Изменение структуры собственности в переходный период.

Приватизация

- переход от командно-административной системы к рыночной, т.е. изменение государственной собственности на частную с помощью процесса приватизации.

Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении про­блем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной экономики является разгосу­дарствление и приватизация госсобственности.

Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его ры­ночному регулированию. Т.е. представляет собой выведение из сферы государственного административно-командного управления не только основной массы гос­предприятий на основе приватизации, а также огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и потребитель­ской кооперации Приватизация — это составная часть разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциалистических странах госсектору принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих предприятий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерских хозяйств. Приватизация приводит к господству в экономике ин­дивидуальных и коллективных форм частной собственности. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоятельности товаропроизводители.

Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России, субъектов федерации и органы приватизации административно-территориальных. единиц. Основными способами приватизации является: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые ак­ционерные общества госпредприятия. 2. Продажа предприятий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа предприятий не по коммерче­скому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации предприятий. 4. Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых, средних предприятий обществами покупателей, создаваемых работниками предприятий

Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сер­тификаты. 3. Собственные средства негосударственных юридических лиц. 4. Заемные средства. 5. Иностранные инвестиции

Независимо от метода приватизация:

- закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяй­ствования.

- экономически соединяют работников со средствами производства с целью производительного функционирования.

- возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производст­венно- хозяйственной деятельности.

- обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.

По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При номенклатурной приватизации в руках государства концентрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенк­латурой. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает уча­стие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи предприятий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в раз­государствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие воз­можности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (ино­странные теневые капиталы, новые коммерческих структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности при­водит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не неза­висимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

Наши рекомендации