Тема 22. Становление регулируемого капитализма
Проблема прямого и косвенного регулирования (Н.Д. Кондратьев, Дж. М. Кейнс). Эволюция государственного регулирования на Западе. Новый курс Ф. Рузвельта. План экономики Дж. Мэя. История развития менеджмента, новых технологий и поколений техники.
Экономическое развитие США. Промышленные корпорации и финансовые группы. Особенности промышленного развития Англии. Монополии и государственное регулирование. Особенности корпораций и финансового капитала Франции. Экономическое развитие Германии. Тоталитарная модель регулируемого капитализма. Экономическое чудо “ФРГ” и его причины. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.
Тема 23. Экономика России в конце XIX - начале XX века.
Капиталистическое развитие России. Сравнение с буржуазными преобразованиями в Англии, Германии, Франции. Дискуссии о роли общины в аграрной эволюции России. Реформы С.Ю. Витте и ГТ.А. Столыпина. Региональная дифференциация аграрной экономики России. Особенности империализма в России. Промышленные монополии. Банки и финансовые группы. Промышленный подъем в 1910- 1913 гг. Экономика и техника России в годы I мировой войны.
Тема 24. Экономика СССР.
Хозяйство советского государства в период гражданской войны. Развитие хозяйства на путях новой экономической политики. Торговля и финансы. Успехи НЭПа и причины его свертывания. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Успехи и трудности в создании социалистической экономики. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. Развитие народного хозяйства в послевоенный период. Реформы Н.Хрущева, А.Косыгина. Причины экономических трудностей, застоя в социально-экономической сфере. Развитие информационных систем и технологий. Распад СССР и его экономической системы. Переходная экономика России в 1992-2006 гг.
Тема 25. Постиндустриальное (информационное) общество: проблемы и перспективы.
Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция. Экономические проблемы США, лидера мировой экономики. Проблемы и перспективы развития экономики Европы. Латинская Америка, формирование индустриального общества. Состояние и перспективы экономики стран азиатско-тихоокеанского региона. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке. Проблемы информационного общества, развития технологий и техники.
ПЛАН КОЛЛОКВИУМОВ
Тема 6. Научные традиции и науч-
ные революции Типы науч-
ной рациональности.
План занятия:
Цель занятия: Познание функций философии науки, основных смыслов науки, её роли в современной цивилизации.
Основные положения темы занятия:
1. Основные концепции современной философии науки.
2. Наука в культуре современной цивилизации.
3. Научные традиции и научные революции.
Вопросы для обсуждения:
1. Место и роль традиций в науке.
2. Научные революции как перестройка оснований науки.
3. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
4. Глобальные революции и типы научной рациональности.
5. Типы научной рационализации: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Темы рефератов:
1. Проблема типологии научных революций
2. Прогностическая роль философского знания
Тема 9. Объект, субъект и предмет Социально-гуманитарного
познания.
План занятия:
Цель занятия: Познание особенностей общества и человека их коммуникаций и духовной жизни, а также научной картины мира, научного сообщества.
Основные положения темы занятия:
1. Конвертация естественно научного и социально-гуманитарного знания.
2. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
3. Индивидуальный и коллективный субъекты познания, их формы существования.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика социально гуманитарного познания.
2. Проблема отличия науки о природе и науке об обществе.
3. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания на современном этапе развития науки.
4. Научное общество как субъект познания.
Темы рефератов:
1. Гуманизация и гуманитаризаия современного естествознания.
2. Математика и компьютерное моделирование в социально-гуманитарных науках.