Западные методы регулирования рынка
Экономика России в конце XX в. оказалась в состоянии хаоса, поскольку взамен разрушенной централизованной системы управления ею не было создано никаких нормальных регуляторов. Лучшим примером либерального государственного регулирования рынка могут быть страны с устойчивой системой управления, особенно Германия и Англия, исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями.
Германия и Англия не применяют (подобно, например, Франции) методов и правил 5-летнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют связь государственного регулирования с частной инициативой.
Германия
В Германии существует центральный аппарат ТПП и 83 его земельных отделения, 14 из которых созданы в восточных землях бывшей ГДР.
Центральный аппарат ТПП практически не вмешивается в работу земельных отделений, но разработанные правила являются обязательными для всех.
Создание региональных торговых палат (ТП) предусмотрено законом, который требует обязательного участия всех предприятий в этой палате, за исключением мелких кустарных. ТП выполняют обширный перечень задач. Структура ТП определяется законодательством, высший ее орган—общее собрание членов ТП. В центральное правление ТП входят представители промышленности и крупных торговых предприятий, представители розничной торговли, а также соответствующие члены ТП из окружных территорий.
Общее собрание немецкой торговой палаты — это "парламент экономики", который после обсуждений принимает принципиальные решения. Создаются различные комиссии, решающие специфические вопросы.
Общее собрание ежегодно утверждает бюджет, определяющийся поступлениями, которые обязаны платить предприятия - члены ТПП. Государство предоставляет дотации только для проведения конкретных мероприятий, например по конкретному строительству, которое осуществляется по заказам ТПП, организации обучения и др.
Крупные предприятия, внесенные в торговый реестр, должны делать более крупные взносы. Они платят в бюджет ТПП не только постоянные взносы, но и взносы, сумма которых зависит от величины их дохода.
Структура палаты соответствует ее задачам и состоит из нескольких отделов: права и торговли; развития и планирования и др. Крупным отделом является отдел народного образования, задача которого — проводить мероприятия по профессиональному обучению и образованию; при этом одной из главных задач предприятий является предоставление специалистам определенного количества вакантных рабочих мест. Большое значение придается осуществлению внешнеторговых операций, оказанию помощи основным отраслям региона.
Одна из ведущих задач ТПП - оказание помощи лицам и организациям, начинающим новое дело, которые при содействии ТПП получают в достаточных объемах государственные кредиты при малых процентных ставках. Такая же поддержка отдельным предприятиям оказывается и в области промышленности, внешних отношений и туризма, капитальных вложений, и особенно при создании рабочих мест.
На ТП возложен целый ряд правовых и обязательных функций. При решении всех правово-экономических вопросов администрация и суды привлекают ТПП в качестве эксперта.
Англия
В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. ТПП не получают финансирования, как в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказывают местным предприятиям. Членство в ТПП добровольное. Предприятие самостоятельно принимает решение о вхождении в ТПП и зависимости от того, окупаются ли его затраты на услуги, которые ему оказывают.
Несмотря на различия между системами организации ТПП в Германии и Англии, между ними много общего.
Рассмотрим деятельность ТПП в Англии на примере Бирмингема крупнейшего промышленного города. Здесь ТПП создавалась для защиты интересов крупных и известных компании, которые должны быть обеспечены законами, инструкциями и различными правилами, способствующими развитию производства.
По мере объединения различных предприятий стало возможным предоставлять услуги нуждающимся в них предприятиям относительно информации, консультирования, стимулирования международной торговли, подготовки кадров.
Одно из главных направлений деятельности ТПП — оказание помощи местным органам власти в развитии экономики, создании новых рабочих мест, повышении уровня занятости населения.
Поскольку по мере развития автоматизации тяжелой обрабатывающей промышленности в Бирмингеме сокращаются рабочие места, ТПП вместе с администрацией города старается открывать новые предприятия в других секторах промышленности.
