Стандарты на продукцию и услуги

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к конкретному виду продукции (услуги) либо к группе однородной продукции (услуги).

К этому виду стандартов в общественном питании относятся: ГОСТ Р 50762 «Общественное питание. Классифи­кация предприятий»; ГОСТ Р 50763 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению»; ГОСТ Р 50764 «Услуги общественного питания. Общие требования».

В соответствии с ГОСТ Р 50764 к услугам общественного питания предъявляются определенные требования. Услуга общественного питания — результат деятельности пред­приятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Про­цесс обслуживания — совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуги должно удовлетворять уста­новленным потребностям потребителя. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичное™, т. е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим потребностям потребителей. Комплекс услуг должен соответствовать типу предприятий. Основная услуга общественного питания — услуга пита­ния. Она представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия, и подразделяются на следующие:

• услуга питания ресторана;

• услуга питания бара;

• услуга питания столовой;

• услуга питания кафе;

• услуга питания закусочной.

Услуги по организации потребления продукции и обслу­живания включают:

• организацию и обслуживание торжеств, ритуальных мероприятий;

• организацию питания и обслуживание участников кон­ференций, совещаний и т. д.;

• обслуживание потребителей в пути следования пасса­жирского транспорта;

• обслуживание в номерах гостиниц и др.

В ресторанах, барах большое внимание уделяется орга­низации услуг досуга. Нормативное обеспечение качества ус­луг составляют как государственные стандарты, так и стан­дарты предприятий, технические условия, которые конкре­тизируют требования к конкретной услуге (рис. 15).

Стандарты на работы (процессы)устанавливают тре­бования к выполнению различного рода работ на отдельных

стандарты на продукцию и услуги - student2.ru

Рис. 15.Общая структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг

этапах жизненного цикла продукции (услуг1» — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оп­тимальности.

В торговле и общественном питании важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продук­тов, их производство. В программе разработки технических регламентов на 2004—2010 гг. запланирована разработка та­ких технических регламентов, как «Требования к мясу птицы и продуктам его переработки, их производству и обороту»; «Требования к кондитерской продукции, ее производству и обороту»; «Требования к мясу и продуктам на основе мяса, их производству и обороту» и др.

Стандарты на процессыдолжны содержать требования безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружа­ющей среды при проведении технологических операций.

Типичными объектами стандартов предприятий, на ко­торых действует система качества, являются управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Стандарты на методы контроля(испытания, измерения, анализ) должны в первую очередь обеспечивать всесто­роннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги).

Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопас­ности всегда являлось государственной задачей.

Методы оценки качества пищевых продуктов можно раз­делить на:

  1. химические — с использованием химических средств согласно действующим методикам (для определения содержания белков, жиров, углеводов, минеральных, вредных, токсических веществ и т. д.);
  2. физико-химические;
  3. биологические — на основе биохимических и микробиологических анализов (исследование микрофлоры, выявление патогенных микроорганизмов, бактерий груп­пы кишечных палочек и др.).

Показатели качества и безопасности физико-химические и микробиологические, влияющие на безопасность продукции, должны соответствовать приложениям ГОСТ Р 50763 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая на­селению», медико-биологическим требованиям и санитарным нормам Минздрава — МВТ—5061—89.

Стандарты на методы испытаний регламентируют по­рядок отбора проб продукции для проведения испытания; дают описание применяемого оборудования, материалов, реактивов, правила проведения испытаний; порядок получения ре­зультатов.

2. Межгосударственная система стандартизации (МГСС)

Представителями государств бывшего СССР было подготовлено 13 марта 1992 г. «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации», в котором заложены системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому документу были признаны действующие ГОСТы в качестве межгосударственных. Был образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии, сертификации (МГС). Членами МГС являются руководители на­циональных органов по стандартизации, метрологии и сертификации 12 государств — участников Соглашения. Участниками Соглашения, кроме России, были Азербайджан, Ар­мения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. МГС открыта и для других государств, признающих его принципы и присоединяющихся к Соглашению.

Основные положения МГСС изложены в следующих нормативных документах.

• ГОСТ 1.0 Правила проведения работ по межгосу­дарственной стандартизации;

• ГОСТ 1.2. Правила проведения работ по межгосу­дарственной стандартизации. Порядок разработки, при­нятия, применения, обновления и отмены документов по межгосударственной стандартизации;

• ГОСТ 1.5. Правила проведения работ по межгосу­дарственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

• ПМГ 05. Порядок взаимодействия национальных ор­ганов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов и др.

Целями межгосударственной стандартизации в соответствии с ГОСТ 1.0—92 являются:

• защита интересов потребителей и каждого государства -участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

• обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих государ­ственный интерес;

• устранение технических барьеров в производстве и тор­говле, содействие конкурентоспособности продукции

государств — участников Соглашения на мировых торговых рынках;

• содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства стран — участников Соглашения;

• содействие безопасности хозяйственных объектов государств— участников Соглашения при возникновении природных и технологических катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

Объектами межгосударственной стандартизации являются: общетехнические нормы и требования; совместимые программы и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ; объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов; взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

МГС стремится к расширению сотрудничества с между­народными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН).

Рабочим органом МГС является постоянно действующий секретариат с местом пребывания в Минске. Органами по разработке стандартов являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200.

