Предпринимательство и его виды

Предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и объеди­нений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпри­нимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, актив­ным поиском и внедрением инноваций. Все они вместе взятые являются признаками предпринимательства.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные кол­лективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торго­во-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство- это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательст­ва - основная.

Коммерческое предпринимательствосостоит в операциях и сдел­ках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти опера­ции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятив­ными.

Финансовое предпринимательствоявляется разновидностью коммерчес­кого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, цен­ные бумаги.

Посредническое предпринимательствопроявляется в деятельнос­ти, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.

Страховое предпринимательство- это особая форма финансо­вого предпринимательства, заключающаяся в том, что предприни­матель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов об­разует предпринимательский доход.

В зависимости от формы собственности, на основе которой осуществляется предпринимательская деятельность, различают: частное, коллективное, государственное, смешанное и совместное предпринимательство.

В зависимости от масштабов деятельности можно выделить малое, среднее и крупное предпринимательство.

Все виды предпринимательства направлены на по­лучение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов - необходимое звено деятельности предпринимателя.

Они, по мнению Й. Шумпетера, охватывают пять направлений: 1) Изготовление нового блага или создание нового качества старо­го блага;2) внедрение нового метода производства; 3) освоение нового рынка сбыта; 4) получение нового источника сырья или полуфабриката; 5) проведение необходимой реорганизации производства.

На каждом новом отрезке времени могут появляться новые ком­бинации. Поэтому Ж.Б. Сей определял предприни­мателя как экономического агента, комбинирующего факторы произ­водства.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то од­ной формой собственности, возможны ее разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязатель­но быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный капитал. Однако заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя воз­растает.

Риск - это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом. Различают несколько видов риска:производственный, коммерческий, финансовый, кредитный и процентный. Существует мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем. Финансовый риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. Чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск. Кредитный риск обусловлен тем, что заемщик может не уплатить по ссуде. Процентный риск связан с возможностью падения цены ценной бумаги из-за роста нормы процента.

При страховании риска страховой компанией последняя выплачивает предпринимателю премию за риск, размер которой может быть равен возможному убытку. Поскольку страховка гарантирует страховщику получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет, то такой риск оправдан. Нестрахуемый риск тоже «страхуется» заключением фьючерсных сделок, хеджированием и другими видами рыночных операций. Фьючерсный контракт представляет собой соглашение о будущей поставке товара. В момент заключения сделки стороны согласовывают только цены поставляемого товара. Фьючерсные сделки в основном преследуют цели хеджирования, при котором поставщик или покупатель страхуется от возможного неблагоприятного изменения цены.

Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов фирмы. Риск можно измерить. Различают статистический, экспертный и расчетно-аналитический методы измерения риска. При статистическом методе изучают статистику потерь, которые имелись в данном виде предпринимательства в прошлом, высчитывают, как часто появлялись потери, и по этим данным прогнозируют вероятность риска. Статистический метод требует наличия большого количества данных. Экспертный метод предполагает изучение и обработку мнений специалистов и опытных бизнесменов. Расчетно-аналитические методы оценки риска базируются на математических приемах. В большинстве фирм имеется менеджер по риску. Он занимается определением степени риска деятельности фирмы, оценивает его последствия и выбирает вид страхования и самострахования. Самострахование предполагает образование специального резервного фонда. Страхование имеет смысл, если стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественным и финансовым размером всего бизнеса фирмы.

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательства: классическую и инновационную модели. Перваясостоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Втораямодель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечьи использовать внешние ресурсы. При­влекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает пред­почтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Наши рекомендации