Неоинституциональные теории индустриального, нового индустриального и постиндустриального общества
Институционалисты 50-60-х годов XX века, как и их предшественники, исследуя воздействие социальных и моральных факторов на экономику, изучали нравы, обычаи, традиции, инстинкты. Наиболее популярные теории индустриального, нового индустриального и постиндустриального обществ дают яркое представление о важнейших идеях неоинституционализма. Общим их фундаментом явилось положение о научно-технической революции как ведущем факторе социально-экономической жизни. Именно НТР меняет характер экономической системы и социально-профессиональную структуру общества, влияет на все институты, организацию труда и досуга. Под влиянием НТР формируется индустриальное общество.
Концепция индустриального общества наиболее полно представлена в трудах американского экономиста и социолога Уолта Ростоу (род. 1916)и французского ученого Жана Фурастье (1907—1990).В ее основе — положение о технологическом детерминизме. Экономическое, политическое и культурное развитие общества, по мнению ученых, зависит главным образом от прогресса технологий. Отсюда вытекает, что основными чертами индустриального общества являются эффективное использование достижений науки и техники, проведение государством политики, направленной на ликвидацию полюсов богатства и нищеты в обществе, сосредоточение власти в промышленных и банковских корпорациях, в руках техников и ученых. Под влиянием НТР капитализм трансформируется в индустриальное общество. Технический прогресс, утверждают авторы концепции, модифицирует не только применение экономических законов, но и их сущность.
Для индустриальной цивилизации характерен переход власти от капиталистов-собственников к наемным менеджерам — специалистам, которые руководствуются не интересами личной и сиюминутной выгоды, а соображениями профессиональной и общественной пользы. В качестве других характеристик индустриального общества ученые отмечают ориентацию многих корпораций не только на получение прибыли, но и на выполнение ряда социально значимых функций. В их числе — защита окружающей среды, переподготовка кадров, стимулирование научных исследований.
Идеи индустриального общества получили дальнейшее развитие в теории нового индустриального общества, первым и наиболее известным автором которой был Джон Кеннет Гэлбрейт(1908.г.р.) — почетный профессор Гарвардского университета, автор более трехсот научных работ, не считая многочисленных статей и интервью. Его перу принадлежат работы «Общество изобилия» (1957), «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономические теории и цели общества» (1973), «Деньги» (1975), «Век неуверенности» (1977) и другие.
В XX веке качественно изменяются условия хозяйствования. В этой связи Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о свободной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников и т. д. В своей книге «Новое индустриальное общество» (1967) Дж. Гэлбрейт отмечает следующие основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической жизни в XX веке:
1. Применение все более сложной и совершенной техники в сфере материального производства, связанное с укрупнением производства и крупными капиталовложениями. В связи с этим возникают необходимость и возможность создания крупных хозяйственных организаций. Только такие организации в состоянии привлечь необходимый для современного производства капитал; только они могут мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации.
2. Расширение сферы деятельности корпораций. Если в начале XX века корпорации действовали в крупномасштабных по своей природе отраслях (железнодорожный и водный транспорт, производство стали, добыча и переработка нефти и др.), то в 70-е годы корпорации стали возникать в бакалейной торговле, сфере отдыха и развлечений, издании газет и других отраслях и видах деятельности, традиционно считавшихся уделом мелких индивидуальных собственников.
3. Произошло разделение предпринимателя-собственника, организатора производства и получателя дохода. Гэлбрейт отмечает, что в начале XX века корпорация была инструментом ее владельцев и отражением их индивидуальности. Имена этих магнатов — Карнеги, Рокфеллер, Гарриман, Меллон, Гугенгейм, Форд — были известны всем. Люди, которые управляют крупными корпорациями в настоящее время, не являются собственниками сколько-нибудь существенной доли данного предприятия. Их выбирают не акционеры, а, как правило, совет директоров.
4. Изменились взаимоотношения между государством и экономикой. За пятьдесят лет доля экономической деятельности государства возросла примерно в четыре раза и составила в 70-е годы 20-25%. Изменились и экономические функции государства. Государство воздействует на покупательную способность населения путем перераспределения совокупного дохода, стремится воздействовать на уровень цен, не допуская чрезмерной инфляции, реализует программы социальной защиты населения.
5. Начался упадок профсоюзов. Число членов профсоюзов в США достигло максимума в 1956 году. С тех пор занятость продолжала расти, а число членов профсоюзов в целом уменьшалось.
6. Произошли структурные изменения в профессиональном составе рабочей силы. Существенно возросло число лиц, желающих получить высшее образование, одновременно, хотя и в меньшей степени, увеличились реальные возможности для его получения.
8. Возросла роль планирования. Организация крупного производства с привлечением больших капитальных ресурсов требует четкого предвидения результатов капиталовложений. С точки зрения экономиста, планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам.
9. Небывалых размеров приобретает деятельность, связанная с продажей товара и убеждением потребителя. По объемам привлекаемых средств эта сфера все более соперничает с самим процессом производства.
