Прогнозы развития рынка недвижимости
Сейчас стимулирование рынка строительства со стороны властей ведется посредством федеральной целевой программы «Жилище» и краевой целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае». Согласно этим документам, в Пермском крае к 2015 году количество вводимого жилья должно составить 1,3 миллиона квадратных метров (или 0,48 квадратных метров в расчете на одного жителя). А доля жилья эконом-класса в общем объеме вводимого жилья должна возрасти с 35% до 60%, количество малоэтажек должно увеличиться с 45% до 65%.
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:Основными направлениями совершенствования российских жилищных условий должны стать : доработка законов, направленных на увеличение объемов жилищного строительства и расширение платежеспособного спроса населения как решение задачи по формированию рыночных форм развития жилищных отношений.Однако решить жилищную проблему в России этим путем вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Рынок жилья - это основа потребительского рынка и, что не менее важно, необходимое условие возникновения и динамичного развития рынка труда и увиличение доходов населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок недвижимости является относительно новым явлением для российского общества, поскольку фигурирует только последние два десятилетия. Поэтому в данной курсовой работе освящаются вопросы возникновения и становления рынка данного вида , его особенности по сравнению с западными аналогами, трудности его формирования, трудности его функционирования, состояние и перспективы развития рынка недвижимости в России и Пермском крае.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Во-первых, рынок недвижимости в России в настоящее время находится в стадии формирования. Его развитие отличается неравномерностью. Причинами неравномерного развития рынка недвижимости являются: отсутствие до настоящего времени системной законодательной базы в этой сфере, нестабильность экономики . Проблема жилья в России остается одной из острых и важных проблем нашего общества. Объемы строительства жилья то повышаются, то резко падают. Цены на жилье очень высоки.
Предоставляются кредиты и займы на жилье, но ставки по ним еще очень завышены.
Во-вторых, рынок недвижимости является существенной составляющей в любой национальной экономике, в том числе и в России, поскольку недвижимость – важнейшая составная часть национального богатства, на долю которого приходится более 50% мирового богатства. Рынок недвижимости оказывает большое влияние на все стороны жизни и деятельности людей и выполняет ряд общих и специфических функций.
В-третьих рынок недвижимости тесно связан с другими рынками. Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, так как рынок труда, рынок капитала, рынок товаров и услуг для своего существования должны иметь или арендовать соответствующие помещения, необходимые для их деятельности. Тогда как, рынок недвижимости не может существовать, например, без рынка капитала, так как недвижимость не на что было бы строить, приобретать или арендовать .
Спрос на недвижимость подчиняется общим законам функционирования рыночной экономики, и находится в обратной зависимости от ценового фактора: чем выше цена, тем меньше желающих приобрести объект недвижимости. В своем развитии рынок недвижимости в России проходит несколько этапов. Развитие инфраструктуры рынка недвижимости по всем её направлениям способствует становлению цивилизованных отношений, как в сфере недвижимости, так и в других сферах общественных отношений.
Кроме того, недвижимость – это выгодное вложение капитала (инвестиций), так как средства, вложенные в недвижимость, защищены от инфляции. Купленный дом, квартира, земельный участок через некоторое время можно продать по более высокой цене или сдавать в аренду и иметь от этого дополнительный доход. Спрос на недвижимость в России только зарождается, и с ростом доходов населения он будет увеличиваться. В частности, увеличению спроса на рынке жилья будет способствовать ипотечное кредитование, которое, надеюсь, в скором будущем наберет обороты и сделается более доступным для большинства населения.
Таким образом, следует отметить, что эффективное совершенствование экономики недвижимости в условиях современной России – это перспективное направление и его необходимо изучать, используя отечественный и зарубежный опыт, совершенствовать и развивать.
Конечно, в рамках одной курсовой работы просто невозможно рассмотреть все аспекты рынка недвижимости, провести подробный анализ рынка недвижимости России, но я постаралась осветить основные направления рынка, проблемы и возможные пути его развития. Думаю, что мне это в какой-то мере удалось, и цель курсовой работы мной достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1996 № 51-ФЗ
(ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ от 05.12.1994
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
3. Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» )//СЗ РФ. 1998. №29
4. Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗРФ, №30
5. Алаев А. Т. Проблемы современного ипотечного кредитования в России. // Экономика и право. № 14, 2004
6. Горюнов С. Т. Правовое регулирование ипотеки в России. // Юриспруденция. № 22, 2008
7. Евпланов А. Ипотека обретает реальные контуры // Российская газета. - 2011. - № 7.
8. Звягин Ю. Ипотечный кредит дорог и колюч // Российская газета. - 2009.- № 9
9. Морозова Л. Куда движется недвижимость // Российская газета. – 29.03.2007. - № 10.
10. Колодина И. Жилье в доступном пакете // Российская газета. – 25.01 2010. - № 2.
11. М.А. Котляров «Ипотека и системные проблемы рынка недвижимости в России». Финансы и кредит №17-2004
12. .Куликов М. Закон квадратного метра // Российская газета. – 1.03.2005. - № 7.
13. Куликов М. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. – 26.05.2004. - № 109
14. Стерник Г.М. «Сценарии прогнозов развития жилья на рынке России».10.10.08.
15. Стерник Г.М. «Рынок жилья городов России в условиях кризиса. Тенденции развития» 1.12.08.
