Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве
К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру. Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. – в развивающихся, 3 тыс. – в государствах с переходной экономикой.
Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.
60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% – в сфере услуг, 3% – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Среди 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) в наибольшей степени представлены США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания.
Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира вместе взятых. Перемещение 1–2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют.
Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе МРТ и мирохозяйственных связей.
Внедрившись в экономику развивающихся стран, МК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли.
Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для зарубежных товаропроизводителей (фритредерство)
Плюсы | Минусы |
1. Граждане могут купить больше товаров по более низким ценам и лучшего качества. | 1. Сократятся продажи отечественных товаров. |
2. Возрастут доходы торговых фирм и сумма налогов с этих фирм. | 2. Упадут доходы отечественных фирм и налоги с этих фирм. |
3. Возрастёт сумма налогов с покупателей. | 3. Некоторые отечественные производители окажутся банкротами, и возрастёт безработица. Государство окажется вынужденным повысить расходы на пособия для безработных. |
4. Рост уровня жизни повысит шансы правящей партии победить на очередных выборах. | 4. Безработные и обанкротившиеся предприниматели будут протестовать против политики нынешнего правительства. |
5. Отечественные товаропроизводители окажутся вынужденными повышать свою конкурентоспособность (повысить качество и снизить цену товара) до мирового уровня или полностью разориться. | 5. Возрастёт зависимость страны от зарубежных поставок, что приведёт к ослаблению её политической независимости. Другая страна получит возможность диктовать свою волю под угрозой прекратить поставки жизненно важных товаров, например, продовольствия или энергоносителей. |
Дополнительные материалы Внешняя торговля и мировая экономика |
Неравное распределение месторождений и природных ресурсов приводит к тому, что каждая страна ищет нишу на международном рынке для своей специализации с целью наиболее рационально использовать свои ресурсы и повысить благосостояние своих граждан. По этой причине Россия вывозит нефть и газ, а ввозит фрукты. Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом рынке, используя свои ресурсы и преимущества, например, Турция и Египет специализируются на обслуживании туристов, т. к. имеют прекрасные морские пляжи и исторические памятники. США и Аргентина специализируются, в том числе, и на производстве продовольствия, т.к. имеют много плодородной земли и отличный климат. Голландия, Колумбия и Израиль – на производстве цветов. Россия пока что специализируется на производстве сырья – нефти, газа, леса, металлов, минеральных удобрений. Регулирование мировой торговли Международная торговля сопровождается конфликтами между отдельными странами за сферы влияния. Импорт – это закупка товаров за границей. Экспорт – это продажа товаров за границу.Чтобы защитить своего производителя от разорения из-за конкуренции со стороны иностранных производителей, каждая страна стремится к тому, чтобы доля её экспорта в другие страны была выше, чем доля импорта. Под давлением своих производителей правительство любой страны иногда начинает проводить политику протекционизма, т. е защиты своих производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей.В России эту политику первым стал проводить Пётр Первый с той целью, чтобы превышение российского экспорта над импортом позволяло накапливать в России золотые и серебряные деньги, т.к. в то время в России впервые открыли крупные месторождения этих металлов и начали их добывать, поэтому их очень не хватало. Россия всегда занимала очень выгодное географическое положение между Европой и Азией, что позволяло богатеть за счёт международной торговли. Достаточно вспомнить, что в древности Новгород и Киев располагались на торговом пути «из варяг в греки», захват Казани и Астрахани русскими при Иване Грозном в 16 в. позволил расчистить торговый путь по Волге в Персию, а оттуда в Индию и Китай. Сегодня с просьбами о защите внутреннего рынка к правительству часто обращаются российские аграрии, директора автомобильных заводов и текстильных предприятий. Но следует помнить, что протекционистская политика всегда приводит к технической отсталости отечественных отраслей промышленности и сельского хозяйства, снижению качества и повышению цен на отечественную продукцию по сравнению с зарубежной. В ответ на повышение российских пошлин на продукцию иностранного производства, эти зарубежные страны неизбежно повышают свои пошлины на продукцию российского производства, что приводит к вспышке «торговой войны», которая невыгодна обеим сторонам конфликта. Такие торговые войны неоднократно вспыхивали, например, между Японией и США, т. к. сегодня японские автомобили и электроника дешевле и выше по качеству, чем американские. Торговые войны 21 века Свободная международная торговля приносит максимальную выгоду мировой экономике. Если две страны полностью снимают торговые барьеры на пути товарных потоков, то обе они окажутся в выигрыше, а суммарный темп роста экономик этих стран будет максимальным. Однако, никогда нельзя утверждать, что выигрыш от свободной торговли будет одинаковым для обеих стран, скорее всего одна страна будет выигрывать больше, чем другая; темп роста экономики первой страны наверняка будет выше, чем у второй. Поэтому вторая страна будет вначале чувствовать себя обиженной, а