Косвенные (экономические) направления

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных направлений. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические направления, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при "перегреве" экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим направлениям, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

11. Чем отличаются задачи краткосрочной и долгосрочной экономической политики?

12. В чем заключается конфликт целей экономической политики и каковы методы их решения?

13. Социальная политика государства: сущность и основные направления.

Под социальной политикой по­нимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по под­держанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой за­шиты, созданию социальных гарантий в обществе.

Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной це­лью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная соци­альная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что лю­бое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Госу­дарство должно поддерживать существование безработных.

Важным направлением социальной политики государства вы­ступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы по­тенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здра­воохранение, систему подготовки и переподготовки работников.

Одним из направлений социальной политики выступает устране­ние или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконт­рольности по отношению к развитию теневой экономики.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям:

· с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики

· с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни

Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными ме­роприятиями всех социально-демографических слоёв и групп на­селения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие — резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

14. Какие модели государственного регулирования экономики вы знаете?

Исторически сложились три ведущих методологических подхода к ГРЭ: классическая, кейнисианская и институционально-социальная.
Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.
СИГ – социальные институты государства, как носители, защитники и выразители традиций, привычек, исторического опыта, международных обязательств, культуры, здравоохранения и т.д.
РБСИФ – регулирование баланса социальных интересов фирм;
РБСДХ – регулирование баланса социальных интересов домохозяйств;
ТУ – товары и услуги;
ЧН – чистые налоги;
ФП – факторы производства;
И – издержки производства;
ДДХ – доходы домохозяйства;
РД – ресурсы домохозяйства;
ПД – продукты домохозяйства;
ДФ – доходы фирм
РОФ – регулирование отклонений фирм;
РОДХ – регулирование отклонений домохозяйств;
Институционально-социальная модель является самой сложной по составу факторов. Ее непросто представить чисто количественно. Она показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростым явлениям, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества, воплотив в себя элементы двух предыдущих моделей.

Наши рекомендации