Нфраструктура информационного рынка.
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. Состав инфраструктуры информационного рынка представлен на рис.1.1.
Рис.1.1. Состав инфраструктуры информационного рынка
Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. [4]
1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей: 1) биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены; 2) статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям; 3) коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам.
2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части: 1) профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, метеорологов и т.д.; 2) научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная; 3) доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы.
3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей: 1) новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, газеты, журналы, справочники, энциклопедии; 2) потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; 3) развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор — услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: 1) программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера; 2) технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, сопутствующие материалы и комплектующие; 3) разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей; 4) консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система; 5) подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: 1) непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; 2) дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а, следовательно, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Функции информационного бизнеса
К функциям информационного бизнеса относятся: 1) непосредственное ведение учета, а так же управление финансами; 2) управление предоставленными кадрами; 3) исследования в области маркетинга; 4) страхование информации, имущества; 5) выполнение роли посредника. [7]
Заключение
Таким образом, рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Одним из немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, стало появление информации, которая вскоре приобрела статус бизнес - информации. В большинстве случаев пользователи заинтересованы в получении реальных данных о производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д.
Подробное изложение теоретических вопросов, затронутых в первой лекции, можно найти в литературе [1, 2]. Практические аспекты этих вопросов можно отыскать в работах [3, 4,5,6,7].
Знания следует самостоятельно проверить путем ответов на контрольные вопросы.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
1. Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике: 2012. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2012. - 650 с. (1 экз.)
2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 2013.- 128 с.(1 экз.)
б) дополнительная литература
3. Перспективные направления развития российской отрасли информационно-коммуникационных технологий. - М.: Центр развития информационного общества, 2010.- 456 с.(1 экз.)
4. Джамай Е.В. Рынок информационных продуктов и услуг. – МАИ, 2013-296с. (1 экз.)
5. Информатика и информационные технологии [Текст]: учеб.пособие / под ред. Ю.Д. Романовой.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010 – 424с. (1 экз.)
6. «Роль информационно-коммуникационных технологий в информационной экономике», Хамитова К., Махарамли В., 2012.- 162 с. (1 экз.)
в) прочая литература:
7. Журнал «Компьютерный пресс», Александр Прохоров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=9615&iid=405
Список контрольных вопросов
1) Что такое информационная услуга?
2) Назовите понятие информационного продукта.
3) Какие можно назвать особенности информационного продукта?
4) Что такое материальный информационный продукт?
5) Что можно отнести к нематериальному продукту?
6) Какие следует различать информационные продукты и услуги (ИПУ) по характеру предоставляемой информации?
7) Какая классификация ИПУ существует по признаку широты распространения (информации адресности)?
8) Что такое инфраструктура информационного рынка?
9) Опишите инфраструктуру информационного рынка.
10) Какие существуют функции информационного бизнеса?