В начале 70-х гг. был создан выставочный центр, который является собственностью городского Совета. Однако фирма, которая эксплуатирует центр, представляет собой совместное предприятие городского Совета и ТПП; 50% членов правления являются членами городского Совета и 50% - членами ТПП. Выгода от сотрудничества с ТПП для руководителей города заключается в том, что они имеют коллективный орган, который занимается и вопросами частного сектора.
Городские власти совместно с ТПП оказывают помощь начинающим предпринимателям: городской Совет помогает создать небольшие мастерские для начинающих, а ТПП оказывает консультативные услуги по руководству этим бизнесом.
В ТПП имеется большой отдел, который совместно с группой обработки документации занимается оперативным предоставлением информации по поступающим запросам относительно определенной продукции и предоставления различных услуг в Великобритании и за рубежом.
В информационном отделе имеются перечень инженерно-технических фирм, с которыми можно заключить контракт, справочник всех промышленных предприятий Англии и др. Иногда оказывается помощь в поиске источника более детальной информации.
Информационный отдел сотрудничает с Институтом государственных стандартов, продавая их публикации и предоставляя информацию о стандартах; работает с документацией центрального правительства; может оказывать помощь в подготовке всех необходимых документов для экспортных операций, помощь в вопросах экспорта и импорта (тарифы, пошлины и т. д.); предоставляет консультации по вопросам осуществления различных видов платежей, требований, связанных с получением лицензий и различных соглашений; предоставляет информационные услуги городскому Совету, Совету по обучению и предпринимательству и Совету по промышленности и торговле; имеет доступ к национальным и международным базам данных о различных организациях, что особенно ценно для фирм, нуждающихся в клиентах. Отдел имеет возможность определить изготовителя какого-то конкретного вида товара — за эту услугу взимается плата, которая намного ниже, чем расходы на рекламу в коммерческих журналах. Услуги по поиску данных членам ТПП предоставляются с существенной скидкой.
Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий — членов ТПП, — изучение бизнеса во всем мире (законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня), в рамках которого должны действовать фирмы — члены ТПП.
Отдел анализирует тенденции, характерные для бизнеса во всем мире, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает помощь в выполнении государственных законов. Например, в 1990 г. сотрудники отдела провели анализ положений закона о защите окружающей среды, регламентирующего деятельность различных промышленных предприятий. Была проведена серия семинаров о соответствии деятельности фирм этому документу, выпущено практическое пособие для руководителей структур, занимающихся бизнесом.
Подобным образом оказывается помощь в выполнении других законов и постановлений правительства.
Отдел политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятия, стараясь добиться наиболее благоприятных для него формулировок законодательных актов.
Наиболее эффективную помощь Бирмингемская ТПП, в состав которой входят крупные компании (банки, ведущие промышленные и аудиторские фирмы, нефтяные магнаты и др.), оказывает, сотрудничая с Департаментом экономического развития городского Совета, основная задача которого — создание новых частных предприятий. Консультанты ТПП оказывают помощь мелким мастерским, которые создаются с помощью городского Совета для начинающих предпринимателей, проводя экспертизу, предоставляя консультации по составлению бизнес-планов, обучая предпринимательству. В этой области совместной деятельности задачи частного сектора, местных властей и центрального правительства совпадают. Начинающий бизнес использует в основном финансовые средства центрального правительства; на долю ТПП приходится 25% расходуемых на эти цели ресурсов.
В середине 80-х гг. специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации, в связи с чем не могут контролировать изменения рынка. Перед европейскими информационными центрами ставилась задача помочь средним и мелким фирмам извлечь максимум преимуществ из общего рынка. Были созданы Европейский информационный центр (ЕЙ Ц) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от ЕС, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания платных услуг.
Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, можно было бы создать и в России — об этом должны заботиться не только государственные органы, но и сами предприятия.
