Расширение возможностей ТНК с ростом международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция (МЭИ) - процесс хозяйственно-политического объединения государств, принимающий форму межгосударственных экономических соглашений. Важным импульсом к практическому осуществлению международной экономической интеграции государств становится стремление к укреплению производственных и коммерческих связей на уровне компаний из разных стран.
Движущей силой международной экономической интеграции и конечном счете выступают национальные и международные предпринимательские структуры, интересы которых сосредоточены на следующих факторах:
- расширение географических рамок деятельности предприятий
путем создания совместных предпринимательских структур с иностранными компаниями;
- охват региональных рынков на основе устранения барьеров на пути международного обмена товарами, услугами, капиталом, рабочей силой («четыре свободы») с сокращением сбытовых и транспортных расходов, устранение тарифных и нетарифных барьеров и укрепление позиций на региональном рынке за счет расширения объема поставок и ассортимента товаров и услуг;
- стимул к структурной перестройке и рационализации производства с использованием международного разделения труда в рамках
региона и реализации преимуществ эффекта масштаба;
- открытие для всех стран - членов региональной группировки
национальных рынков государственных заказов;
- рост потока нововведений и сделок по обмену технологиями
между государствами;
- укрепление конкурентоспособности компаний стран - членов
интеграционной группировки за счет увеличения расходов на
НИОКР, которые стали возможными из-за роста доходов;
- сокращение рисков неопределенности в связи с согласованной
внешнеэкономической политикой государств - членов интеграционной группировки;
- стимулирование национальных компаний к развитию зарубежного предпринимательства и к преобразованию в международные
корпорации;
- создание возможностей для развития международных прямых
хозяйственных связей, кооперирования и других форм партнерства;
- сокращение издержек производства и сбыта продукции за счет
унификации стандартов, упрощения процедур налогообложения,
уменьшения количества международных торгово-экономических переговоров;
- повышение уровня занятости путем расширения международного производства, торговых и инвестиционных потоков;
- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий за счет вышеуказанных факторов.
Основные формы международной экономической интеграции - это зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз.
1. Начальная форма МЭИ зона свободной торговли, когда
между государствами-участниками отменяются торговые ограничения и снижаются или полностью снимаются таможенные пошлины.
2. Признаком более тесного сотрудничества в рамках МЭИ выступает вторая форма - таможенный союз, когда наряду с отменой
внешнеторговых ограничений предусматривается установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
3. Третья форма - общий рынок - характеризуется условиями,
когда договор об экономической интеграции охватывает «четыре свободы» пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и в некоторой степени гармонизация политики.
4. Экономический и валютный союз - форма интеграции с высокоразвитыми глубокими межгосударственными связями. В этом случае зона свободной торговли, таможенный союз и общий рынок дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза становится введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом государств.
Правовая база интеграционных объединений строится обычно на основе норм и правил ВТО с привлечением опыта Европейского союза. При этом интеграционные объединения могут не противоречить основным принципам ВТО: режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. К тому же в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО допускаются исключения из режима наибольшего благоприятствования - ст. XXIV. ГАТТ предусматривает создание таможенных союзов и зон свободной торговли. При этом перед созданием интеграционного объединения возможно существование на протяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей, которые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами интеграционного объединения устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами по крайней мере не увеличены.
В странах - членах интеграционных объединений, сближены хозяйственные, внешнеторговые и таможенные законодательства, а также системы ценообразования и налогообложения стран-участниц, унифицированы стандарты производства товаров и услуг, взаимно признаны сертификаты их качества. В результате формирования общих рынков обеспечивается свобода передвижения через государственные границы стран-участниц товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, что позволяет расширять рынки сбыта, активизировать торгово-экономические отношения и создавать условия для эффективного использования инвестиций.