потом начнет беспокоиться о своей безопасности из-за слишком быстрого роста первой страны. И это не единственная причина для отказа от свободной торговли. К этим причинам также относятся: 1) соображения общей и экономической безопасности государства; 2) социальные причины, в частности открытие границ для иностранных товаров всегда приводит к росту структурной безработицы, борьба с которой дорого обходится для бюджета; 3) отсутствие перераспределения налоговых платежей в мировой экономике в пользу бедных стран и регионов. Таким образом, у государств существуют причины для проведения протекционистской внешнеторговой политики. И нет ничего удивительного в том, что все государства мира прибегают к ней постоянно или время от времени (например, если сталкиваются с демпингом). Традиционно, для защиты внутреннего рынка государство использует такие меры, как запрет импорта отдельных товаров, квотирование их импорта или введение таможенных пошлин. В первой половине 20 века любое государства обладали практически полным суверенитетом в области внешнеторговой политики и вводили такие пошлины на иностранные товары, какие желали. Однако, появление ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ по буквам английского написания этих слов)), а затем создание ВТО достаточно сильно ограничили возможности государств в области протекционизма. Сейчас введение каким-либо государством, входящим в ВТО, повышенным импортных пошлин может привести к обращению других стран в ВТО с жалобой, что может повлечь за собой различные санкции. Однако, у государств остались другие методы защиты собственного производителя. Наиболее распространенный способ в настоящее время субсидии собственным производителям или дотирование производства определенных видов продукции. Дотации позволяют существовать неэффективным производителям, но при этом позволяют сохранить рабочие места и обеспечивают экономическую безопасность государства. Например, за счет дотаций многие государства поддерживают агропромышленный комплекс, что защищает экономику от резких колебаний цен на международном продовольственном рынке. Но дотации являются не только способом защиты внутреннего рынка, но и инструментом агрессивной внешнеэкономической политики, т.е. инструментом захвата внешних рынков и подавления иностранных производителей. А теперь обратим внимание на то, что если таможенные пошлины наполняют государственный бюджет, то дотации и субсидии изымают средства из бюджета. Поэтому использовать такие методы защиты внутреннего рынка могут только богатые государства с высоким ВВП на душу населения. При этом желателен профицит бюджета или возможность легко покрыть бюджетный дефицит за счет заимствований. Более бедные страны часто оказываются не способны защитить свой рынок за счет дотаций. В настоящее время подобная ситуация сложилась в странах Африки. Государство может помогать домашним производителям за счет налоговых инструментов. Страны с низкой налоговой нагрузкой всегда имеют на мировом рынке преимущество перед странами с высокой, поскольку при прочих равных низкая налоговая нагрузка означает низкую себестоимость продукции. Страны с низкой налоговой нагрузкой на экономику быстрее развивают экспортно-ориентированные отрасли и быстрее встраиваются в мировую экономику, а страны с высокой налоговой нагрузкой оказываются лучше защищены от мировой конъюнктуры, поскольку в этих странах медленнее сворачивается производство в неэффективных отраслях. Но снижение общей налоговой нагрузки на экономику или налоговые льготы отдельным отраслям – это не все меры налогового стимулирования производителей. В короткой перспективе государство может предоставлять производителям налоговые кредиты, являющиеся хорошим средством защиты производителей в короткой перспективе. Но как и субсидии производителям, налоговые кредиты и налоговые льготы – инструменты эффективные лишь в руках богатых правительств. Еще одним способом защиты собственного производителя является манипулирование валютным курсом. Занижение курса национальной валюты стимулирует экспорт и подавляет импорт. Однако, заниженный курс собственной валюты может существовать лишь в течение короткого времени, поскольку профицит торгового баланса приведет к постепенному накоплению в стране иностранной валюты, что понизит ее курс. Поэтому для стимулирования собственной промышленности за счет заниженного курса нужно постоянно выкачивать из экономики иностранную валюту. Этого можно достигнуть за счет вывоза капитала, импорта технологий (когда экспортная выручка превращается в импортируемый производственный капитал), создания резервов правительства или национального банка. В последнем случае заниженный курс национальной валюты будет приводить к инфляции; но предпоследний случай возможен только при профицитном бюджете. А теперь заметим, что если у государства скапливаются валютные резервы, то оно способно получить экономическую власть над другими государствами, если они имеют бюджетный дефицит и покрывают его за счет заимствований. В настоящее время такой властью обладают страны Дальнего Востока (Китай, Южная Корея и др.). Итак, у государств всегда есть причины для проведения политики протекционизма, а в связи с тем, что мировая экономика сейчас находится в депрессивном состоянии, таких причин даже больше, чем обычно. С другой стороны, у государств еще остались инструменты для претворения в жизнь такой политики. Поэтому торговые войны останутся актуальны и в 21 веке, но вестись они будут иначе, чем раньше. В первую очередь это будут валютные войны, когда одни государства будут стремиться снизить курс своей валюты, а другие будут им препятствовать. При этом, конечно, защищать внутренний рынок государства смогут за счет дотирования производства и налоговых льгот. Но агрессивная внешнеторговая