Другие страны
В других странах, в частности в Японии и США, государственные органы действуют в основном совместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они определяют: объемы необходимых инвестиций, их структуру; технический уровень, а также объем и пропорции выпуска важнейших видов продукции; уровень заработной платы и некоторые другие виды деятельности предприятий.
Намеченные общенациональные задачи решаются с помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий, квот и др.
Стратегический курс экономической политики Японии — построение регулируемой посткапиталистической системы хозяйственного управления. Верхним звеном такой системы должны оставаться государственные органы и руководители крупнейших корпораций*.
Что касается стран западной Европы помимо упомянутых Германии и Англии, а также африканского и азиатского континентов, то здесь нередко наблюдается прямое вмешательство государственных органов в работу частных фирм: во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются 5-летние планы, которые устанавливают значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.
Экономика и жизнь. - № 24, 1993. 4—3550
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
В экономически замкнутых странах, к которым, по существу, можно отнести все образованные в результате распада СССР государства, наладить эффективную рыночную торговлю и рыночную систему регулирования экономики практически невозможно. Объясняется это тем, что у страны, даже такой гигантской, как бывший СССР и США, потребности в многомиллионном ассортименте изделий значительно опережают внутреннюю возможность их изготовления из-за сложности и большой стоимости технической и хозяйственной подготовки производства.
В частности, для подготовки и освоения новой модели грузовика Московский автозавод им. И.А. Лихачева в 1981 г. запросил 2,5 млрд. руб., для освоения новой серии электронных машин американский концерн IBM затратил в свое время около 5 млрд. дол. и т. д. Такие гигантские затраты в случае их регулярного характера могут полностью исчерпать национальные ресурсы. Поэтому международная кооперация становится необходимым условием нормального функционирования экономики каждой страны.
Развитие международной торговли - в настоящее время, пожалуй, единственная возможность решить все экономические проблемы российской экономики: поднять качество продукции, насытить рынок товарами, повысить жизненный уровень народа. Как и другие страны, Россия не в состоянии освоить и производить весь ассортимент нужных ей продуктов, насчитывающих в мире около 200 млн. наименований. Производя примерно 1/8 их часть, Россия нуждается по меньшей мере в 40—50 млн. наименований. Следовательно, разница в 20 — 25 млн. продуктов — это фактически неудовлетворенные потребности производства и населения страны.
Рынок, в том числе международный, включает в себя несчетное количество продавцов и покупателей товара. Страна, вывозя на рынок несколько наименований своей продукции, за вырученные деньги покупает тысячи наименований товара, на которых специализируются другие страны
Изоляция страны, слабость внешнеэкономических связей вынуждали советскую промышленность осваивать изделия, для производства которых не имелось необходимых условий. Например, значительное отставание от мировых стандартов советской электронной техники было обусловлено прежде всего отсутствием высококачественных комплектующих изделий, которые другим странам поставляли в основном США, Япония, ФРГ, частично Тайвань и Южная Корея; СССР был вынужден изготавливать их самостоятельно, не достигая, естественно, высокого качества.
Наиболее качественный режущий инструмент для машиностроения производят фирмы Австрии и Швеции, но российские машиностроители, у которых нет валюты для его приобретения, так как сами они производят мало продукции, годной на экспорт, вынуждены изготавливать режущие инструменты самостоятельно. Покупать нужные изделия, рассчитывая на иностранные займы, — совершенно бесперспективное занятие. Всегда надо предвидеть, каким образом и за счет каких источников будут возвращены долги.
Поскольку кредиты следует возвращать с учетом процентных ставок, доходящих до 15% и более в год, целесообразнее отказаться от их использования, если нет надежных источников для их своевременного погашения. Иностранный капитал выгоднее всего привлекать в отечественную экономику в виде инвестиций. В таком случае вместе с капиталом, увеличивающим объем национального богатства, в страну безвозмездно внедряются передовая зарубежная техника и хозяйственный опыт.
