полном объеме должна быть доступна не только правительству, но и предприятиям и общественности на максимально льготных условиях. Только на основе такой информации возможно использование преимущества участия в ВТО: правительству - заранее готовиться к потенциальным угрозам и вовремя принимать адекватные решения, а отдельным предприятиям - лучше понимать возможности отстаивания своих интересов через правила ВТО. Финансирование этой работы, а также подготовку и переподготовку кадров адекватной квалификации для работы в новых условиях могли бы взять на себя, помимо государства, Торгово-промышленная палата России, Российский союз промышленников и предпринимателей, отраслевые союзы экспортеров, ассоциации производителей и потребителей, Межбанковская валютная биржа и другие организации.
Таким образом, в краткосрочной перспективе после присоединения России к ВТО среди значимых факторов в макроэкономической сфере следует выделить прежде всего приток иностранных инвестиций, в то время как менее значимыми (хотя потенциально немаловажными) факторами могут стать рост безработицы и ухудшение торгового баланса. Насколько серьезными факторами станут негативные последствия
внешнеэкономической либерализации, зависит как от условий присоединения России к ВТО, так и от стартовой позиции российской экономики перед вступлением в ВТО.
Одним из важных аспектов анализа макроэкономических факторов внешнеторговой либерализации является взаимосвязь между различными макроэкономическими параметрами. В частности, чем выше будет экономический рост в результате присоединения России к ВТО, тем больше будет налогооблагаемая база, (а следовательно, и государственные доходы бюджета), тем меньше безработица (а вместе с ней и расходы по выплате пособий по безработице и т.д.), тем выше будет уровень общественного благосостояния. В то же время экономический рост и приток иностранных инвестиций (особенно в тех случаях, когда инвестиции направлены преимущественно на финансирование текущего потребления в стране) могут привести к ухудшению торгового баланса, как за счет реального укрепления национальной валюты, так и в связи с ростом располагаемого дохода населения. Это в свою очередь может способствовать росту напряженности в денежно-кредитной сфере и давлению на курс национальной валюты.
С точки зрения взаимодействия вышеуказанных факторов, после присоединения России к ВТО необходимо будет придерживаться определенной стратегии в макроэкономической сфере. Наряду с достаточно жесткой бюджетной политикой, которая необходима для нейтрализации возможного инфляционного всплеска в экономике, нужно также проводить взвешенную кредитно-денежную политику. В области регулирования обменного курса наиболее оптимальным следует признать движение в сторону плавающего режима валютного курса, что позволило бы должным образом реагировать на изменения внешнеторговой конъюнктуры. Такого рода стратегия должна предусматривать умеренную девальвацию рубля для создания благоприятных условий проведения внешнеторговой реформы в контексте вступления России в ВТО.