16. Журавлёва Г.П.« Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994г., №1180 "О жилищных кредитах".» //Экономика и жизнь - 1994 - №25
17. Асаул А.Н. «Экономика недвижимости», Учебник, 2-е издание, Изд-во «Питер», СПб. - 2008.
18. Балабанов, И.Т. Экономика недвижимости / И.Т. Балабанов. – СПб.: Питер, 2006. Горемыкин В.А. «Экономика недвижимости», Учебник, 5-е издание, Изд-во «Высшее образование», М. - 2008.
19. Грязнова, А.Г. Оценка недвижимости/под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. – М.: Финансы и статистика, 2008.
20. Иванов В.В., Хан О.К. «Управление недвижимостью», Изд-во «ИНФРА-М», М. - 2007.
21. Марченко, А.В. Экономика и управление недвижимостью/А.В. Марченко. – Ростов н/Дон.: Феникс, 2007
22. Осоргин А.Н. «Рынок жилья городов России в условиях кризиса: текущее состояние и тенденции развития». 2009 г.
23. Севостьянов А.В. «Экономика недвижимости», Учебник, Изд-во «КолосС», М. - 2007.
24. http://www.ezem.ru/info/analitika/1225460153.html (статья «Российский рынок недвижимости в условиях кризиса. 31.10.08.»)
25. http://www IRN.RU ( Электронный риэлтор )
26. http://www.rgr.ru ( Российская гильдия риэлторов )
27. http://www.rgr.ru ( электронная статья «Недвижимость Москвы, Подмосковья и России после 2012 года: конца света не будет, но и «эпохи Возрождения» тоже».)
28. http://www.rgr.ru (электронная статья «Обзор рынка недвижимости по итогам января 2013 года».)
29. http://metrosphera.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 «Классификация рынков недвижимости»
Тип классификации | Виды недвижимости |
Вид объекта (товара) | 1. Земельный. 2. Зданий. 3. Сооружений. 4. Предприятий. 5. Помещений. |
Географический (территориальный) фактор | 1. Местный. 2. Городской. 3. Региональный. 4. Национальный. 5. Мировой. |
Функциональное назначение | 1. Производственных зданий. 2. Жилищный. 3. Непроизводственных зданий и помещений (офисы, склады и др.) |
Форма собственности | 1. Государственных и муниципальных объектов. 2. Частных |
Тип участников | 1. индивидуальных продавцов и покупателей. 2. Промежуточных продавцов. 3. Муниципальных образований. 4. Коммерческих организаций. |
Вид сделок | 1. Купли-продажи. 2. Аренды. 3. Ипотеки. 4. Вещных прав (аренды, залога и др.) |
Отраслевая принадлежность | 1. Промышленных объектов. 2. Сельскохозяйственных объектов. 3. Общественных зданий. 4. Другие. |
По характеру использования | 1. для жилья: дома, коттеджи, квартиры; 2. для коммерческой и производственной деятельности: отели, офисные помещения, магазины, рестораны, пункты сервиса, фабрики, заводы, склады; 3. для сельскохозяйственных целей: фермы, сады; 4. для специальных целей: школы, церкви, монастыри, больницы, ясли-сады, дома престарелых, здания правительственных и административных учреждений. |
По целям владения | 1. для ведения бизнеса; 2. для проживания владельца; 3. в качестве инвестиций; 4. в качестве товарных запасов и НЗП; 5. для освоения и развития; 6. для потребления истощимых ресурсов. |
По степени специализации | 1. специализированная (в силу своего специального характера редко, если вообще сдается в аренду третьим лицам или продается на открытом рынке для продолжения ее существующего использования, кроме случаев, когда она реализуется как часть ее использующего бизнеса): нефтеперерабатывающие и химические заводы, электростанции; музеи, библиотеки и подобные им помещения, принадлежащие общественному сектору; 2. неспециализированные – вся другая недвижимость, на которую существует всеобщий спрос на открытом рынке для инвестирования, использования в существующих или аналогичных целях. |
Степень готовности к эксплуатации | 1. введенные в эксплуатацию; 2. требующие реконструкции или капитального ремонта; 3. Существующих объектов (старый фонд). 4. Незавершенного строительства. 5. Нового строительства. |
По воспроизводимости в натуральной форме | 1. не воспроизводимые: земельные участки, месторождения полезных ископаемых; 2. воспроизводимые: здания, сооружения, многолетние насаждения. |
Способ совершения сделок | 1. Первичный и вторичный. 2. Организованный и неорганизованный. 3. Биржевой и внебиржевой. |
Приложение 2 «Особенности рынка недвижимости»
Признак | Характеристика |
Локализация | - абсолютная неподвижность - большая зависимость цены от местоположения |
Вид конкуренции | - несовершенная, олигополия - небольшое число покупателей и продавцов - уникальность каждого объекта - контроль над ценами ограничен - вступление в рынок требует значительного капитала |
Эластичность предложений | - низкая, при росте спроса и цен предложение мало увеличивается - спрос может быть очень изменчивым |
Степень открытости | - сделки носят частный характер - публичная информация, часто неполная и неточная |
Конкурентоспособность товара | - во многом определяется окружающей внешней средой, влиянием соседства - специфичностью индивидуальных предпочтений покупателей |
Условия зонирования | - регулируется гражданским и земельным законодательством с учетом водного, лесного, природоохранного и другого специального права - большая взаимозависимость частной и других форм собственности |
Оформление сделок | юридические сложности, ограничения и условия |
Стоимость | включает стоимость объекта и связанных с ним прав |