Однако представление о том, что с переходом к рыночным отношениям страна будет наводнена иностранным капиталом, - это иллюзия. Все страны, в том числе индустриально развитые, заинтересованы в привлечении иностранного капитала. Например, США в конце 70-х — начале 80-х гг. с этой целью резко подняли (до 11% годовых) банковские ставки, что позволило решить некоторые финансовые проблемы страны. Однако эта политика вызвала резкий протест европейских партнеров из-за оттока национальных валют из их стран в США.
Совершенно ясно, что до тех пор, пока российские предприятия при поддержке со стороны государства не обеспечат производство конкурентоспособной продукции, пригодной для экспорта, не следует ожидать крупных инвестиций. Односторонний ввоз — это уже не рыночные отношения, а кредит, погашать который можно только за счет экспорта.
Для развития и совершенствования свободных рыночных отношений необходимо иметь ходовой товар и конвертируемые деньги. Находиться в исключительным положении невозможно и к тому же крайне невыгодно. Без нормального экономического общения с другими народами на основе широкомасштабного развития межнациональной научной и производственной кооперации, без твердой опоры на мировые рынки ни одна страна, и Россия в том числе, не может нормально жить и развиваться.
РЕФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА
Как уже отмечалось, стихийного рынка в качестве регулятора производства сейчас практически нигде не существует. Вмешательство государственных органов и суперкорпораций в хозяйственную деятельность предпринимателей неуклонно возрастает, с этим надо считаться. Разрушение оправдавших себя структур централизованного хозяйственного посредничества, таких, например, как бывший Госснаб СССР и некоторые другие, нанесло России и прочим республикам бывшего СССР огромный урон. Однако и чрезмерная концентрация политической и экономической власти в руках государства, как было у нас в прошлом, также вредна и опасна — она-то и явилась причиной развала страны, и экономики в частности.
Необходимо сбалансированное сочетание централизации и рынка. Не освоив рынок как способ обмена товарами, а также накопленным опытом, невозможно активно включиться в нормальный процесс внутреннего и международного разделения труда. Это исходная позиция современной рыночной экономики.
Есть 2 вероятных пути этого процесса: разрешительный и принудительный. В первом случае в сферу рыночных отношений добровольно вступают все те предприятия, организации и отдельные лица, у которых есть товар для продажи и деньги для его покупки. Соответствующими правительственными актами регулируется лишь порядок рыночных сделок.
Другой путь, которого придерживаются лидеры хозяйственной перестройки России, - принудительный, типа известной программы "500 дней", правительственной программы приватизации и т. д. Существующие каналы централизованного регулирования производства и распределения ресурсов при этом перекрываются. Поставщики и потребители производимой продукции (оказываемых услуг) в таком случае вынуждены вступать между собой в прямые торговые отношения.
Принудительного перехода от централизованного к либеральному рынку в мировой практике еще не встречалось, а поэтому возникает вопрос: в какой мере реален принудительный путь? Каким образом на основе указов и принуждений сверху заставить десятки миллионов людей делать то, чего они никогда не делали и, следовательно, не знают, как это делается, психологически не готовы к подобным действиям?
Указания такого рода вызывают у людей разную реакцию: одни выжидают, что же получится у соседа, другие пытаются выполнить указание по-своему. Немало находится и таких хозяйственников, которые открыто саботируют неразумные, по их мнению, указы. Следовательно, приказные варианты уже с этой точки зрения не являются целесообразными. Необходимо находить естественные пути развития свободного рынка.
Проблема состоит в том, чтобы создать такой рынок внутри страны, который, во-первых, позволил бы не отставать от мирового сообщества в разделении труда, и, во-вторых, не нарушал бы работу огромного механизма, по инерции еще действующего в режиме централизма. Представляется, что в сложнейшей ситуации необходимо прежде всего устранять барьеры в развитии внутренней и международной торговли и, постоянно расширяя связи, подготавливать кадры, создавая базу для полноценных и выгодных всем рыночных отношений.