Для развития производительных сил компаний рамки национальных границ становятся узкими и предприятия находят выход в интернационализации производственных процессов, становясь международными компаниями. При этом региональные интеграционные объединения представляют собой первый шаг к экономической глобализации. В данном случае под регионом в мировой экономике подразумевается совокупность национальных хозяйств нескольких государств (как правило, соседних) с общими историческими и этнокультурными традициями.
В начале XXI столетия в мире функционировало свыше 100 региональных интеграционных экономических группировок, на долю которых приходилось около 75% мирового ВВП. Деятельность государств, объединенных в региональную экономическую интеграцию, часто ориентирована на осуществление единого воспроизводственною цикла, включающего добычу и использование сырья и энергоресурсов, производство продукции с высокой степенью обработки, проведение комплекса НИОКР, применение высоких технологий.
Результаты функционирования крупнейших интеграционных объединений: Европейского союза (ЕС) в составе Германии, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Ирландии, Испании, Португалии, Финляндии, Швеции, Дании, Австрии, Греции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии, Румынии; Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в составе США, Канады, Мексики; Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Брунея, Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Бирмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Вьетнама; МЕРКОСУР в составе Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая - свидетельствуют о том, что в интересах национальных и международных компаний складывалась определенная последовательность интеграционных процессов.
В первую очередь решались вопросы инвестиций (проблемы введения национального режима, обеспечения гарантированной адекватности международным договорам, надежной гарантии инвестиций от национализации), сферы услуг, торговли. Оживление международной торговли, расширение рынков сбыта, увеличение потока инвестиций стимулировали реорганизацию производства. При этом интеграционные процессы способствовали реализации всех трех преимуществ иностранных инвестиций: приобретению собственности, интернационализации производства и рациональному расположению предприятий на территории интеграционных объединений.
Этапы роста привлекательности региональной экономической интеграции для международных компаний следующие:
1. Оживление международной торговли.
2. Стимулы для инвестиций и рост прибыли.
3. Реорганизация и рост объема производства.
Интенсивность развития экономических связей в интеграционных группировках можно проследить несколькими способами в зависимости от имеющихся в распоряжении статистических данных. Довольно распространенный показатель - доля в процентах от суммарного ВНП, приходящаяся на межстрановой товарообмен. Следующий показатель - доля общего объема товарооборота в процентах, приходящаяся на межстрановой обмен государств - участников интеграционной группировки по сравнению с их товарооборотом с другими странами мира.
Динамику интеграционных процессов можно проследить по темпам роста взаимного товарооборота стран-участниц за определенное время. Так, темпы годового роста внешнеторгового оборота между странами — членами ЕС в 1980 г. составляли 9%, а к началу XXI в. - около 20%.
Характерным показателем может служить объем взаимных ПИИ внутри интеграционной группировки по сравнению с ПИИ стран - участниц группировки в другие страны мира. В частности, в ЕС взаимные ПИИ государств - членов Европейского союза в 1980 г. составляли 25% потока общих инвестиций на территории ЕС, а к началу XXI в. этот показатель приблизился к 50%.
Наглядным свидетельством прогресса в интеграции может быть сравнение количества объединений компаний (поглощений, взаимного участия) внутри интеграционной группировки с количеством слияний и образованием совместных предприятий с фирмами других стран мира. К основным факторам, способствующим объединению фирм в рамках экономической интеграции, относятся:
- эффект масштаба производства;
- взаимный обмен технологиями;
- использование преимуществ месторасположения предприятий
(в Северной и Центральной Европе налажено производство сложных
компонентов, в Южной Европе - сборка, осуществляемая дешевой
рабочей силой);
- расширение ассортимента продукции для более полного удовлетворения спроса местных потребителей;
- возможности увеличения расходов на НИОКР;
- концентрация каналов сбыта;
- использование трансфертных цен (в первую очередь - в отраслях, где финансовые условия и налоги отличаются в разных странах);
- получение государственных заказов;
- рост возможностей научно-технического прогресса;
- сокращение транспортных расходов за счет внутрифирменного
распределения перевозок.
2.