Работа с литературой и статистическим материалом
Навыки работы с литературными и статистическими источниками представляют собой навыки быстро разбираться в их структуре и сути, использовать в удобной и соответствующей теме проекта форме все, что показалось студенту ценным и нужным.
Наиболее частые ошибки при этом следующие: отсутствие целенаправленности, разбросанность в исследовании материалов, отвлечение от основной линии исследования, нерациональная форма записи прочитанного, забывание указания в этих данных самого источника и ссылок на страницы, что затрудняет в дальнейшем формирование ссылок по тексту проекта.
Работу с источниками можно разделить на три основные части:
– предварительное ознакомление с источником (позволяет определить степень целесообразности дальнейшего использования его в дальнейшем с точки зрения новизны и ценности для раскрытия темы);
– чтение (в зависимости от типа источника может применяться беглый просмотр и остановка на отельных частях материала или тщательная проработка материала в целом или его отдельных частей);
– ведение записей при чтении (элемент, не отделимый от процесса чтения, позволяющий сформировать в наиболее концентрированной форме основные положения и данные проекта, касающиеся того или иного раздела проекта);
При выполнении второй части проекта с источниками необходимо постараться усвоить, а не просто прочитать или заучить прочитанное. Усвоение материала – процесс его осознания, продумывания настолько глубоко, чтобы мысли автора, объединенные с собственными мыслями, превратились в единую систему знаний по данному вопросу.
Для этого необходимо проследить логику рассуждений автора и их доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить главное в их обосновании. Отделить основные положения от иллюстраций и примеров.
Что касается записей, то необходимым требованием к ним является их конкретность, полнота и лаконичность. Кроме того, студент должен четко понимать, в каком разделе или подразделе проекта будет использован данный материал и не забывать отмечать исходящие данные источника (автор, название, год издание, название журнала, страницы где размещен материал и пр.).
Часто целесообразным является использование закладок или пометок и выделений в тексте карандашом. Если предполагается копирование материалов или их сканирование, то в процессе чтения нужно сразу выписывать или отмечать страницы текста, представляющие наибольший интерес.
Кроме того, часто требуется составление словаря терминов и понятий, что необходимо в случае наличия нескольких обозначений одинаковых понятий или сокращений.
Важнейшим моментом при работе с информационными материалами и литературой, является фиксирование мест расположения найденной информации (отметки о названии книг, авторах, адресов сайтов и пр.) в соответствии с требованиями по оформлению сносок, ссылок и списка используемых источников (см. раздел 3). Практика составления выписок с одновременным формированием ссылок на источники первичной информации позволяет значительно сократить время работы при оформлении основной части проекта и формировании списка используемых источников.
Написание текста проекта
Собрав и исследовав литературные и статистические материалы, студент может переходить к написанию дипломного проекта.
Изложение разделов должно быть последовательным и логичным. Его необходимо постоянно соотносить с последовательностью постановки задач исследования. В некоторых случаях на этом этапе сама последовательность задач подвергается изменению, если студентом вскрыты факты нелогичности изложения материала в первоначальной последовательности.
Излагать материал необходимо своими словами, не допуская прямого переноса текста из литературных источников. Произвольное сокращение слов не допускается. При необходимости сокращений, понятия вводятся в текст в полном виде, и в скобках дается их сокращение. Статистические данные целесообразно проверить на логичность и снабдить их постраничными ссылками. Любые резкие изменения данных по периодам или по межстрановым различиям необходимо уметь интерпретировать. В любом случае данные должны быть проанализированы в тексте проекта.
Как правило, введение пишется после написания основной части и заключения, исключая определения объекта, предмета, целей и задач исследования. Последние нужно четко представлять до начала написания основной части.
Редактировать проект лучше спустя некоторое время, что позволяет по-новому взглянуть на него и устранить логические, стилистические и прочие недочеты. Лучше редактировать распечатанный вариант, так как в этом случае легче представить общность состава проекта и оценить соответствие и объемы наполнения каждого раздела.
После составления основной части и заключения может возникнуть потребность в некоторой корректировке темы проекта и уточнении перечня использованных источников.
В процессе подготовки проекта студент периодически, в соответствии с планом-графиком, консультируется с научным руководителем. При необходимости он может получить консультацию и от преподавателей кафедр, специалистов, обладающих высоким профессионализмом в области исследуемого вопроса. В этих случаях студенту оказывается содействие со стороны непосредственных руководителей проекта.
Написанные разделы проекта (черновики) в установленные сроки представляются научному руководителю и с его письменными замечаниями своевременно возвращаются студенту на доработку. Черновики разделов пишутся на одной стороне листа с широкими полями. Это делает возможным написание на полях замечаний научным руководителем, внесение собственных дополнений, поправок и облегчает подготовку нового, уточненного текста.
Первый вариант дипломного проекта представляется научному руководителю не позднее одного месяца до начала защиты. В соответствии с замечаниями руководителя в проект вносятся коррективы, проводится его окончательная доработка, после чего проект оформляется для представления к защите.