политика будет основана на заниженном курсе национальной валюты плюс давлении на госдолг конкурентов. А противостоять такой политике в рамках ВТО будет достаточно сложно. И нужно заметить, что вести торговые войны смогут только богатые государства. Способы защиты отечественных производителей: · Таможенные пошлины, как налоги в пользу государства, взимаемые с владельца товара, когда тот пересекает границу с целью продать этот товар внутри России. Из-за них продавец импортных товаров вынужден повышать цены на эти товары. В результате импортные товары теряют часть своего преимущества по сравнению с отечественными. При повышении размера торговых пошлин проигрывают покупатели и импортёры, но выигрывают отечественные товаропроизводители и государство. · Импортные квоты и лицензии Импортная квота – это предельная величина ввоза за год из определённой страны. Внешнеторговая лицензия – это выдаваемое государством разрешение на ввоз или вывоз из страны определённых видов товаров. Импортная квота – это грубый метод и другие страны обычно отвечают аналогичными мерами, в результате начинается «торговая война».Пример этого – «торговая война» между США и Китаем в 1992 г. из-за того, что в 1991 г. китайцы продали американцам товаров больше, чем купили в США на 12,7 млрд. $. Внешняя торговля России и проблемы её развития. Наличие больших запасов полезных ископаемых стало палочкой-выручалочкой для России. Экспорт нефти и газа помогал России выживать последние 17 лет. В 1991 г. импорт в Россию уменьшился на 20%, а экспорт – на 28% по сравнению с 1990 г. Россия тогда импортировала кормовое зерно, продовольствие, запасные части и т. д. Это грозило серьёзными последствиями в продовольственном снабжении. В 1992 г удалось добиться прекращения падения экспорта и несколько увеличить импорт. В 1993 г. на мировом рынке начался рост цен на нефть с 9$ до 25 $ за баррель, что позволило переломить опасные тенденции во внешней торговле. Структура российского экспорта не может радовать экономистов, т.к. Россия в 2000 г. экспортировала в основном сырьё (87% экспорта): · нефть, газ и минеральные продукты -43%, · металлы и изделия из них – 30%, · химические товары – 8%. · А доля продукции машиностроения составляет всего 9%. · Прочее – 4%. В экспорте сырья нет ничего плохого, но нужно умело использовать доходы от их экспорта на создание современных отраслей промышленности и машиностроения. Тогда будущее истощение месторождений полезных ископаемых не грозит стране падением уровня жизни. Освоение новых месторождений нефти, например, на морском шельфе Северных морей будет стоить всё дороже и дороже. К сожалению, пока в России не удаётся развивать современные отрасли. Структура российского импорта в 2000 г.: · продовольствие – 18%, · машины, транспортные средства и оборудование – 37%, · химические товары- 16%, · прочее -18%, Такая структура экспорта свидетельствует о продолжении кризиса в сельском хозяйстве и машиностроении в России. В 2000 г. 87% российского экспорта (сырьё и энергоносители) уходило в промышленно развитые страны мира. Остальные 13% экспорта уходило в страны СНГ. В 2000 г. на долю стран СНГ приходилось 58% импорта в Россию, на долю промышленно развитых стран – 42% импорта. Страны СНГ очень неохотно оплачивают стоимость российских энергоносителей. При советской власти они привыкли приобретать их по бросовым ценам и не хотят приобретать по мировым ценам, они никак не могут отвыкнуть от иждивенческих настроений. Если переговоры о возмещении долгов перед Россией за газ заходят в тупик, то российским компаниям приходится полностью отключать газ Украине и Белоруссии. Эти страны неоднократно пытались воровать российский газ из трубопроводов, которые идут по их территории в страны Западной Европы, поэтому Россия оказалась вынужденной строить новые газопроводы по дну Чёрного и Балтийского морей («Южный и Северный потоки») в обход территории этих стран. Вывод: Если Россия не будет развивать современные отрасли промышленности и машиностроение, то она останется сырьевым придатком стран Запада. Хотя, конечно, экспортировать нефть и газ – это гораздо лучше, чем бананы.В 2000 г. Россия играла незначительную роль в мировой торговле: российский экспорт составлял только 1,8% в объеме мировой торговли, а российский импорт – 1,2%. |
Большая двадцатка (также G20 или G-20, Группа двадцати; официально — англ. The Group of Twenty, major advanced and emerging economies) — клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. Участниками являются 20 крупнейших национальных экономик — Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз. Европейский союз представлен председателем Европейской комиссии и председателем Европейского совета. Кроме того, обычно на встречах G20 присутствуют представители различных международных организаций, среди которых Совет по финансовой стабильности, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация Объединённых Наций и Всемирный банк.
В совокупности, G20 представляет 85 % мирового валового национального продукта, 75 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира.
Является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков.
Какой, смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировая экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах международного разделения труда, и одно предложение, раскрывающее любой вид государственной политики в области международной торговли.
1) смысл понятия, например: «Мировая экономика — это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда»;
2) могут быть приведены следующие предложения:
— «Одной из причин международного разделения труда является уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны — на производстве сырья»;
— «Протекционизм — политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов».