Приведите суждения к канонической форме. Запишите их. Укажите, какие термины распределены.
Проанализируйте структуры следующих суждений, подчеркните субъект(ы) и предикат. Определите типы (атрибут., реляцион.). Определите качество суждений.
1. В праславянский период одежда славян не была разнообразной.
2. В конце 1-го тысячелетия славяне обладали нарядным гардеробом.
3. Большинство римских авторов включало славянские территории в понятие Сарматии.
4. Древняя славянская одежда не подчеркивала красоту телесных пропорций.
5. Для гаремов славяне строили башни в несколько этажей (теремы).
6. Ошибочно решение о продаже картины, которое Вы приняли вчера.
7. За период с 1998 по 2008 г. «невидимая рука рынка» нанесла России такой ущерб, с которым, наверное, не сможет сравниться даже татаро-монгольское иго.
8. В Калифорнии сейчас есть 8 округов, где уровень безработицы выше 20%.
9. Главное свойство человека – «ощущение нехватки благ и стремление его устранить».
10. Пока нет ни одного государства, которое бы оптимально сочетало государственное и рыночное регулирование рыночной экономики.
Приведите суждения к канонической форме. Запишите их. Укажите, какие термины распределены.
1. Любой терем – жилая постройка.
____________
2. Интеллект не зависит от величины мозга.
____________
3. Раба не следует держать в неволе.
____________
4. Многие, казалось бы, невероятные идеи писателей об устройстве общества воплощались в жизнь._______________________________________________________
_____________
5. Демократия иногда трансформируется в тоталитаризм.___________________________
_____________
6. Ни одно современное общество не идеально.
_____________
7. В тоталитарном государстве пресекаются любые попытки выступить против действующего режима._______________________________________________________
_____________
8. Случается, что правящая верхушка не представляет перспектив развития государства.________________________________________________________________
_____________
9. Без идеалов не может получиться никакой хорошей действительности.
_____________
_____________
10. Действия киевских властей на Донбассе сопоставимы с преступлениями фашистов в годы Второй мировой войны.________________________________________________
_____________
4. Определите, какие суждения являются сложными, а какие – простыми со сложным субъектом и/или предикатом. Введите обозначения для простых суждений в составе сложных. Запишите формы всех суждений.
Например: Только если на выборах победит Клинтон, Трамп попросит политического убежища в России и Керри сбежит в Сирию под охрану Асада.
Только если победит Клинтон (р1), Трамп попросит… (р2) и Керри сбежит … (р3).
р1 ≡ (р2 & р3)
1. Хозяйственные постройки и жилой дом образовывали двор. _______________________
2. Двор был огорожен либо естественной зеленой изгородью, либо забором, сделанным из жердей или досок, входом в который служили ворота.__________________________
3. С древнейших времен обязательной принадлежностью двора были, наряду с жилищем, ямы для хранения зерна, ямы для кухонных отбросов, специальный загон для скота.
__________
4. Нельзя сказать, что они существовали до конца язычества: в Х – Х1 веках взамен их в употребление вошли наземные кладовые._______________________________________
5. Кладовые строились либо в виде плетеного из прутьев шалаша либо в виде глиняных мазанок, встречались также деревянные из крепко сбитых бревен.__________________
6. Нельзя предполагать, что в конце языческого периода у славян уже был отдельные спальни, если только одрину не отождествлять с клетью.__________________________
7. Огонь разжигали при помощи кремня и огнива.__________________________________
8. Каркас печи часто был деревянным, и, естественно, дерево не загоралось от огня только тогда, когда его обмазывали глиной._____________________________________
9. Если пригодной для обработки земля было достаточно, то земледельческое хозяйство было легким и возделывание земли вплоть до уборки урожая не требовало больших усилий.____
10. Славяне переходили от кочевого к оседлому земледелию только тогда, когда этому благоприятствовали почвенные условия.________________________________________
11. Если вспашка земли производилась ралом, то появлялись широкие квадратные участки, а если плугом, - то участки более удлиненной формы. ____________________
12. О трехпольной системе земледелия мы говорим в том случае, когда на одном и том же поле сеются в первый год озимые злаки, на второй – яровые, после чего на третий год земля отдыхает. ____________________________________________________________
13. Бортничество было одним из основных занятий в прикарпатских областях, которые славились пчелами и медом.__________________________________________________