Правительство знает, что инфляция будет больше, чем оно обещает. Власть готовит бюджет 2011 г. к высокому росту цен

Вчера правительство на заседании одобрило поправки к федеральному бюджету 2011 г. (есть в распоряжении «Ведомостей»). Новых расходов станет больше на 418,4 млрд руб., из которых 74,4 млрд руб. выделяется на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Ему деньги могут потребоваться для возможной второй индексации трудовой пенсии, говорится в пояснительной записке к поправкам.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца индексируется в особом порядке: если рост цен за первое полугодие составит больше 6%, то потребуется такая же индексация. В первом полугодии рост цен может превысить 6%, ссылается Минфин на оценку Минэкономразвития, поэтому повышение пенсий придется провести 1 августа. Зарплаты бюджетникам из-за инфляции тоже могут индексировать, но скорее всего осенью, говорит чиновник Минфина: на это может быть потрачено около 23 млрд.руб. из допдоходов.

Согласно последнему прогнозу показателей инфляции на 2011 г., подготовленному Минэкономразвития, рост цен в первом полугодии составит 5,8% (3,7% в I квартале и 2,1% — во втором). В III и IV кварталах цены должны резко приостановить свой рост: 1,4%. III квартал — ключевой, считает Минэкономразвития, на 20,7% подешевеет плодоовощная продукция, а инфляция составит всего 0,2%.

Правительство ожидает, что инфляция не превысит 6,5-7,5% (в прогнозе Минэкономразвития — 7,5%), сказал премьер Владимир Путин. Вице-премьер Алексей Кудрин выражал надежду, что у России есть перспективы выйти на уровень инфляции ниже 7%. ЦБ задает коридор в 6-7%.

Говорить, что инфляция будет низкой, даже если это неправда, — правильно, считает чиновник аппарата правительства: «Рост цен зависит от ожиданий, а высокопоставленные чиновники их формируют. Сказать, что инфляция будет высокой, — значит спровоцировать рост». Кроме правительства нет экспертов, которые считают, что инфляция будет низкой, подметила главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Такая политика приводит не к снижению роста цен, а к утрате доверия к ней и высказываниям чиновников, считает она.

За полугодие цены вырастут больше чем на 6%, на конец года — 8,7%, уверена Цепляева, правительство знает об этом, поэтому резервирует средства на индексацию. Оксана Осипова из Центра развития ВШЭ согласна с коллегой: 6% за полгода — весьма вероятный сценарий, а годовая планка в 7,5% будет преодолена. В этом году нет причин для замедления инфляции, говорит Цепляева.

Если рост цен за полгода не превысит 6%, индексировать пенсии не будут, объясняет чиновник Минфина: тогда, вероятно, в осенних поправках к бюджету они станут одним из источников перераспределения денег на новые расходы.

Кувшинова Ольга. Временно замедленно[10]

В апреле инфляция замедлилась до 0,4%, сообщил Росстат. В мае рост цен может ускориться из-за недавнего «бензинового кризиса»

В апреле замедлился рост цен на продовольствие, но быстрее стали дорожать услуги, темп роста цен на непродовольственные товары не изменился. В сравнении с мартом инфляция замедлилась на 0,2 процентного пункта до 0,4%, а за четыре месяца составила 4,3%.

С апреля по сентябрь инфляция всегда замедляется, повлияло и снижение индекса мировых цен на продовольствие, объясняет Александр Морозов из HSBC. Индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO Food Price index) в марте снизился впервые за семь месяцев. Продолжение тенденции заложит основу для дальнейшего замедления цен на продовольствие в России, надеется Морозов: в апреле оно подорожало на 0,4% против 0,9% в марте. Хотя сама FAO ожидает, что цены снова взлетят из-за превышения спроса над предложением, сообщил на днях в интервью Reuters ее глава Жак Диуф.

Ускоряется монетарная инфляция, что видно по более быстрому дорожанию услуг и некоторых непродовольственных товаров, и при оживлении потребительского спроса ценовое давление будет расти еще больше, считает Морозов. Снижение нормы сбережений, рост кредитования говорят о том, что спрос оживает, добавляет он. Усиление монетарного давления отмечал и первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, комментируя повышение базовых ставок. «Бензиновый кризис» отразится уже в майской статистике (в апреле бензин подорожал на 0,9% после снижения цен на него в марте и феврале), говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: «Решена проблема с дефицитом, но не с ценами». Замминистра финансов Сергей Шаталов считает, что после повышения экспортных пошлин на бензин на внутреннем рынке топливо подешевеет. По расчетам экспертов Центра развития Высшей школы экономики, после повышения пошлины в мае внутренняя цена на бензин стала справедливой (в феврале — марте была заниженной, до этого в течение двух лет — завышенной).

В годовом выражении (к апрелю 2010 г.) инфляция ускорилась до 9,6% (в марте и феврале — по 9,5%). Перспективы выполнения правительственного прогноза в 7,5% к концу года по-прежнему выглядят чрезмерно оптимистичными. Премьер-министр Владимир Путин недавно еще раз указал на первоочередность задачи снижения темпов роста цен, сравнив борьбу с инфляцией с лошадью, которая обеспечит стране прорыв. «Лошадью, а именно инфляцией, нужно заниматься в первую очередь», — согласился Улюкаев.

При хорошем урожае и дефляции рост цен за год может быть менее 9%, считает Тихомиров: «Но при условии восстановления экономической активности, высоких цен на сырье откуда возьмется дефляция?» Если только резко упадут цены на продовольствие, тогда это компенсирует рост монетарной инфляции, рассуждает Морозов: «Это возможно, но не выглядит наиболее вероятным». Его прогноз — 9,5% по итогам года.

Кувшинова О. Идем на рекорд[11]

Наши рекомендации