Ослабляя централизованные командные рычаги управления, рыночные отношения способны регулировать производство и потребление продукции лишь на основе взаимных интересов и естественных потребностей производства и людей, а также осведомленности о состоянии рынка относительно всего ассортимента товарной массы.
Информированность поставщиков и потребителей о наличии товаров и потребности в них — важнейшее условие для нормального функционирования рынка — в противном случае неизбежно наступает хаос и спад производства.
Каждое предприятие должно налаживать надежную современную связь с потребителем продукции и поставщиками производственных ресурсов. Необходимо создание постоянно обновляемого банка данных о движении товарной массы в том секторе рынка, в котором концентрируются интересы предприятия.
Перестройка старых экономических и социальных взаимоотношений реально может произойти лишь поэтапно. Принудительные методы перестройки, к которым нередко прибегают центральные и местные власти, неизбежно оказывают негативное воздействие на экономику.
ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП
Освоение либеральных капиталистических отношений и новых форм хозяйствования в России потребовало внесения существенных изменений в структуру органов управления предприятием и методы мотивации труда персонала. Целью деятельности предприятия стало не достижение показателей выполнения плановых заданий, а в основном получение дохода
Целевые функции управления переориентировались с решения административно-исполнительских задач на функции предпринимательства, связанные также с получением и наращиванием дохода.
Несмотря на принципиальное сходство централизованно управляемого и капиталистического рынков, между ними существуют значительные различия.
Первая (и главная) особенность либеральных рыночных отношений, устойчиво сложившихся в индустриально развитых странах, высокая заинтересованность предприятий (фирм) в рынке сбыта. При отсутствии заинтересованности поставщиков продукции в рынках сбыта рынок заменяется монопольным или безвозмездным распределением.
Важнейшее условие рыночных отношений - сбалансированность производства и потребления продукции на основе спроса и предложения с некоторым преобладанием темпов роста производства над темпами роста объемов потребления, что объективно необходимо, так как сохраняет заинтересованность поставщиков в рынках сбыта, улучшении качества продукции, снижении цен, и тем самым упорядочивает рыночные отношения (рис. 3.11).
Вторая особенность неуправляемого рынка - высокая степень самостоятельности участвующих субъектов в рамках правового и хозяйственного законодательства. Предприятие не только освобождается от излишней опеки, но и лишается помощи и "подстраховки" со стороны вышестоящей организации. В случае неудачи предприятие несет полную ответственность за все стороны деятельности перед: законом (за его исполнение); партнерами (за выполнение обязательств по договорам о поставках собственной продукции и услуг и своевременной оплате поставок со стороны);
банковской и всей финансовой системой (за четкость и достоверность всех финансовых операций); своим коллективом (за технические, экономические и социальные результаты своей деятельности).
Третья особенность либерального рынка — жесткость, неумолимость экономических отношений. Коллективы предприятий, прежде всего их руководство, должны всегда иметь в виду, что убыточность продукции (оказываемых услуг), потеря рынка сбыта (в частности, из-за неразвитости экономических связей) и потеря поставщика приводят или к безработице, или переходу предприятия к другому владельцу, что означает неизбежные потери для всего коллектива.
Четвертая особенность неуправляемых рыночных отношений — передача предприятиям от вышестоящих управленческих структур (министерств и ведомств) не только права распоряжаться имуществом, самостоятельно регулировать собственную деятельность и нести ответственность за ее результаты, но и всего объема технической, коммерческой, финансовой, правовой информации, которая используется для разработки стратегии и текущего управления производством.
На первый взгляд, малозаметная, а поэтому практически неисследованная в России проблема информационного обеспечения предприятий может оказаться главным тормозом дальнейшего функционирования хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики.
По утверждению специалистов по информатике и управлению, трудоемкость переработки различной научно-технической, коммерческой и прочей информации в условиях нерегулируемой рыночной экономики значительно превосходит трудоемкость непосредственного изготовления промышленной продукции.