Разработка проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация, осуществляется в следующем порядке:

  1. 1-я стадия — организация разработки стандарта;
  2. 2-я стадия — разработка первой редакции проекта стандарта;
  3. 3-я стадия — разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Госстандарте России;
  4. 4-я стадия — рассмотрение проекта стандарта в государствах — участниках Соглашения;
  5. • 5-я стадия — принятие стандарта и регистрация его. Разработка проектов стандартов на 1—3 стадиях анало­гична порядку, установленному для проектов государствен­ных стандартов (см. п. 2.7).

Рассмотрение проекта стандарта в государствах — участниках Соглашения производится после его одобрения Госстандартом России.

После рассмотрения проекта стандарта в государствах от национальных органов поступают результаты рассмотрения проекта стандарта (замечания, предложения).

Госстандарт России анализирует и обобщает их. При положительных результатах по проекту стандарта Госстандарт России направляет его в технический секретариат МГС.

При наличии принципиальных замечаний проект дорабатывается и рассылается государствам на повторное рассмотрение.

В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства-участника Соглашения. Так, значительную долю ГОСТов в последнее время составляют государственные стандарты России — ГОСТ Р (около 70 %).

Принятые межгосударственные стандарты гармонизированы с международными, что способствует продвижению государств СНГ на мировом рынке.

3. Межотраслевые системы стандартизации

Формой комплексной стандартизации является стандартизация межотраслевых систем, направленная на решение крупных народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства высококачественной продукции.

Примеры действующих в настоящее время межотраслевых систем стандартизации:

  1. Государственная система стандартизации РФ (ГСС).
  2. Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
  3. Единая система технологической документации (ЕСТД).
  4. Система показателей качества продукции (СПКП).
  5. У инфицированная система документации (УСД).
  6. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
  7. Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП).
  8. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП)
  9. Единая система технологической подготовки производства

Единая система конструкторской документации (ЕСКД)

ЕСКД устанавливает для всех предприятий (организаций) страны единые правила разработки, выполнения, оформления и обращения конструкторской документации.

Основные задачи ЕСКД:повышение эффективности за счет исключения затрат на переоформление документов при их передаче в другие предприятия и организации; упрощение текстовых документов и графических изображений; снижение затрат на подготовку и применение документов; механизация и автоматизация обработки технических документов и содержащейся в них информации; учет документации, сокра­щение ее объемов и др.

Стандарты системы ЕСКД:

1) общие положения (ГОСТ 2.001—2.004);

2) основные положения (ГОСТ 2.101—2.125);

3) обозначения изделий и документов (ГОСТ 2.201);

4)общие правила выполнения чертежей (ГОСТ 2.301— 2.321);

5) прочие стандарты.

ЕСКД позволяет осуществлять широкий обмен технической документацией с зарубежными странами, выходить на международный рынок с продажей товаров, организовывать совместные с зарубежными формами предприятия по изготовлению продукции.

Единая система технической документации (ЕСТД)

Технологическая документация определяет технический уровень производства. На основе технологической документации создается информация, применяемая для проведения технико-экономических расчетов, планирования и регулирования производства, правильной его организации, подготовки, управления и обслуживания.

Основная задача ЕСТД — установить во всех организациях единые правила, нормы и положения выполнения, оформления, унификации и стандартизации технической документации.

Применение ЕСТД позволяет:

  1. сократить объем разрабатываемой технологической документации;
  2. повысить производительность труда технологов;
  3. упорядочить номенклатуру и содержание форм документации общего назначения:
  4. создать первичную информационную базу для автоматизированной системы управления предприятия и отрасли.
  5. Комплекс стандартов ЕСТД: 1)общие положения (ГОСТ 3.1001); 2)основополагающие стандарты (ГОСТ 3.1102—3.1130);
  6. классификация и обозначение технологических докумен­тов (ГОСТ 3.1201);
  7. правила заполнения технологических документов (ГОСТ3.1702-3.1707);
  8. прочие стандарты.

Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП)

Главной целью системы СРПП является обеспечение выпуска продукции высокого качества. Она распространяется на продукцию всех отраслей промышленности за исключением военной.

Задачи СРПП:

обеспечение разработки и производства новой продукции высокого качества, которая может быть конкурентоспособной;

обеспечение стабильности показателей качества выпускаемой продукции;

сокращение сроков и затрат на разработку, производство, эксплуатацию продукции;

своевременное обновление устаревшей продукции;

повышение ответственности исполнителей работ за качество разработки, изготовления продукции.

Объектами стандартизации СРПП являются:

  1. проведение работ в процессе жизненного цикла продукции;
  2. функции участников работ;
  3. общие требования к продукции, предъявляемые на каждой стадии жизненного цикла продукции.

Стандарты СРПП могут быть государственными, межгосударственными, отраслевыми.

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) — это установленная национальными стандартами система организации и управления процессом технологической подготовки производства, предусматривающая широкое применение прогрессивных технологических процессов, средств механизации и автоматизации производственных процессов. Технологическая подготовка производства (ТПП) включает в себя комплекс мероприятий и процедур, обеспечивающих готовность производства, т. е. наличие конструкторской и технологической документации, технологического оборудования и оснащения, необходимых для выпуска данного вида продукции, установленного качества в определенные сроки.

Система стандартизации в области охраны труда и улучшения использования природных ресурсов (ССОП)

Стандарты ССОП представляют собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

По ГОСТ 17.0.0.01—76 — охрана природы — это система мер, направленная на сохранение и восстановление при­родных богатств, рациональное использование природных ресурсов, рациональное взаимодействие между деятельностью человека и окружающей средой.

Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Стандарты ССОП делятся на виды:

термины, определения, классификация;

нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов;

правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды;

прочие стандарты.

Наши рекомендации