По утверждению Дж. Гэлбрейта, крупные корпорации, выпускающие сложную высокотехнологичную продукцию, определяют ситуацию на рынке. Слаженную работу корпораций обеспечивает техноструктура — ученые, технологи, конструкторы, рабочие, менеджеры, финансисты. Техноструктура— это центральное понятие в концепции нового индустриального общества. Именно техноструктура, а не собственники обладает реальной властью в корпорациях. Целью техноструктуры является не столько максимизация прибыли, сколько постоянный экономический рост, который предполагает увеличение персонала, повышение ответственности и, следовательно, рост должностных окладов и стабильность. Для разработки и внедрения в производство новых технологий необходимо систематическое изучение рынка с целью выявления потребностей, а также долгосрочное планирование.
Таким образом, всю экономическую систему капиталистических стран Дж. Гэлбрейт представлял как состоящую из двух секторов — планирующего и рыночного. К планирующему сектору он отнес крупные корпорации, внедряющие и разрабатывающие новые технологии, определяющие стратегию развития. К рыночному сектору были отнесены ремесло, мелкий бизнес, сфера услуг. Планирование гораздо более значимо для крупных корпораций, чем для мелких, так как мелкие фирмы обладают способностью быстрее приспосабливаться к постоянно меняющейся экономической конъюнктуре. Успешное долгосрочное планирование, утверждал Дж. Гэлбрейт, возможно только в условиях стабильного рынка, и важная роль техноструктуры заключается в том, чтобы, правильно определяя перспективы, обеспечить фирме прочные позиции на рынке.
По Гэлбрейту, прогресс технологий — центральная проблема современного экономического развития. Научно-технический прогресс позволяет насытить рынок разнообразными товарами и услугами, предложить новые формы организации производства и досуга.
Концепция постиндустриального общества была разработана Дэниелом Беллом (1919г.р.) — американским социологом и публицистом, членом Американской академии искусств и наук. Основные работы, написанные Д. Беллом, — «Начало постиндустриального общества» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1978).
В отличие от авторов теорий индустриального и нового индустриального общества, положивших в основу развития технократический принцип, Белл связывал развитие с изменениями в трех сферах: технико-экономической, культурной и политической. Становление постиндустриального общества, приходящего на смену индустриальному, Белл характеризует рядом параметров. Так, решающее значение приобретает система образования: от нее напрямую зависят уровень и характер экономического развития. Чем эффективнее организована эта сфера, чем больше людей имеет высшее образование, тем производительнее работает экономическая система и быстрее темпы хозяйственного развития. В постиндустриальном обществе среди занятых в народном хозяйстве преобладают высококвалифицированные специалисты и техники. Высокий профессиональный уровень работников оказывается решающим фактором для экономики. Наука становится главнейшим фактором экономического развития, причем особая роль отводится теоретическим, фундаментальным, а не прикладным исследованиям.
В постиндустриальном обществе меняется характер труда — возрастают удельный вес и роль труда интеллектуального. Осуществляется переход экономики — от преимущественно производства товаров к производству услуг, что положительно сказывается на качестве жизни людей. Так как во всех отраслях народного хозяйства происходит значительное усложнение технологий, и сбои в технологических процессах во многих производствах могут привести к катастрофическим последствиям, то особое значение приобретает контроль над технологиями, особенно сложными.
Экономика такого общества характеризуется принципом эффективности, что подразумевает получение максимальных результатов при минимальных затратах всех факторов производства. Все более широко — а в перспективе повсеместно — используются информационно-вычислительные системы, и ни одно значимое решение не принимается без предварительного моделирования ситуации с помощью информационных технологий. Роль науки и информационных технологий в постиндустриальном обществе настолько высока, что общество принято также называть научным, или информационным.
Свой вариант концепции постиндустриального общества предложил один из самых популярных западных социологов и публицистов Олвин Тоффлер(1928), наиболее известными работами которого являются «Столкновение сбудущим» (1970),«Третья волна» (1980).
О.Тоффлер утверждал, что важнейшим обстоятельством, влияющим на экономическое и социальное развитие общества, является научно-технический прогресс. В истории человечества можно увидеть три этапа в виде волн, вызванных поступательными сдвигами в технологиях. Первая волна, которая, по сути своей, есть не что иное, как аграрная революция, произошла в период неолита около десяти тысяч лет назад, когда люди перешли от охоты, собирательства и рыболовства к ремеслам, скотоводству и земледелию, и сформировалось аграрное общество.
Вторая волна — промышленная революция, начавшаяся в Западной Европе в конце XVII столетия, — привела к формированию в XIX веке индустриальной цивилизации.
В настоящее время человечество переживает крупнейшую технологическую революцию, или третью волну радикальных преобразований общества. В развитых странах она началась в 60-х годах XX века. Характерными чертами третьей волны являются разнообразие товаров и услуг, использование современной техники и оборудования в быту, изменение характера труда и досуга. Популярность приобретает международный туризм. Все большее распространение получает автоматизированное производство с минимальным использованием рабочей силы.