Внешние эффекты в рыночной экономике и их регулирование
Частные (внутренние) издержки характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага. Внешние издержки характеризуют затраты всех третьих лиц (экономических субъектов, не являющихся продавцами или покупателями данного товара), вызванные производством и потреблением данного блага. Социальные (общественные) издержки характеризуют совокупные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта:
TSC = TPC + TEC, где
TSC – общие социальные издержки,
TPC – общие частные издержки,
TEC – общие внешние издержки.
Предельные частные издержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (МSC) – это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства данного продукта на единицу: MPC = ∆PC/∆Q, MEC = ∆ЕC/∆Q, MSC = ∆SC/∆Q
MSC = MPC + MEC
Частная (внутренняя) выгода характеризует рост благосостояния потребителей данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя выгода характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством и потреблением данного блага. Социальная (общественная) выгода, характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду, как потребителей, так и третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта.
TSВ = TPВ + TEВ, где
TSВ – общая социальная выгода,
TPВ – общая частная выгода,
TEВ – общая внешняя выгода.
Соответственно, предельная частная выгода (МРВ), предельная внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (МSВ) – это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванной увеличением производства и потребления данного продукта на единицу: MPВ = ∆PВ/∆Q, MEВ = ∆ЕВ/∆Q, MSC = ∆SВ/∆Q
MSВ = MPВ + MEВ
Внешние эффекты (экстерналии) – это влияние действия экономических субъектов, участвующих в сделке на третьих лиц. Экстерналии не находят отражения в рыночном механизме, значительно снижают эффективность его функционирования и приводят к неэффективному размещению благ и ресурсов в экономике. Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются негативными воздействиями на третьих лиц. Например, загрязнение окружающей среды. Это ведет к занижению издержек производства данного блага и его цены, и как следствие, к увеличению его выпуска и излишнему расходованию на его производство ресурсов (неэффективному размещению ресурсов в экономике).
Положительные внешние эффекты (позитивные экстерналии) являются позитивными воздействиями на третьих лиц. Например, благоустройство прилегающей к предприятию территории. Это означает невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей оплаты, следовательно, возникает внешняя выгода как отсутствие внешних издержек.
Поскольку третьи лица не участвуют в заключении сделок и их выгоды не учитываются, равновесные значения отличаются от параметров, сформированных чисто рыночным механизмом. Результатом положительных экстерналий является занижение цены и недопроизводства товара.
И положительные и отрицательные внешние эффекты приводят к снижению эффективности экономики. Величина этих потерь равна площади выделенных треугольников. Проблема учета и отражения внешних эффектов в рыночных сделках усложняется размытостью, неопределенностью прав собственности, например предприятие по производству минеральных удобрений имеет право осуществления их производства, а права граждан на чистый воздух и воду юридически не определены.
Проблема внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и благ в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды. Решение проблемы внешних эффектов заключается в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной выгоды:
MSC = MSВ
MPC + MEC = MPВ + MEВ
При отрицательных внешних эффектах MEВ = 0, т.е. MPВ = MSВ, отсюда
MPC + MEC = MSВ
При положительных внешних эффектах MEC = 0, т.е. MSC = MPC
MSC = MPВ + MEВ
Решение проблемы внешних эффектов сводится к переводу третьих лиц в участников сделок, соответствующих внешних издержек и выгод во внутренние издержки и выгоды, т.е. трансформации внешних эффектов во внутренние. В этом случае действие рыночного механизма изменит цены и объемы производства, ресурсы и блага будут распределяться эффективно.
В частном секторе проблема экстерналий может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннего вмешательства.
Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности способствует решению проблемы экстерналий. Четкое определение, закрепление и защита прав собственности приводит к тому, что «невидимые» для рыночного механизма блага обретают денежную оценку, что вызывает перераспределение ресурсов и продуктов и восстановление эффективного их размещения. Решению проблем экстерналий в частном секторе посвящена известная теорема Р.Коуза (1960г.), которую в экономической науке называют теоремой Коуза – Стиглера, поскольку именно Стиглеру принадлежит точная и окончательная формулировка этой теоремы:Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменной и эффективной, не зависимо от изменений в распределении прав собственности. В этом случае частные и социальные издержки будут равны. Из этой теоремы следует два обязательных условия эффективного перераспределения благ и ресурсов:
1. четкое определение прав собственности;
2. отсутствие издержек по осуществлению сделок.
Предположим, что по соседству располагаются земледельческая ферма, дающая 10 центнеров зерна и скотоводческое ранчо на 10 коров. Хозяин ранчо принимает решение приобрести ещё одну корову, чистый доход от неё составит 60 долл. Из-за дополнительной коровы фермер потеряет 1 центнер зерна стоимостью 60 долл. Рассмотрим первый случай, когда фермер обладает правом не допускать приобретения одиннадцатой коровы и предполагаемого ущерба. Он потребует от владельца ранчо компенсации убытков на сумму не меньшую 60 долл. А прибыль от одиннадцатой коровы только 50 долл. Следовательно, владелец ранчо откажется от увеличения стада, и структура производства останется прежней (10 центнеров зерна и 10 единиц скота).
Во втором случае, когда правом устанавливать условия сделки обладает хозяин ранчо, фермер, стараясь сохранить свой доход, предложит владельцу ранчо компенсацию за отказ от покупки дополнительной коровы. Размер «выкупа» будет лежать в пределах от 50 долл. (прибыль хозяина ранчо от одиннадцатой коровы) до 60 долл. (прибыль фермера от десятого центнера зерна). При такой компенсации оба участника окажутся в выигрыше, и хозяин ранчо опять откажется от покупки «неоптимальной» единицы скота. Структура производства не изменится.
Хотя распределение прав собственности не влияет на оптимальное размещение ресурсов, оно существенно влияет на доходы экономических субъектов, которые будут различны при разных вариантах распределения прав собственности. Р.Коуз отмечает: «Если бы все права были ясно определены и предписаны и трансакционные издержки были равны нулю, если бы люди соглашались твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких экстерналий бы не было бы». «Провалов рынка» не происходило, и у государства не было бы оснований для вмешательства с целью корректировки рыночного механизма.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля над загрязнением окружающей среды – это политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды экологического контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
1. Установление норм или стандартов по вредным выбросам;
2. введение платы за выбросы;
3. продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих среду выбросов. При продаже прав на загрязнение природной среды, государство определяет объём вредных выбросов, допустимых в данной области и продает его в форме лицензий с аукциона.
Государство, проводя экономическую политику, направленную на эффективное распределение ресурсов и благ в экономике, решает проблему внешних эффектов методом административного регулирования, которое заключается в прямых запретах или требованиях выполнения каких либо действий (стандарты, нормы) или методом корректирующих налогов (налог Пигу) и субсидий.